Сопроводительная записка с приложением проекта постановления членов комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) по результатам проверки фактов, изложенных в заявлении старшего следователя МГБ СССР М. Д. Рюмина. 10 июля 1951 г.
10 июля 1951 г.
Товарищу СТАЛИНУ
Представляем проект Постановления по вопросам МГБ.
Г. Маленков
Л. Берия
М. Шкирятов
С. Игнатьев
Приложение
Проект1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б)
2 июля 1951 года ЦК ВКП(б) получил заявление старшего следователя следственной части по особо важным делам МГБ СССР т. Рюмина, в котором он сигнализирует о неблагополучном положении в МГБ со следствием по ряду весьма важных дел на крупных государственных преступников и обвиняет в этом министра государственной безопасности т. Абакумова. (Заявление прилагается.)
Получив заявление т. Рюмина, ЦК ВКП(б) создал комиссию Политбюро в составе т.т. Маленкова, Берия, Шкирятова, Игнатьева и поручил ей проверить факты, сообщенные т. Рюминым.
В процессе проверки комиссия допросила начальника следственной части по особо важным делам МГБ т. Леонова, его заместителей — т. Лихачева и Комарова, начальника второго Главного управления МГБ т. Шубня-кова, заместителя начальника отдела 2-го Главного управления т. Тангиева, помощника начальника следственной части т. Путинцева, заместителей министра государственной безопасности т.т. Огольцова и Питовранова, а также заслушала объяснения т. Абакумова.
На основании результатов проверки комиссией Политбюро, ЦК ВКП(б) устанавливает следующее.
1. В ноябре 1950 года был арестован еврейский националист, проявлявший резко враждебное отношение к советской власти — врач Этингер. При допросе старшим следователем МГБ т. Рюминым арестованный Этингер, без какого-либо нажима, признал, что имел террористические намерения в отношении товарища Щербакова А. С. и практически принял все меры к тому, чтобы сократить его жизнь.
ЦК ВКП(б) считает это добровольное показание Этингера заслуживающим серьезного внимания. Среди врачей, несомненно, есть законспирированная группа лиц, стремящихся сократить жизнь руководителей партии и правительства. Нельзя забывать такие преступления заклятых врагов советской власти, совершенные в недавнем прошлом, как преступления врачей Плетнева и Левина, которые по заданию иностранной разведки умертвили В. В. Куйбышева и Максима Горького. Эти злодеи признались в своих преступлениях на открытом судебном процессе, и Левин был расстрелян, а Плетнев осужден к 25 годам тюремного заключения.
Однако министр госбезопасности т. Абакумов, получив показания Этингера о его террористической деятельности, в присутствии следователя Рюмина, зам. начальника следственной части Лихачева, а также в присутствии преступника Этингера, видимо, потому, что не он — Абакумов открыл это преступление (хотя и лично допрашивал Этингера) или по другим неизвестным ЦК мотивам, признал показания Этингера надуманными, заявил, что это дело не заслуживает внимания, заведет МГБ в дебри и прекратил дальнейшее следствие по этому делу. Т. Абакумов, пренебрегая предостережением врачей МГБ, поместил серьезно больного арестованного Этингера в заведомо опасные для его здоровья условия (в сырую и холодную камеру), вследствие чего 2 марта 1951 года Этингер умер в тюрьме.
Таким образом, т. Абакумов помешал ЦК выявить безусловно существующую законспирированную группу врачей, выполняющих задания иностранных агентов, по террористической деятельности против руководителей партии и Правительства. Т. Абакумов ничего не сообщил ЦК ВКП(б) об истории с Этингером. Это дело раскрыл для ЦК ВКП(б) следователь т. Рюмин в заявлении, где он сказал, что видит в действиях т. Абакумова обман партии с его стороны. Ясно, что Абакумов совершил тяжелое преступление, скрыв от ЦК ВКП(б) показания, данные арестованным Этингером, т. Абакумов обманул ЦК по этому делу. По его вине дело о террористической деятельности Этингера осталось невыясненным, непроверенным и нераскрытым.
2. В августе 1950 года в Германии был арестован бывший заместитель генерального директора акционерного общества «ВИСМУТ» Салиманов, бежавший в мае 1950 года к американцам. Салиманов — крупный государственный преступник. Изменив Родине, он выдал американцам важные сведения. Несмотря на то, что прошел почти год с момента ареста Салиманова, т. Абакумов до сих пор скрывает от Центрального Комитета ход следствия по делу Салиманова, хотя это дело представляет большой интерес для Правительства. При выяснении комиссией Политбюро — почему т. Абакумов скрыл от ЦК результаты следствия по делу Салиманова, сколько-нибудь вразумительных объяснений т. Абакумов дать не мог. Таким образом, т. Абакумов обманул ЦК и по этому делу.
