Письмо Леона Буловского с предложением выдвинуть польским правительством требование уступить Польше район Грушова над Ользой и строительства канала Грушов — Дунай

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1938.10.04
Источник: 
"Варшавская мелодия" для Москвы и Праги М.: Международные отношения, 2017 С. 437-438
Архив: 
РГВА. Ф. 461 к. Оп. 1.Д. 461. Л. 68

4 октября 1938 г., Варшава

Варшава, 4.Х. 1938 г.

Уважаемый господин полковник[1]!

В продолжение нашей беседы по чехословацкому вопросу позволяю себе обратить внимание господина полковника на факт, по моему мнению, не столько политический, сколько экономический.

Наш министр Бек постоянно подчеркивает независимость нашей внешней политики. Для этого представляется исключительным обстоятельство, которое бы произвело весьма благоприятное впечатление на славянские народы и западные демократии. Речь идет о месте проведения плебисцита в двух остальных поветах Тешенской Силезии[2], следовало бы договориться с чехами относительно возможной уступки нам пары польских районов, а также Грушова над Ользой — и [в перспективе позволило бы] строительство канала от Дуная к Грушову.

Подобное решение весьма сомнительного плебисцита (10-15 %) обеспечило бы нам внеконкурентный экспорт угля в Венгрию, Югославию, Болгарию и Румынию и обеспечило бы работой польские [угольные] бассейны.

Кроме того, [это] подчеркнуло бы стремление к экономическому сотрудничеству и мирному урегулированию польско-чехословацкого вопроса. Что в значительной мере облегчило бы великим державам [задачу] не позволить Германии прервать эту нашу водную артерию захватом Моравских Ворот, что имело бы для поляков в будущем и для чехов сейчас наихудшие последствия.

В целом я сожалею, что Польша не предъявила претензий на Рациборжскую Силезию, которую Германия стремится отторгнуть, хотя количество там немцев является минимальным.

Строительство континентального порта требовало бы не только обладать правобережным отрезком: Богумин — Грушов, но и левобережным, и по моему мнению следовало бы от чехов потребовать территории для [проведения] плебисцита с целью противодействия сутяжнической политике Рейха — лучше всего под прикрытием экономической необходимости, вытекающей из получения [Польшей] Карвиньского бассейна.

С глубоким почтением

(подпись)

Мйр Леон Буловский

(Аналогичное письмо получает господин директор Дрыммер)

(штамп) 2 экспозитура II отд[ел] Глав.[ного] шт.[аба]

От 1.11.39 Гоуппа А. А. (подпись Э. Харашкевича)

Per. № 28215 Папка

Прил. (подпись неразборчиво)

Перевод с польского языка. Машинописный текст, оригинал.

РГВА. Ф. 461 к. Оп. 1.Д. 461. Л. 68; Badziak K., Matwiejew G., Samul P. «Powstanie» na Zaolziu w 1938 r. Polska akcja specjalna w swietle dokumentow Oddziatu II Sztabu Glownego WP.


[1] Письмо было адресовано, вероятно, начальнику II отдела Главного штаба полковнику Т. Пелчиньскому.

[2] В соответствии с польскими нотами от 27 и 30 сентября 1938 г. Чехословакия передала Польше два повета: фриштатский и чешскотешенский. 3 октября 1938 г. польское правительство потребовало проведения плебисцита на остальном пространстве Тешенской Силезии.