Глава 1. Революционная ситуация в России накануне отмены крепостного права

В конце 50-х гг. XIX в. в России сложилась первая революционная ситуация. Обстоятельный анализ ее был дан В. И. Лениным. Начав с первой постановки проблемы в 1901 г. ( Гонители земства и ганнибалы либерализма), Ленин разработал и изложил концепцию революционной ситуации в ряде последующих работ. Известным обобщением ленинского исследования темы явилась всесторонняя характеристика революционной ситуации, представленная в работе «Крах II Интернационала» (1915). Понимая под революционной ситуацией всеохватывающий революционный кризис, возникающий в переломные моменты общественного развития, Ленин указал следующие признаки этого явления: «Для марксиста не подлежит сомнению, что революция невозможна без революционной ситуации, причем не всякая революционная ситуация приводит к революции. Каковы, вообще говоря, признаки революционной ситуации? Мы наверное не ошибемся, если укажем следующие три главные признака: 1) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класс и, создающим трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому. 2) Обострение выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов. 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, актиьности масс, в «мирную, эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими верхами», к самостоятельному историческому выступлению.

Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция — по общему правилу — невозможна. Совокупность этих объективных перемен и называется революционной ситуацией» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 26.— С. 218—219; далее будут указываться номер тома и страницы).

Все отмеченные Лениным признаки присутствовали в конце 50-х гг. XIX в. в России. «Кризис верхов» проявился в глубоком осознании правящем классом невозможности сохранить свое господство в неизменном виде, в поиске путей частичного преобразования общественно-политических порядков в стране. Тесно связанный с кризисом верхов» и вытекающий из него «кризис политики господствующего класса выразился в серии грабительственных мероприятий по подготовке крестьянской и других буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.

«Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов», обусловленное кривом феодально-крепостнической системы, определялось на рубеже 50—60-х гг. всей совокупностью внутренних и внешних обстоятельств. Сюда следует отнести и влияние Крымской войны, и стихийные бедствия (неурожаи, голод, эпизеотии) середины XIX в., усиление давления на крестьян, как со стороны помещиков, так и со стороны государства, стремившихся поправить свое положение за счет ужесточения эксплуатации. Неизбежным следствием этого явилось «значительное повышение активности масс». Повсеместное распространение слухов о близком освобождении крестьян сначала 1857 г., опубликование в конце 1857 г. царских рескриптов и образование в 1856 г. губернских комитетов по улучшению быта помещичьих крестьян послужили, причинен подъема крестьянского движения. 6 ходе его возникали и новые формы крестьянской борьбы, как, например, трезвенное движение 1859 г. Важной составной

частью массовых движений явились волнения горнозаводских крестьян рабочих Урала. вольнонаемных, занятых на строительстве железных дорог, протестовавших против притеснений нанимателей, нарушений договоров, тяжелых условий труда и быта.

Все факторы, составляющие революционную ситуацию, было тесно связаны между собой, что подчеркивал и Ленин. Это положение прочно вошло в историографию. Однако в трактовке этих взаимосвязей существуют некоторые расхождения. Согласно одной точке зрения исходным, определяющим фактором всей революционной ситуации являлось движение «низов», воздействовавшее на «кризис верхов» и продвигавшее дело подготовки реформ. В соответствии с другим представлением главным двигателем событий являлся «кризис верхов», обозначившийся уже к концу Крымской ЕОЙНЫ. Именно в связи с «кризисом верхов» быт поставлен вопрос об отмене крепостного права правительственными кругами, развилось движение масс, не согласных с условиями той отмены.

Несмотря на больший размах, народное движение 1859—1861 гг. не вылилось, как. отмечал Ленин, в «открытую, сознательную борьбу за свободу» (Т. 20.— С. 140). В этом и состояла причина того, что первая революционная ситуация не переросла в революцию. В исходе революционного кризиса 1859—1861 гг. выявилось все значение субъективного фактора, определенного Лениным как «способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят» (Т. 26.— С. 219).

После опубликования в конце 1857 г. «высочайших» рескриптов и создания в 1858 г. губернских комитетов об улучшении быта помещичьих крестьян маисовое крестьянское движение вступает в новую фазу, достигнув кульминации в 1859—1861 гг. Эту тенденцию отчетливо позволяют проследить приводимые ниже документы — отчеты департамента полиции исполнительной. Еще более четко выявляют динамику нарастания этой борьбы данные таблицы, составленной на основе хроники к сборнику документов «Крестьянское движение в России в 1857 — мае 1861 г.». Последующие документы ярко характеризуют «кризис верхов» накануне 1861 г.