№ 138. Докладная записка секретаря Комитета обороны при СНК СССР И. А. Сафонова заместителю председателя комитета H. А. Вознесенскому о ходе работ по получению изделий из многослойной брони и о мерах по их форсированию — 16 марта 1940 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1940.03.16
Источник: 
Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938 — июнь 1941). М.: Книжный Клуб Книговек, Москва, 2015. Стр. 582-584.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 92. Д. 251. Л. 77-78. Заверенная копия.

№ 138. Докладная записка секретаря Комитета обороны при СНК СССР И. А. Сафонова заместителю председателя комитета H. А. Вознесенскому о ходе работ по получению изделий из многослойной брони и о мерах по их форсированию

16 марта 1940 г.

Совершенно секретно.

1. Согласно постановлению КО от 28 мая 1939 г.[1], при Наркомтяжмаше организовано Спецбюро (начальник т. Рудаков Н. А.) для руководства опытными работами по получению изделий из многослойной брони.

Основной производственной базой определялся Кировский завод с филиалом на Ижорском заводе для изготовления судовой брони. План работ Спецбюро на 1939 г., представленный НКТМ — т. Малышевым В. А. и НКСП — т. Тевосяном И. Т., утвержден Комитетом обороны.

Планом предусматривалось:

«Освоение сложных конфигураций для танкового производства: а) башенные установки; б) лобовые и бортовые листы».

«Разработка технологического процесса и отливка брони для береговых сухопутных сооружений и корабельной брони, обеспечивающего наивысшую бронестойкость плит».

2. Постановлением КО от 14 января 1940 г.: 1) отмечено невыполнение плана работ Спецбюро на 1939 г., особенно по танковой и корабельной броне; 2) предложено т. Малышеву В. А.: «а) пересмотреть план работ Спецбюро на 1940 г. с внесением в него работ по изготовлению литой двухслойной брони, толщиной от 45 до 75 мм для танков КВ и Т‑34; б) обеспечить окончание работ по танку КВ к 1 мая 1940 г.»[2].

Сотрудники Секретариата КО при выезде в г. Ленинград (на Кировский и Ижорский заводы) установили, что Спецбюро (при существующей организации) не может справиться со всеми задачами, поставленными перед ним Комитетом обороны, что видно из следующего.

1. На Кировском заводе созданы две экспериментально-исследовательские группы, работающие над освоением: первая — щиты для амбразур капониров, кожуха рамки и кожуха маски для танка КВ и щек дробилок и вторая — самолетных спинок и лобового щита и башни танка КВ.

Лабораторная и производственная базы Кировского завода не обеспечивают выполнение всех работ по освоению литой двухслойной брони для танков КВ и Т‑34, согласно постановлениям Комитета обороны.

2. Филиал Спецбюро на Ижорском заводе не создан. Все работы Спецбюро проводятся через литейный отдел НИИ‑48. Лабораторная база НИИ‑48 и производственная база Ижорского завода обеспечивают выполнение всех работ по корабельной броне и могут с успехом выполнить все основные работы по танковой броне.

3. Нет делового контакта в работе Спецбюро и НИИ‑48, что создает никому не нужные трения и споры об объеме работ бюро и института, о роли каждого из них в той или другой проделанной работе. Не прекратились прения по вопросу наименования метода: метод ли т. Рудакова, метод ли Кировского завода или метод, ранее известный металлургии.

4. Ввиду того что в НИИ‑48 и на Ижорском заводе проводятся основные работы по изготовлению литой двухслойной брони для танка КВ по заданиям Спецбюро и на этих же — лабораторной и производственной — базах согласно постановлению КО от 27 декабря 1939 г. проводятся работы по изготовлению литого танка КВ из гомогенной брони, создается параллельность в работе, которая вредит, а не ускоряет получение положительных результатов. Соревнование в получении кондиционной танковой брони, изготовленной разными способами, не может быть здесь организовано, так как обе работы проводятся на одной и той же производственно-лабораторной базе, одними и теми же людьми. Так же, видимо, будет и с работами над броней танка Т‑34 и с другими заданиями.

