№ 160. Докладная записка начальника Главного управления государственных резервов при СНК СССР М. В. Данченко секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о мероприятиях по реорганизации танковой промышленности — 4 октября 1940 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1940.10.04
Источник: 
Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938 — июнь 1941). М.: Книжный Клуб Книговек, Москва, 2015. Стр. 642-645.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 385. Л. 40-45 Подлинник.

№ 160. Докладная записка начальника Главного управления государственных резервов при СНК СССР М. В. Данченко секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о мероприятиях по реорганизации танковой промышленности[1]

4 октября 1940 г.

Секретно.

Война на Западе, а также польско-финские события подтвердили громадное боевое значение танков как боевых машин современного боя.

Характер современной обороны — степень развития военно-инженерной техники, “насыщенность” огневыми средствами (пулеметы, мелкокалиберные пушки и полевые орудия) — требует массового применения танков различных боевых и ударно-огневых качеств. Эти события также выявили качественную сторону современных танков.

Современные танки оказались слабы как по своей броневой защите, так и по огневой мощи, а также несовершенны по техническому состоянию.

Не изменяя самой системы танкового вооружения, которая состоит из сочетания определенных типов боевых машин, тем не менее современный бой требует новых боевых, защитных и маневренных качеств тяжелых, средних и легких танков.

Германия, применяя во Франции в соответствующем сочетании среднетяжелого и легкого типа танки: первые — с достаточной ударно-огневой силой и броневой защитой, а вторые — с хорошей маневренностью и скоростью движения, имела колоссальное преимущество перед французскими танками, хотя и более мощными по броневой защите с малой маневренностью и подвижностью. Французские танки, будучи обойденными, часто плелись в хвосте быстро движущихся немецких танков; появлялись на поле боя тогда, когда немцы наносили основным войскам разгром, и сами сдавались на милость победителей.

Касаясь танкового вооружения  РККА, мы находим, что Красная армия обладает неплохими легкими танками типа Т‑26 и БТ, но на сегодня, с учетом последних военных событий; они должны быть модернизированы. Легкие танки типа БТ при соответствующей модернизации должны получить и дальнейшее развитие. Танки этого типа должны быть массовыми. Это механическая тяжелая кавалерия современного боя.

Тяжелые и средние танки уже слабо отвечают своему назначению и должны быть немедленно модернизированы.

Созданная в настоящее время боевая машина КВ по своей идее, вооружению, весу, боевой защите, подвижности в основном отвечает боевым требованиям, но техническая сторона — трансмиссия, ходовая часть — далеко несовершенны. Трансмиссия в таком виде, как мы ее до сих пор применяем и применяли в КВ, себя изжила и необходима принципиально новая. Двигатель этого танка, при устранении отмеченных недостатков, будет вполне отвечать требованиям.

Необходимость в таком танке на сегодня чрезвычайно большая. Конструктивное же и техническое состояние таково, что танк не может быть принят на массовое вооружение Красной армии. Поэтому, до разработки более совершенного образца, на ближайшее время можно допустить применение на вооружение этого танка, постепенно устраняя недостатки в посерийных выпусках.

Не прекращая работы по выпуску этих танков, необходимо срочно приступить к проектированию танка на принципиально новой технической основе.

Учитывая боевой опыт действия танков в последних военных событиях, мною и преподавателем Академии механизации и моторизации Красной армии т. Благонравовым разработана новая схема танковой трансмиссии, которая исключает целый ряд недостатков, присущих современным трансмиссиям и, в частности, трансмиссии танка КВ. Предлагаемая трансмиссия устраняет недостатки существующего механизма управления и дает совершенно новое конструктивное решение коробки перемены передач и др. Предлагаемая трансмиссия дает возможность танку совершать поворот вокруг своей оси путем перекатывания гусениц в разные стороны, а это дает танку чрезвычайную гибкость при маневрировании.

Предлагаемая нами схема трансмиссии была обсуждена в Комитете обороны на совещании представителей Наркомсредмаша, Наркомтяжмаша и НКО, признана вполне целесообразной и необходимой для применения в новых танках КВ и Т‑34. Поэтому 7 июня с. г. КО было дано распоряжение Наркомтяжмашу и Наркомсредмашу изготовить к 1 августа с. г. технический проект предложенного нами механизма: первому — применительно к танку КВ на Кировском заводе, второму — применительно к танку Т‑34 на заводе № 185.

Конструкторские бюро этих заводов, давая высокую оценку предложенному механизму и считая необходимым применение его для существующих танков, тем не менее не приступили к разработке технического проекта по следующим причинам.

1. Большая занятость конструкторских бюро по доработке танков КВ и Т‑34.

2. Большой недостаток конструкторских сил.

3. По конструктивным особенностям предложенного механизма и сложности расчетов.

