9 сентября 1933 г. — Доклад начальника Военно-морских сил РККА В. М. Орлова наркому по военным и морским делам СССР и председателю Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилову о состоянии строительства подводных лодок
Доклад начальника Военно-морских сил РККА В. М. Орлова наркому по военным и морским делам СССР и председателю Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилову о состоянии строительства подводных лодок
9 сентября 1933 г.
Докладываю, что положение с постройкой подводных лодок на всех заводах НКТП, несмотря на соответствующие решения правительства, продолжает оставаться по-прежнему неудовлетворительным. Из 39 подлежащих сдаче в 1933 г. подлодок на сегодня предъявлено к сдаточным испытаниям всего 8, причем до сих пор ни одна из этих подлодок не принята, вследствие ряда обнаруженных на испытаниях недостатков.
А. Дальний Восток
Подлодки типа «Карась»¹*. Из 9 подлодок, которые должны быть сданы в этом году, пока предъявлено к приемным испытаниям только две (229 и 159).
Тов. Гамарником были 10 августа 1933 г. установлены следующие сроки сдачи шести подлодок, строящихся на Дальзаводе: первая (229) — до 1 сентября; вторая (159) — до 15 сентября; третья (160) — до 1 октября; четвертая (230) — до 15 октября; пятая (457) — до 1 ноября; шестая (458) — до 15 декабря. Однако срок сдачи первой подлодки уже не выдержан вследствие происшедшей аварии дизеля (поломка поршня, втулки цилиндра и мотылевых подшипников) при 24‑часовом испытании; подлодка прекратила сдаточные испытания в ожидании исправления дизелей. Не подлежит сомнению, что сроки, установленные т. Гамарником, не будут выдержаны Дальзаводом.
Подлодки «Осиповского затона» (должны быть сданы 4 подлодки к 15 сентября) находятся еще в более тяжелом положении — только одна подлодка (234) переведена во Владивосток, вторая (233) имеет готовность 82,5%, а третья и четвертая (232 и 231) — соответственно 42% и 24%. Совершенно ясно, что подлодки 232 и 231 не могут быть сданы в 1933 г. Кроме того испытания подлодок ДВ показали, что надводная скорость вряд ли будет получена более 12,5 узлов (вместо 14,5 по спецификации) и подводная скорость — около 8 узлов (вместо 9,5 узлов по спецификации). Наконец, на подлодках обнаружен крупный дефект в приводах горизонтальных рулей, которые на глубине свыше 60 м отказываются работать.
Подлодки типа «М»²*. Из 20 подлодок, которые должны быть сданы в этом году еще ни одной лодки не предъявлено к приемным испытаниям, в то время как по постановлению правительства от 2 апреля 1933 г. на 1 сентября должно быть уже сдано 7 подлодок³*.
Заводские же испытания двух лодок (236 и 243) показали ряд крупных конструктивных дефектов — неудовлетворительность и громоздкость привода от главного и экономического электромотора к компрессору высокого давления, медленность продувания торпедо-залповой систерны, недопустимо тяжелый для открывания привод кингстона носовой балластной систерны, совершенно неудовлетворительный привод носовых горизонтальных рулей, плохая судовая и батарейная вентиляция и другие более мелкие недостатки. Скорость лодок как надводная, так и подводная выдержаны также не будут. Указанные выше недостатки столь серьезны, что они прямым образом влияют на боеспособность подлодки типа «М» и потому обязательно должны быть устранены до предъявления подлодок к сдаточным испытаниям.
Необходимо констатировать вялость и недостаточность мероприятий, предпринимаемых ГУСПом, несмотря на ряд настойчивых указаний У ВМС, для устранения обнаруженных на «Малютках» недостатков; более того, имеется стремление Николаевских государственных заводов дать первые подлодки со значительными дефектами с последующим их исправлением на ДВ. В связи с этим сроки сдачи «Малюток» затягиваются, и нельзя даже ориентировочно определить, когда и в каком количестве будет произведена сдача этих подлодок.
Б. Балтийское море
Подлодки типа «Ленинец»⁴*. Из 3 подлодок, которые должны быть сданы в этом году и предъявлены к сдаче согласно гарантийному письму начальника ГУСПа т. Кондратьева: первая — 15 мая 1933 г., вторая — 15 июня 1933 г. и третья — 25 июля 1933 г., до сих пор ни одной не сдано. Предъявлено к сдаточным испытаниям 2 лодки, из них последняя только 1 сентября 1932 г. Заводские испытания этих лодок показали ряд дефектов, из которых наиболее существенным является неотработанность системы пневматического открывания кингстонов балластных систерн — кингстоны открываются неодновременно, и поэтому необходимо держать у всех кингстонов людей.