5. НИИ‑48 проводит работу по получению деталей из гомогенной брони. Этими же работами занимается и Спецбюро для получения сравнительных данных с отливками из двухслойной брони.

Сотрудниками секретариата КО осмотрены две башни танка КВ, прошедшие полигонные испытания: одна — гомогенная (НИИ‑48) и другая — двухслойная (Спецбюро-и НИИ‑48).

Гомогенная башня после первых выстрелов развалилась, тогда как двухслойная испытывалась 18‑ю 76‑мм снарядами и получила пробоины только на скоростях выше условий технической приемки. Толщина стенок обоих башен не 75 мм, как установлено для танка КВ, а 82‑87 мм, башни не подвергались механической обработке и потому еще рано утверждать что освоен процесс изготовления башен из двухслойной брони.

Спецбюро совместно с НИИ‑48, несмотря на наличие целого ряда организационных неполадок, проделали работу, на основании которой можно утверждать, что поставленная задача в получении доброкачественных броневых отливок может быть разрешена.

В январе и феврале 1940 г. Спецбюро провело испытания корабельных башен танка КВ, кожухов капониров и др. Материалы испытаний направлены в Наркомтяжмаш.

Для форсирования работ по освоению броневого литья секретариат КО считает целесообразным:

1. Все техническое руководство работами по получению литой двухслойной и гомогенной брони сконцентрировать в НИИ‑48. Для этого:

а) организовать отдел броневого литья. Отдел подчинить специально выделенному для этого заместителю директора института. Включить в отдел лучших броневиков Кировского и Ижорского заводов;

б) разрешить НИИ‑48 использовать все материалы и весь опыт, приобретенный Кировским заводом и Спецбюро по литой многослойной броне.

2. Производственной базой по отливке деталей капониров и отдельных деталей танка КВ считать Кировский завод. В дальнейшем все производство брони для танка КВ сконцентрировать на Кировском заводе. (В настоящее время завод разрабатывает мероприятия по использованию имеющегося на заводе броневого стана, который не загружен). Создать группу броневиков в лаборатории Кировского завода, включив в нее работников Спецбюро.

3. Производственной базой по отливке судовой брони и башен танка КВ считать Ижорский завод. Работы по отливке деталей корпуса танка Т‑34 поручить Мариупольскому заводу и филиалу НИИ‑48 (г. Мариуполь).

4. Спецбюро при НКТМ ликвидировать.

Прошу Вашего указания о детализации и согласовании выдвинутых предложений секретариатом КО с Наркомтяжмашем и Наркомсудпромом для подготовки проекта постановления КО.

И. Сафонов.

Примечания:

[1] См. документ № 79.

[2] 14 января 1940 г. Комитет обороны при СНК СССР принял постановление № 25сс «О выполнении постановления Комитета обороны при СНК Союза ССР № 124сс от 28 мая 1939 г. “Об организации производства литой многослойной брони"», в котором отметил невыполнение плана работ Спецбюро при Наркомате тяжелого машиностроения СССР на 1939 г., особенно по корабельной и танковой броне. Наркомату предлагалось: «а) пересмотреть план работ Спецбюро на 1940 г. с внесением в него работ по изготовлению литой двухслойной брони толщиной от 45 до 75 м для танков КВ и Т‑34; б) обеспечить окончание работ по танку КВ к 1 мая 1940 г.; в) поквартально информировать КО о ходе работ по отливке многослойной брони». В этом же постановлении была удовлетворена просьба наркома тяжелой промышленности В. А. Малышева о командировании двух сотрудников Спецбюро на заводы  “Шкода” для ознакомления с технологией производства литой многослойной брони. (ГА РФ. Ф. Р‑8418. Оп. 28. Д. 95. Л. 41.).

РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 92. Д. 251. Л. 77-78. Заверенная копия.