Для выполнения задания Комитета обороны заводы  потребовали постоянного присутствия при проектировании авторов. Распоряжение КО также предусматривало участие авторов при проектировании этого механизма. Я по роду своей работы постоянного и непосредственного участия принять не могу, т. Благонравов также в настоящее время не может принять непосредственного участия в проектировании, так как он является основным преподавателем, ведущим академический курс “Расчет и конструкция танков”. Читаемые им лекции по этому курсу будут закончены только в декабре.

Такое положение заставило меня обратиться к председателю Комитета обороны т. Ворошилову К. Е. с предложением — как выход из создавшегося положения и для ускорения проектирования — передать изготовление технического проекта Академии механизации и моторизации Красной армии им. т. Сталина. Тов. Ворошиловым дано согласие и предложено академии принять изготовление технического проекта трансмиссии для танков КВ и Т‑34.

НКО (ГАБТУ)[2], находя предложение важным, считает целесообразным для ускорения дела проектирование вести в академии. Сроки проектирования академией установлены: по танку Т‑34 — к 20 октября с. г., КВ — к 1 декабря с. г., после чего технические проекты будут представлены в КО для обсуждения и передачи на заводы для изготовления самих механизмов.

Танковое производство

Мне кажется, что современная организация нашего танкового производства не вполне обеспечивает оборонные требования в области танкового вооружения. Танковое производство сосредоточено по нескольким наркоматам, в основном — НКСМ, НКТМ, НКСП и др. Работа заводов и конструкторских бюро этих заводов находится в изолированном друг от друга положении и нет органа, обобщающего опыт танкового производства и конструирования.

Конструкторские бюро на заводах имеют в основном молодых конструкторов, правда, способных, но еще слабо усвоивших танковое дело, а главное — недостаточное их количество.

Конструкторские бюро варятся в собственном соку, заняты по горло текущей производственной работой и не имеют перспективы. Отсутствие центрального проектно-конструкторского органа танковой мысли, работающего в области перспективы и развития, привело к тому, что на предъявленные требования со стороны армии по созданию мощных танков с сильным вооружением и защитой промышленность ответила образцом танка КВ, своей идеей отвечающего этим требованиям, но по своему техническому состоянию этот танк, без  ввода принципиально новой схемы трансмиссии, полностью боевым требованиям отвечать не будет.

Для того чтобы поднять танковую промышленность и проектное дело на должную высоту, необходимо принципиально реорганизовать последние. Эту реорганизацию я мыслю созданием специального Наркомата танко-тракторной промышленности, т. е. необходимо создать наркомат по производству танков и гусеничных тракторов, отвечающих военным требованиям. Такой наркомат, кроме заводов и конструкторско-производственных бюро на них, должен иметь центральный танково-проектный и опытно-производственный институт, обобщающий опыт танкостроения. Этот наркомат должен иметь и учебный танко-тракторный институт, готовящий инженеров — производственников и конструкторов танкового дела.

Успехи немцев в танкостроении можно отчасти объяснить и тем, что три основные фирмы по танкостроению “Даймлер”, “Рейн-металл” и “Крупп” обобщали свой опыт, совместно испытывая и совершенствуя свои танки. (Это было в СССР, в Казани, в 1929‑32 гг.).

Необходимо собрать всех лучших конструкторов промышленных наркоматов и НКО. Наша страна должна и может стать передовой танковой страной. Мне кажется, это необходимо сделать в кратчайший срок.

Нам нужны десятки тысяч современных танков, а теперь наркоматы танковым вопросам, наверное, больше 10‑15% от своих производственных задач внимания не уделяют. Создание специального Наркомата танко-тракторной промышленности разрешит целый ряд производственно-организационных вопросов.

Докладывая Вам, т. Сталин, о нашем предложении, я также считал необходимым высказать мои мысли Вам и в отношении самого танкового вооружения, которому Вы также отдаете много времени.

Начальник Управления госрезервов при СНК СССР М. Данченко.

Примечания:

[1] Докладная записка аналогичного содержания была также направлена В. М. Молотову (см.: РГАСПИ Ф. 82. Оп. 2. Д. 572. Л. 7—10). См. об этом также документ № 171.

[2] Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) Красной армии было создано 26 июня 1940 г. путем реорганизации Автобронетанкового управления РККА и подчинялось непосредственно наркому обороны. Его структура выглядела следующим образом: управления — боевой подготовки автобронетанковых войск, бронетанковое, автотракторное, эксплуатации и ремонта автобронетанкового и тракторного парка, отделы — мобилизационно-плановый, кадров, финансовый, а также общая и секретная части. 7 декабря 1942 г. ГАБТУ было реорганизовано в два главных управления: Главное управление формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск Красной армии и Главное бронетанковое управление Красной армии. Задачи, связанные с организацией снабжения, эксплуатацией, ремонтом автомашин и подготовкой автомобильных кадров Красной армии, были переданы тогда же созданному Главному автомобильному управлению. Задачи, связанные с организацией снабжения, эксплуатацией, ремонтом тракторов и подготовкой кадров для них, переданы Главному управлению командующего артиллерией Красной армии и Главному артиллерийскому управлению Красной армии.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 385. Л. 40-45 Подлинник.