Подлодки типа «Щука»⁵*. Из подлежащих сдаче в этом году 4 подлодок также ни одной не сдано и предъявлено к сдаточным испытаниям 2 подлодки, причем одна из них уже заканчивает испытания. Испытания этих лодок показали тот же дефект в приводах горизонтальных рулей, что и на подлодках типа «Карась» ДВ. Скорость надводного хода также не выдержана — 11,9 узлов вместо 13,75 по спецификации. Четвертая подлодка — «Комсомолец»⁶* в этом году сдана не будет, т. к. заводом «Красное Сормово» произведен монтаж исключительно скверно.
В. Черное море
Подлодки типа «Гарибальдиец». Из трех подлодок, которые должны быть сданы в этом году, предъявлены к испытаниям 2 лодки, причем головная сдается с декабря 1932 г. и, вследствие ряда дефектов и отсутствия полагающегося ей технического снабжения и, в частности, запасных частей по дизелям и электрооборудованию, до сих пор еще не принята. Спецификационные скорости этих судов также не получены: надводная — 14 узлов вместо 14,7 узлов; подводная — 8,3 узлов вместо 9 узлов. Главными причинами подобного явно неудовлетворительного положения с постройкой подлодок надо считать:
1. Недостаточные усилия и внимание Народного комиссариата тяжелой промышленности, уделяемые строительству военных кораблей. Укрепление административно-хозяйственного и технического руководства заводов ГУСПа произведено крайне слабо, мобилизация 2 тыс. рабочих для верфей и судостроительных заводов, как это требует постановление правительства от 11 июля 1933 г.⁷*, не проведена; снабжение заводов ГУСПа материалами по-прежнему идет неудовлетворительно, проверка работы ГУСПа и его заводов, а также заводов-контрагентов отсутствует.
2. Крайне плохая по качеству и некомплектная работа цехов судостроительных заводов, а также заводов-контрагентов, что особенно резко обнаруживается в процессе испытаний судов.
3. Ряд конструктивных дефектов в новых устройствах и крайне вялые темпы изучения этих недостатков и их устранения.
В целях решительного содействия ускорению процесса сдачи судов, а также ввиду отсутствия у ГУСПа сдаточных экипажей, все командиры, инженеры-механики и весь личный состав подлодок на время производства испытаний как заводских, так и сдаточных, передан мною в распоряжение директоров соответствующих заводов. Участие личного состава в сдаточных испытаниях регламентировано согласованным с т. Кондратьевым и утвержденным мною 20 апреля 1933 г. «Положением о порядке участия личного состава подлодок в сдаточных испытаниях». Кроме того все наиболее квалифицированные инженеры-механики и краснофлотцы участвовали и участвуют в монтаже подлодок как инженеры и рабочие заводов.
Приемные комиссии и РВС морей получили ряд самых жестких указаний о недопущении требований каких-либо мелких переделок и улучшений, при одновременной тщательной проверке всех тактических элементов кораблей и при решительном повышении требовательности к качеству, в соответствии со спецификацией, всех предъявленных заводами к сдаче механизмов и устройств.
Аппарат наблюдения за постройкой кораблей (Управление кораблестроения, комнабы), а также личный состав судов, принимают самое энергичное участие в выявлении всех конструктивных недостатков, в исследовании их причин и в разработке мер к их устранению. Однако усилия органов ВМС не могут восполнить крупнейших недостатков в организации и работе промышленности. По-видимому, без нового решительного нажима на НКТП военное судостроение еще долго будет оставаться в неудовлетворительном положении.
Докладываю при этом, что НКТП до сих пор не предпринял сколько-нибудь серьезных мероприятий по реализации постановления правительства о программе военного судостроения (от 11 июля 1933 г.), даже заказы на сталь для кораблей закладки 1933 г. до сих пор не размещены, и закладка 3 новых лидеров (все рабочие чертежи имеются), 4 тральщиков, а также 13 гидрографических судов находится под угрозой срыва.
Для обеспечения выполнения как программы сдачи кораблей в 1933 г., так и всей программы военного судостроения, необходимо:
1. Обязать наконец НКТП произвести в кратчайший срок решительную перестройку работы всех заводов ГУСПа, немедленно укрепив их административно-хозяйственное и техническое руководство наиболее сильными директорами и инженерами, а также выполнить решение правительства о мобилизации 2 тыс. рабочих для заводов ГУСПа Дальнего Востока.
