Информация «серьезного польского источника» 18.10.1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1934.10.18
Источник: 
"Варшавская мелодия" для Москвы и Праги М.: Международные отношения, 2017 С.162-167
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 187. Док. 14. Л. 111-117.

т. Сталину                                                                                                                       СОВЕРШЕННО  СЕКРЕТНО.

(подпись) Г[енрих] Я [года] 18/Х [1934]

(надпись) арх[ив] т.Сталина   

ИНО ГУГБ НКВД получено от серьезного

польского источника следующее сообщение:

I. ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ НА БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ

Польша в своей внешней политике в настоящий момент исходит из глубокой уверенности, что война между СССР и Японией наступит в недалеком будущем[1], и что это обстоятельство, в свою очередь, послужит сигналом для коренных перемен в Европе.

В ожидании подобных событий Польша стремится уже сейчас, оградить себя от возможных потрясений в будущем и поэтому впредь ее внешняя политика будет основываться на следующей программе действий:

1. Польша отрицательно относится к Лиге Наций[2], так как последняя служит только интересам великих держав.

2. Польша не приемлет многосторонних гарантийных пактов и, по примеру Германии, стоит за двусторонние договора непосредственно между странами соседями, ибо на ее взгляд только такой принцип может предотвратить в критический момент нарушение мирных договоров.

3. Политику Франции Польша считает ошибочной, поэтому она решила договориться непосредственно с Германией, воспользовавшись нынешним тяжелым положением последней.

4. Если бы Польша присоединилась к Французской политике сближения с СССР, она превратилась бы во второстепенный фактор международной политики.

5. В факте вхождения СССР в Лигу Наций Польша видит ослабление своей позиции, и, поэтому, если она не получит постоянного места в Совете Лиги — она выступит из Лиги Наций.

6. Выступление Бека по вопросу о меньшинствах, является предупреждением Польши о таком ее намерении[3]. Теми же мотивами объясняется отказ Польши от подписания Восточного пакта.

7. Польша считает, что Восточный пакт преследует цель окружения Германии Францией и СССР, в каковом плане Польша, при ее согласии с политикой Франции, превратилась бы в оружие франко-советской политики.

8. Польша будет тянуть с ответом по вопросу Восточного пакта, желая как можно дольше скрыть свои истинные намерения.

II. ОЦЕНКА ПОЛЬСКОЙ ДИПЛОМАТИЕЙ ПОЛОЖЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ[4]

В Варшаве убеждены, что война между СССР и Японией неизбежна и начнется не позже 1935 года. В Варшаве знают, со слов Идена, что Англия также считает эту войну неминуемой и ждет ее начала с нескрываемым нетерпением, причем[5] поляки знают, что Англия будет поддерживать Японию.

По сведениям Варшавы Лондон обращает мало внимания на европейские дела, считая их мелочными в сравнении с тем, что произойдет на Дальнем Востоке. С возникновением дальневосточной войны европейские дела, по мнению Лондона, будут пересмотрены заново.

Англия, согласно польских данных, настолько жаждет столкновения на Дальнем Востоке, что стала помогать Японии своими разведывательными силами — чего раньше не наблюдалось.

Японцы, по тем же данным, ведут весьма активную дипломатическую подготовку к войне в Лондоне, Берлине, Риме и Варшаве[6].

III. СБЛИЖЕНИЕ ПОЛЬШИ С ГЕРМАНИЕЙ[7]

Польша верит в твердое положение Гитлера; она также уверена, что Гитлер справится с трудностями внутреннего характера и добьется осуществления своих планов в отношении при-соединения к Германии всех земель, населенных немцами (Австрия, часть Швейцарии и Чехословакии).

Польша будет поддерживать Германию в вопросе аншлюса и ревизии трактатов. Наиболее влиятельные люди из правительственного блока, как Славек, Матушевский, Коц, Свиталь- ский, Шетцель, Радзивилл, Маковский и др., стоят за военный союз с Германией и в лице представителей польской армии встречают поддержку этой идеи.

