Заявление в комиссию Политбюро ЦК ВКП(б) от помощника начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР А. В. Путинцева. 11 июля 1951 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1951.07.11
Источник: 
Политбюро и дело Виктора Абакумова: сборник документов. 2021 г. С. 88-90
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 537. Л. 138-143. Подлинник. Рукопись.

11 июля 1951 г.

 

В КОМИССИЮ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б)

Заявление

 

То обстоятельство, что тов. Абакумов, как я узнал в последние дни, скрыл от ЦК ВКП(б) важные показания арестованного Этингера, натолкнуло меня на мысль, что он, видимо, утаил от ЦК и другие важные показания по террору, которые дают участники вскрытой в Москве антисоветской молодежной организации, именовавшейся сокращенно «СДР».

Подтверждением того, что эти показания скрывались тов. Абакумовым, служит ряд фактов и документов, имеющихся в моем распоряжении.

1. Следственное дело на участников антисоветской организации «СДР» передано в следчасть по особо важным делам МГБ СССР 6-7 февраля 1951 года из УМГБ Московской области по указанию тов. Абакумова, причем это указание он дал после ознакомления со справкой, написанной быв. начальником следчасти тов. Леоновым на основании спецсообщения УМГБ Московской области.

В названной справке было отмечено, что арестованные участники антисоветской организации дали показания о своих террористических замыслах в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства. (Спецсообщение УМГБ МО и справка тов. Леонова имеются.)

Таким образом, т. Абакумов уже при передаче дела в следчасть по особо важным делам знал, что участники организации «СДР» являются террористами.

2. Руководство следствием по этому делу было возложено на б. заместителя начальника следчасти по особо важным делам тов. Лихачева, а последний взял себе в помощники меня.

Ведение следственного производства по делам было поручено следователям, вызванным на время с периферии и взятым из разных управлений центрального аппарата МГБ СССР (всего 9 человек), из числа которых 5-6 человек по уровню своей подготовки оказались не годными для ведения таких важных дел.

Как только следователи ознакомились с делами, всех нас собрал тов. Лихачев и передал указания т. Абакумова о том, в каком направлении вести следствие.

На допрос относительно террористических намерений арестованных следователями нацелены т. Абакумовым не были.

3. О результатах допроса арестованных было приказано докладывать ежедневно в форме сводок и устно т.т. Леонову и Лихачеву, а те в свою очередь докладывали тов. Абакумову.

После того, как все арестованные были более или менее подробно допрошены о проводившейся ими вражеской деятельности и в том числе об их злодейских террористических замыслах, т. Абакумов дал указание т. Лихачеву составить по показаниям арестованных письмо в адрес Совета Министров СССР. Проект этого письма т. Лихачев поручил составить мне. Я такой проект написал, включив в него все показания арестованных по террору.

Тов. Лихачев, корректируя этот проект, видимо, в соответствии с указанием т. Абакумова, выбросил из него все, что касается террора (составленный мною проект с коррективами т. Лихачева сохранился).

Таким образом, посланная т. Абакумовым информация в Совет Министров СССР была, на мой взгляд, нечестной, поскольку из нее были исключены показания арестованных по террору.

4. Вскоре после направления названного информационного письма (или, может быть, накануне этого — точно не помню) т. Леонов дал лично мне указание составить вместе со следователями отдельную справку о том, что показывают арестованные о своих террористических замыслах и приготовлениях.

Такая справка составлена была (справка имеется), однако т. Леонов ею даже не поинтересовался.

Примерно в то же время он передал мне указание т. Абакумова срочно составить для направления в инстанцию протокол допроса арестованного Слуцкого, а следователям т. Сидорову и т. Перову — протоколы допроса арестованных Фурмана и Гуревича. Указанные протоколы быстро были написаны, и за их отработку по поручению т. Абакумова засел зам. нач. следчасти по особо важным делам т. Шварцман.

Выполняя приказание т. Абакумова, т. Шварцман (постоянно консультируясь с т. Леоновым), выбросил из всех трех протоколов допроса записанные в них показания о терроре.

(Протокол допроса Слуцкого до корректировки его т. Шварцманом сохранился.)

Таким образом, и в этом случае по указанию т. Абакумова была послана в Совет Министров СССР1, как я считал, нечестная информация.

Будучи свидетелем всего этого, я полагал, что т. Абакумов сначала устно проинформировал ЦК ВКП(б) о показаниях арестованных по террору, а затем собирается послать специальную развернутую информацию относительно террористической деятельности арестованных (так во всяком случае говорили т. Леонов и т. Лихачев).

Однако по непонятным причинам т. Абакумов этого не сделал.

Путинцев

 

1. СМ СССР — Совет Министров СССР — высший коллегиальный орган исполнительной и распорядительной государственной власти Союза Советских Социалистических Республик в период с 1946 по 1991 гг. Обладал правом законодательной инициативы. Упразднен в феврале 1991 г. в связи с учреждением Кабинета министров СССР при президенте СССР.