Глава 5. Буржуазные реформы 60—70-х гг. XIX в.
После отмены крепостного права, положение царизма продолжало оставаться критическим. Практически все сословия находились в оппозиции правительству. Диапазон недовольства был очень широк — от революционной идеологии демократических кругов до олигархических планов ограничения самодержавия наиболее консервативной части дворянства. Перед правительством стояла острейшая проблема «урегулирования» общественных отношений всеми доступными средствами, используя как карательный механизм, так и точно рассчитанные политические уступки. Такими уступками стали государственные реформы 60—70-х гг. XIX в.
Уже в период подготовки крестьянской реформы встал вопрос о новой системе местного управления. Прежде формальные обязанности заботы о крестьянстве государство возлагало на помещиков. Отмена крепостного права исключила такую возможность даже теоретически. В процессе подготовки крестьянской реформы вокруг вопроса о местном управлении возникло много мнений. Большинство дворянских депутатов склонялось к организации земств как органов местного самоуправления Высказывались даже голоса в пользу созыва Земской думы или Земского собора как высшего совещательного органа. Оценивая это явление в пореформенной России,
В. И. Ленин писал: «Самый сплоченный и самый образованный и наиболее привыкший к политической власти класс — дворянство — обнаружил с полной опредиленностью стремление ограничить самодержавную власть посредством представительных учреждений» (Т. 5.— С. 26). Игнорировать подобную позицию дворянства царизм не мог. В результате 1 января 1864 г. было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
После отмены крепостного права остро встал вопрос о соблюдении гражданских прав населения, гарантировавшихся судебной системой. К апрелю 1802 г. было завершено составление общего плана преобразований суда, который был опубликован под названием «Основные положения преобразования судебной части в России»- В отличие от земской реформы изменение судопроизводства не вызвало больших разногласий. Дворянские публицисты приветствовали опубликованный проект судебной реформы. Демократическая общественность не считала эту реформу важной и не уделяла ей сколько-нибудь заметного внимания. Указом 20 ноября 1864 г. были утверждены новые судебные уставы: «Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства». «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» Судебные уставы действовали отдельно от общей системы законодательства и поэтому не были введены в состав Свода законов Российской империи. Новый суд начал действовать только с 1866 г. и то не повсеместно. Уже в конце 1866 г. были осуществлены первые изъятия дел из ведения суда присяжных. В частности, дела по печати были переданы на рассмотрение судебных палат.
Отсталость России особенно ощущалась в области просвещения народа. Правительство стремилось хоть в какой-то степени решить проблему грамотности в стране и подготовить часть молодежи для общественной службы и для поступления в высшие и специальные учебные заведения. Одновременно царизм рассчитывал «нравственными мерями», опираясь на «христианские чувства» юношей, добиться укрепления основ государственности. Это был поворот от политики сдерживания народного образования к его развитию как массового идеологического средства воздействия на народ.
Началом школьной реформы послужил составленный в 1860 г. «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения». В окончательной редакции законы о начальной и средней школе были утверждены 14 июля и 19 ноября 1864 г.
В пореформенной России очень быстро наметился процесс развития городов. Архаичность системы городского управлении проявилась уже в момент ликвидации крепостного права. Весной 1862 г. началась разработка основ городской реформы. В губернских и уездных городах были созданы комиссии, которые подготовили свои предложения по городской реформе. Большинство комиссий высказалось в пользу «всесословности» избирательных прав городского населения. Широкое толкование принципа «всесословности» не устраивало правительственные круги, поэтому рассмотрение проекта городового положения искусственно затягивалось. Лишь в 1870 г. городовое положение было утверждено.
Большим размахом отличались военные реформы. Их содержание зависело не только от изменений внутри страны. Необходимость прогрессивных изменений в армии диктовалась развитием вооруженных сил других европейских государств, которые выступали как потенциальные военные противники России.
Первые преобразования в армии были проведены сразу после окончания Крымской мины, но затронули они лишь частные вопросы. Начало решительной перестройки произшло после вступления на пост военного министра Д. А. Милютина в 1861 г. По его настоянию на протяжении ряда лет проводилось сокращение численности армии. Уволенные из армии зачислялись в запас. К началу 1867 г. численность армии достигла 742 тыс. человек (в 1864 г. численность была 1132 тыс.). В августе 1864 г. была введена военно-окружная система управления войск. Это заметно упростило все военное управление в империи, сильно сократился штат военной бюрократии повысился авторитет командования строевых частей.
В 1863—1888 гг. была проведена военно-судебная реформа, призванная устранить юридические основания для произвола командиров. Были отменены телесные наказания как дисциплинарная мера; вводились единые уголовные наказания для военнослужащих всех сословий; исключался принцип децимации при наказании за групповые преступления и др.
Составной частью реформ было перевооружение армии. С 1856 г. вводилось нарезное оружие, что потребовало полной технической реконструкции оружейных, патронных и химических заводов. В результате строительства новых артиллерийских заводов Россия наряду с Германией стали монополистами в производство стальных орудий.
Слабым местом русской армии была подготовка командного состава. В 60-х гг. большинство офицеров не имело военного образования, поэтому вся система военного образования была подвергнута решительной перестройке. Были реорганизованы военные академии и открыты военные училища. Своеобразным рубежом стал 1868 г., когда были открыты юнкерские училища. Отныне никто не мог производиться в офицеры, не окончив юнкерского училища или не сдав при нем экзамены за полный курс. С 1867 г. стали создаваться учебные команды с двухгодичным сроком обучения для подготовки унтер-офицеров. В армии стало поощряться распространение грамотности как одного из факторов боевой подготовки.
Серия военных реформ завершилась введением 1 января 1874 г. Устава о воинской повинности, имевшего не только военное, но и политическое значение.