В настоящий момент между Польшей и Германией ведутся в Берлине переговоры о совместных действиях в Европе на случай осложнений на Дальнем Востоке.

IV. ПОЛЬСКО-РУМЫНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ[8]

Визит Бека в Румынии[9], ставившего себе основной задачей подчеркнуть перед Францией и Чехословакией независимость польско-румынского союза, не имел успеха, так как Титулеско отстаивал ту точку зрения, что этот союз связан с другими и особенно подчеркивал руководящую роль в этом Франции. С внешней стороны Беку тоже не было оказано должного внимания, так как было установлено, что поляки вмешиваются во внутренние дела Румынии, поддерживая оппозиционные партии и группы.

После отъезда Бека в польско-румынских отношениях наступило еще большее охлаждение. В общественно-политических кругах Румынии, за исключением нац.[ионал]- царанистов[10] и «Железной гвардии»[11], усилилось отрицательное отношение к Польше, ибо для румын стало ясно, что Польша все больше отходит от Франции и идет на серьезное сближение с Г ерманией.

Поляки всеми мерами добиваются укрепления своего влияния в Румынии. Их попытки в этом отношении направлены на сближение с военными кругами и фашистски настроенными группами румынской молодежи.

В сентябре с.[его] г.[ода] приезжал в Бухарест нач. 2-го отдела Поль[ского] глав[ного] штаба[12]. С ответным визитом ожидается в Польше нач.[альник] штаба рум[ынской]армии и взаимные визиты, под видом экскурсии, делегаций молодежи.

Несмотря на вышеуказанные попытки, отношения между армиями налаживаются с большим трудом. Этому сильно мешает полонофильство[13] военного министра Ангелеско[14] и начальника] штаба Антонеско[15] — ярых франкофилов.

Трения между военными отразились на работе в области во-оружения и разведки. Прежние заказы Румынии в Польше на ис-требительные самолеты и противогазовые маски выполнены только частично. Никаких, новых договоров на военные заказы в последнее время подписано не было. Приезжавшему же начальнику 2-го отдела поль[ского] глав[ного] штаба пришлось констатировать, что сотрудничества между штабами в области разведки против СССР в настоящий момент фактически не существует. В рум[ынском] штабе укрепилось влияние англичан, и это, как думают поляки, явилось тоже одной из причин ослабления связи между штабами Румынии и Польши. Но поляки, особенно негодуют по поводу усилившегося французского влияния в Румынии, значительно выросшего после визита Барту[16]. Результаты этого визита, по данным поляков, сводятся к следующему[17].

1. Франция дала Румынии твердые гарантии неприкосновенности ее границ.

2. Франция приняла на себя посредничество в сношениях Румынии с СССР и Италией.

3. Барту дал заверения, что Франция не допустит восстановления Габсбургов.

4. Франция предоставит Румынии новые военные кредиты, что практически уже стало осуществляться, и произведет сокращение старых долгов.

5. Франция обязалась помочь Румынии в случае войны, в связи с чем предложила румынскому штабу командировать во Францию специальную военную миссию, которая вместе с французами приступит к разработке соответствующих планов[18].

6. Под влиянием Франции Румыния отклонила предложение Японии, сделанное ей в марте с.[его] г.[ода] специально приезжавшим из Токио майором ФУДЗИЦУКА[19] и состоявшее в том, что Япония согласна в обмен за нефть предоставить Румынии полный комплект вооружения для 10-ти дивизий.

В ответ на вышеуказанные обязательства Франции — Румыния, со своей стороны, обязалась всецело поддерживать политику Франции, надеясь, что при поддержке Франции она добьется путем многосторонних пактов гарантии своей безопасности.

Вышеприведенная программа взаимодействия Румынии и Франции получила одобрение стоящего за Титулеско всего демократического лагеря Румынии и встретила сопротивление со стороны фашистских элементов.