2. Указать НКТП на безусловную необходимость предъявления к сдаточным испытаниям судов только вполне законченных и испытанных самими заводами со всеми запасными частями и техническим снаряжением.
3. Подтвердить НКВМ (т. Орлову и т. Сивкову) не принимать от НКТП кораблей, не вполне укомплектованных и не имеющих всех положенных запчастей и техснабжения⁸*.
4. Предложить НКТП (т. Кондратьеву) в кратчайший срок произвести исправления всех обнаруженных в процессе испытаний на подлодках типа «М» дефектов и только после этого исправления предъявить подлодки к сдаче.
5. В виде исключения допустить условную приемку: а) подлодки «Гарибальдиец» с обязательством НКТП устранить обнаруженные дефекты и подать запасные части и техснабжение в гарантийный период; б) подлодки «Щука» с обязательством устранить в зимний период после тщательного изучения вопроса неисправность в приводах горизонтальных рулей.
6. Предложить НКТП к 1 октября 1933 г. доложить правительству о принятых им мероприятиях по реализации постановления СТО от 11 июля 1933 г. «О программе военно-морского судостроения».
7. Предложить НКТП немедленно уточнить план (и форсировать его выполнение) заводских и сдаточных испытаний подлодок и прочих военных кораблей по плану заказов 1933 г.
Начальник Военно-морских сил РККА Орлов
Примечания:
¹* Подводные лодки типа «Карась» являлись улучшенным продолжением проекта III серии типа «Щука» (УВМС присвоило этим лодкам обозначение «Щука‑А») и впоследствии были отнесены к V серии. Всего УВМС РККА планировало в декабре 1931 г. для срочной постройки 12 лодок для Дальнего Востока. Главным исполнителем этого срочного заказа стал Балтийский завод, где техническое бюро № 4 (позднее ЦКБС‑2) составило общий проект лодок. Головная лодка «Карась» (позднее «Лосось», с 1934 г. — ГЦ‑101) была заложена 20 марта 1932 г. Почти одновременно заложили и остальные одиннадцать. Корпуса лодок по железной дороге доставлялись из Ленинграда на Дальний Восток. Сборка осуществлялась на Дальзаводе во Владивостоке и в «Осиповском затоне» (Хабаровск). Спущенный на воду 25 декабря 1932 г., «Лосось» («Карась») вступил в строй Морских сил Дальнего Востока в сентябре 1933 г. Через год — в сентябре 1934 г. — флотом была принята последняя лодка V серии.
²* Работа по созданию малых подводных лодок («М») для условий Балтийского моря была начата по инициативе Морского управления Штаба РККА в мае 1930 г. Эскизный проект разработало Техбюро № 4 под руководством А. Н. Асафова, и 20 марта он был утвержден в РВС СССР. Постройка лодок, а также составление общего проекта лодки VI серии были возложены на Николаевский завод им. А. Марти. Одновременно строительство шло на заводе им. «61 коммунара». По окончании постройки 28 лодок были частично разгружены, на специальных железнодорожных транспортерах доставлены во Владивосток, спущены на воду и введены в строй. Первые две «Малютки» М‑1 и М‑2 вступили в состав Морских сил Дальнего Востока в конце апреля 1934 г., последняя (М‑28) — в августе 1935 г., М‑51 и М‑52 — в сентябре 1934 г. пополнили Морские силы Черного моря. Испытания первых «Малюток» VI серии выявили серьезные конструктивные недостатки, но, несмотря на недостатки проекта, в августе 1933 г. было принято решение о продолжении постройки «Малюток» по улучшенному варианту, получившему название М1‑бис серия. Эти лодки, строившиеся уже после смерти Асафова в марте 1934 — октябре 1936 г., стали первыми подводными кораблями отечественного флота с цельносварными прочными корпусами. Всего в этой серии было построено 10 лодок.
³* Постановление СТО СССР № 13сс/о «О выполнении заказов на 30 малых подлодок». (ГА РФ. Ф. Р‑8418. Оп. 28. Д. 1. Л. 97‑98).
