Докладная записка в комиссию Политбюро ЦК ВКП(б) от старшего следователя МГБ СССР М. Д. Рюмина. 10 июля 1951 г.
10 июля 1951 г.
В КОМИССИЮ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б)
от Рюмина М. Д.
В дополнение к ранее написанному мною заявлению о недостатках в работе Министерства государственной безопасности сообщаю следующее:
1. В МГБ СССР существовала практика, при которой протоколы допросов, направлявшиеся в ЦК ВКП(б) и Правительству, корректировались или точнее пересоставлялись одним и тем же лицом из секретариата т. Абакумова. В прошлом т. Броверманом, а последнее время т. Белоусовым (оба доверенные лица т. Абакумова). В ряде случаев в протоколах допроса, составлявшихся следователями, т.т. Броверман и Белоусов без изменения оставляли только подписи лиц, допрашивавших арестованных.
В этой связи необходимо отметить, что по указанию т. Абакумова нередко исключались из протоколов допроса наиболее важные показания арестованных и не исключено, что они скрывались от ЦК ВКП(б) и Правительства.
Так, участники антисоветской молодежной организации признались в наличии у них террористических замыслов, однако т. Абакумов вычеркнул эти показания из протоколов допроса, направленных в ЦК ВКП(б) и Правительству2.
Уже во время работы комиссии Политбюро — 7 июля 1951 г. следователи спешно оформляли протоколами показания арестованных по террору3.
Этот факт могут подтвердить работники следственной части т.т. Путинцев, Сидоров, Перов и др.4
Из протокола допроса арестованного Вербицкого (бывший секретарь Ленинградского горкома), составленного мною, были исключены его показания, косвенно изобличающие адмирала Трибуца в шпионской связи с англичанами.
Т. Абакумов мотивировал этот поступок тем, что Трибуца ему прикажут арестовать и будут требовать показания по шпионажу, а Трибуц в этом может, мол, не признаться.
Этот факт должен подтвердить зам. нач. секретариата МГБ СССР т. Белоусов, который по поручению т. Абакумова «кроил» протокол допроса Вербицкого.
В настоящее время, начиная с 9 июля 1951 года, со спешностью заканчивается большая группа ранее заброшенных следственных дел, и не исключено, что этим мероприятием руководство МГБ СССР намеревается спрятать кое-какие «концы в воду»5.
В МГБ СССР постоянно действует особое совещание, где рассматривается подавляющее большинство следственных дел, причем, там, по выражению некоторых товарищей, можно «пропихнуть любое дело». Так оно есть и в действительности.
Ст. следователь следственной части по особо важным делам МГБ СССР Рюмин6
1. В тексте документа отчеркивания на полях произведены И. В. Сталиным.
2. Абзац дважды отчеркнут слева на полях.
3. Абзац дважды отчеркнут слева на полях.
4. Абзац дважды отчеркнут слева на полях.
5. Абзац дважды отчеркнут слева на полях.
6. Внизу документа машинописная приписка: «Одна копия заявления Рюмина уничтожена. 8.11.54 г.» (подпись неразборчива).