После визита Барту румынское правительство, получив необходимые заверения и гарантии, приступило к решительной ликвидации фашистских организаций. Фашистская «Железная гвардия» и фашистские организации среди немецкого меньшинства — распущены. Эти мероприятия властей сопровождались многочисленными арестами, особенно в Бессарабии и Трансильвании.

V. ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТРАНАМ МАЛОЙ АНТАНТЫ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ[20]

Польша ведет сейчас активную работу по разложению Малой Антанты и особенно противодействует политике Чехословакии. Поляки всячески содействуют сближению Югославии с Болгарией — чего очень опасается Румыния. Согласно польских наблюдений, над сближением Югославии и Болгарии работают также, англичане.

Внешняя политика Польши предусматривает на ближайшее время сближение с Венгрией и с[о] Скандинавскими странами[21].

В отношении СССР решено придерживаться, курса нынешних отношений — на базе двусторонних договоров — независимо от Франции и той новой обстановки, которая создалась сейчас в Лиге Наций.

Что касается положения в западной Европе, то польские прогнозы сводятся к тому, что Англия, с момента усиления центрально-европейского блока, будет соблюдать тактику нейтралитета, поддерживая равновесие в Европе,

Польша не верит в реальность какого-либо сближения между Италией и Францией.

ВЕРНО: ЗАМ. НАЧ. ИНО ГУГБ (подпись) (Берман)



[1] Э та часть предложения подчеркнута карандаш ом.

[2] Эта часть предложения подчеркнута.

[3] 1 3 сентября 1934 г. министр Бек заявил в Женеве на ассамблее Лиги Наций об отказе польского правительства соблюдать договор о нацменьшинствах.

[4] Подзаголовок подчеркнут карандашом.

[5] Эта часть абзаца очеркнута слева линией.

[6] Абзац очеркнут слева карандашом двойной линией.

[7] Подзаголовок подчеркнут карандашом.

[8] Подзаголовок подчеркнут карандашом.

[9] Бек посетил Бухарест с визитом в начале мая 1934 г.

[10] Буржуазно-помещичья партия, существовавшая в Румынии в 1926-1947 гг., лидеры — Ю. Маниу, А. Вайда, Й. Михалаке и др. Оформилась путем слияния Национальной партии (созданной в Трансильвании в 1881 г.) и Царанистской («Крестьянской», основанной в 1918 г.). Представляла интересы промышленной буржуазии, связанной с иностранным капиталом, и крупных землевладельцев.

[11] «Железная гвардия» — фашистская организация в Румынии в 1931-1944 гг. В 1934 г., после убийства ее членами румынского премьера Й.Дуки, распущена, но продолжала действовать под названием «Партия — все для отечества» (в 1938 г. наряду с другими партиями запрещена Каролем II, но продолжала существовать нелегально).

[12] В июне 1934 г. начальником II отдела Главного штаба ВП стал Ежи Энглиш, находившийся на этом посту до октября 1935 г.

[13] Это слово подчеркнуто карандашом и слева на поле поставлен знак вопроса.

[14] Константин Ангелеску — в 1933-1934 гг. премьер-министр Румынии.

[15] Ион Антонеску — румынский государственный и военный деятель; маршал (1941). Участник Первой мировой войны. С 1923 г. военный атташе в Париже, с 1926 г. — в Лондоне. В 1927 и 1931 гг. — начальник Высшей военной школы. В 1928 г. — секретарь Министерства обороны, затем командовал полком, бригадой. В 1933 г. — начальник Генштаба румынской армии, бригадный генерал, с 1934 г. — командир дивизии. С 1937 г. — министр обороны.

[16] Визит был нанесен в Бухарест и Белград весной 1934 г.

[17] Предложение подчеркнуто карандашом.

[18] Со 2-го по 5-й пункты очерчены линией карандаша.

[19] Начальник русского отдела Генштаба Японии.

[20] Подзаголовок подчеркнут карандашом.

[21] Слева абзац очеркнут карандашом.