⁴* Технический проект лодок II серии разрабатывался в Техбюро № 4 под руководством Б. М. Малинина в 1928‑1929 гг. Первые три лодки II серии — «Ленинец» (Л-1), «Марксист» (с 1931 г. — «Сталинец») и «Большевик» (с 1931 г. — «Фрунзовец») — были заложены на Балтийском заводе 6 сентября 1929 г. В марте-апреле следующего года на заводе им. А. Марти заложили однотипные «Гарибальдиец», «Чартист» и «Карбонарий»), Головная лодка «Ленинец» была спущена на воду 28 февраля 1931 г. и вступила в строй 22 октября 1933 г. Параллельно с ней строилась и вся серия. На создание пяти лодок было затрачено около 50 месяцев. Впервые в отечественном кораблестроении лодки типа «Ленинец» получили стальные торпедные аппараты вместо прежних бронзовых. Однако создать предусмотренную заданием систему беспузырной торпедной стрельбы для них не удалось. К недостаткам лодок II серии относились длительное погружение, большая шумность механизмов, скорость погрузки торпед. Наибольшие нарекания моряков вызывали низкие качества элементов аккумуляторных батарей и плохая система вентиляции ям. Опыт этих аварий был учтен и система вентиляции и устройство аккумуляторных ям лодок типа «Ленинец» были усовершенствованы. Усовершенствованный проект «Ленинца» был реализован при постройке шести больших подводных лодок для Дальнего Востока. Эти лодки первоначально были отнесены к II‑бис, а затем к XI серии. «Ворошиловец», «Дзержинец» и «Кировец», заложенные в апреле-июне 1934 г., строились ударными темпами на Балтийском заводе, а собирались и сдавались на Дальзаводе во Владивостоке. Они вступили в строй в конце 1936 г. «Менжинец» строился на заводе им. А. Марти в Николаеве и был закончен на Дальзаводе в декабре 1937 г. Заложенные с ним одновременно (июнь 1934 г.) николаевскими корабелами Л‑11 и Л‑12 были собраны на еще строящейся Амурской верфи в Комсомольске-на-Амуре и вступили в строй в конце 1938 г.
⁵* Разработка подводных лодок типа «Щука», была начата в 1928 г. в Научно-техническом бюро под руководством А. Н. Гарсоева и Б. М. Малинина. Последний вариант проекта был утвержден Реввоенсоветом в 1930 г. Головная лодка «Щука», давшая наименование всей серии, была отнесена к средним подводным лодкам. Она была спущена на воду в декабре 1930 г. и вступила в строй в октябре 1933 г. Разработка средних подводных лодок была продолжена в проекте «Щука‑Б», отнесенного к VII, а потом к V‑бис сериям с устранением в ней недостатков. По нему построили 14 подводных лодок. Головная — «Стерлядь» — была заложена на Ленинградском заводе им. Марти 10 октября 1932 г., собрана на Дальзаводе и вступила в строй морских сил Дальнего Востока в январе 1935 г. Строительство шло также на Балтийском заводе и Дальзаводе. Всего до марта 1935 г. в состав морских сил Дальнего Востока поступили восемь подводных лодок V‑бис серии. Четыре лодки V‑бис серии были построены для морских сил Черного моря на заводе им. Марти в Ленинграде со сборкой на заводе им. «61 коммунара» (г. Николаев). Последняя лодка этой серии вступила в строй в декабре 1935 г. Одновременно с разработкой общего проекта V‑бис серии ЦКБС‑2 разработало улучшенный проект средней лодки VIII серии (позже V‑бис II серии) по заданию на «Щуку‑Б». Головная лодка этой серии «Треска» была заложена на Балтийском заводе 6 ноября 1933 г., спущена на воду 1 августа 1934 г. Строительство велось также на заводе «Красное Сормово». Последняя лодка, предназначенная для тихоокеанского флота, вступила в строй в ноябре 1935 г., а последняя черноморская — в декабре 1936 г. В ходе эксплуатации подводные лодки типа «Щука» всех серий (43 лодки) показали себя достаточно надежными кораблями.
⁶* Подводная лодка «Комсомолец» (Щ-304) — четвертая лодка серии «Щука» была заложена 23 февраля 1930 г. на заводе «Красное Сормово». После спуска на воду корпус «Комсомольца» в плавучем доке был доставлен из Горького в Ленинград по внутренним водным путям. Лодка достраивалась на Балтийском заводе и вступила в строй в августе 1934 г. Опыт создания лодки, впоследствии пригодился при серийной постройке подводных лодок в Горьком.
⁷* Cм. документ от 11 июля 1933 г. — Постановление СТО СССР № 58сс/о «О программе военно-морского судостроения на 1933‑1938 гг.»
⁸* На странице поверх текста рукописные пометы К. Е. Ворошилова — к п. 3: «Совершенно правильно. В. 15 сентября 1933 г.»; к пункту 4: «Правильно. В»; к пункту 5: «На это можно пойти, но только под личную ответственность начальника ВМС т. Орлова. В. 15 сентября 1933 г.»; к пункту 6: «Поставить на КО теперь же. В. 15 сентября.»
РГАВМФ. Ф. 441. Оп. 11. Д. 12. Л. 230-237. Подлинник.