3. В ходе проверки т. Рюмин дополнительно сообщил комиссии следующий факт. В январе 1951 года в Москве были арестованы участники еврейской антисоветской молодежной организации. При допросе некоторые из арестованных признались в том, что имели террористические замыслы в отношении руководителей партии и правительства. Однако в протоколы допроса участников этой организации, представленные в ЦК ВКП(б), не были включены, по указанию т. Абакумова, признания арестованных в их террористических замыслах. Допрошенные комиссией Политбюро по этому вопросу начальник следственной части т. Леонов и его заместитель т. Лихачев, а также заместитель министра государственной безопасности т. Огольцов подтвердили, что показания арестованных об их террористических намерениях действительно не были включены в протоколы допроса. Указанные товарищи пытались объяснить преступную фальсификацию протоколов, посланных в ЦК ВКП(б), намерением произвести дополнительную проверку. Но, несмотря на важность факта о террористических замыслах участников антисоветской молодежной организации и на то, что прошло достаточно времени, — никаких дополнительных сообщений из МГБ в ЦК ВКП(б) послано не было. Следовательно, и по этому делу т. Абакумов обманул ЦК ВКП(б).
4. Т. Абакумов создал в аппарате МГБ вредную атмосферу угодничества, подхалимства, в центральном аппарате МГБ отсутствует большевистская критика недостатков и провалов в работе МГБ, его управлений и отделов. Созданию этой вредной атмосферы способствуют подобранные и расставленные т. Абакумовым на ответственных постах такие антипартийно относящиеся к своим обязанностям работники, как начальник следственной части по особо важным делам т. Леонов, его заместитель т. Лихачев и некоторые другие, которые в своих корыстных, карьеристических целях, помогали т. Абакумову обманывать ЦК ВКП(б), скрывать от ЦК крупные провалы в работе МГБ и злостное нарушение Абакумовым директив партии и Правительства.
В МГБ грубо нарушается установленный Правительством порядок ведения следствия, согласно которому каждый допрос арестованного должен фиксироваться соответствующим образом оформленным протоколом. В МГБ укоренилась неправильная практика составления так называемых обобщенных протоколов допроса арестованных на основании накопленных следователями заметок и черновых записей. Эта вредная практика в следственной работе привела к безответственности среди работников аппарата МГБ, способствует затяжке сроков расследования дел о серьезных преступлениях, позволяет арестованным путать следствие.
В нарушение закона и постановлений Правительства об ограниченных сроках ведения следствия, в МГБ имеется много фактов недопустимой затяжки окончания следственных дел на очень длительные сроки. В центральном аппарате МГБ есть следственные дела, которые ведутся два-три года, тогда как согласно закону полагается вести следствие не более двух месяцев.
Т. Абакумов, вопреки интересам дела, неправильно загружает следственную часть по особо важным делам МГБ многими делами, которые лучше и с большей пользой для дела могли бы быть расследованы следственным аппаратом Главных управлений министерства, поскольку эти управления проводили соответствующую агентурную и прочую разработку таких дел и, следовательно, хорошо с ними знакомы (дело футболиста Ерошина, дело Салиманова и другие).
В результате проверки Центральному Комитету стало известно, что т. Абакумов неправильно организовал работу руководящих работников министерства, принизил роль заместителей министра, мало советуется с ними, при решении важных вопросов работы обходит их. В центральном аппарате министерства все чрезмерно зацентрализовано. Заместители министра мало проявляют инициативы и партийной принципиальности в работе, некритически относятся к серьезным извращениям, допускаемым в работе МГБ т. Абакумовым, не борются за создание здоровой, партийной атмосферы в аппарате министерства, в угоду ведомственным интересам поступаются интересами государства.
ЦК отмечает далее, что, будучи вызванным сначала в Политбюро, а затем в комиссию ЦК ВКП(б), т. Абакумов встал на путь ничем не мотивированного отрицания неоспоримых фактов, свидетельствующих о крайне неблагополучном положении, создавшемся по его вине в следственной работе МГБ, не обнаружил понимания совершенных им преступлений перед партией и не проявил никаких признаков способности исправить допущенное им злоупотребление доверием ЦК ВКП(б). Вследствие этого ЦК считает опасным дальнейшее пребывание т. Абакумова на таком весьма ответственном государственном посту, каким является пост министра госбезопасности.
На основании вышеизложенного ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Снять т. Абакумова В. С. с работы министра государственной безопасности СССР как человека, опасного на этом посту, и исключить его из рядов ВКП(б).
2. Снять с занимаемых постов начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР т. Леонова и заместителя начальника следственной части т. Лихачева, как способствовавших Абакумову обманывать ЦК ВКП(б), с запрещением им в дальнейшем работать на чекистской работе. Передать в КПК при ЦК ВКП(б) вопрос о партийности т.т. Леонова и Лихачева.
3. Назначить т....2 министром государственной безопасности СССР.
4. Временное исполнение обязанностей по руководству следственной частью по особо важным делам МГБ СССР возложить на т. Рюмина М. Д.
5. Обязать МГБ СССР возобновить следствие по делу о террористической деятельности Этингера.
ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б)
1. В документе № 18 публикуется окончательный вариант постановления ЦК ВКП(б).
2. Пропуск в тексте документа.