Докладная записка членов комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) по результатам проверки фактов, изложенных в заявлении старшего следователя МГБ СССР М. Д. Рюмина. 7 июля 1951 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1951.07.07
Источник: 
Политбюро и дело Виктора Абакумова: сборник документов. 2021 г. С. 77-81
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 537. Л. 63, 64, 65. Подлинник. Машинопись. Л. 63 (об), 64 (об), 65 (об)-68 (об). Подлинник. Рукопись.

7 июля 1951 г.

 

Товарищу СТАЛИНУ

 

Докладываем выводы о результатах проверки фактов, изложенных в заявлении в ЦК ВКП(б) старшего следователя МГБ СССР подполковника Рюмина.

 

1. Дело Этингера

 

Этингер арестован в ноябре 1950 года как еврейский националист, проявлявший резко враждебное отношение к советской власти. Арестованный Этингер дважды допрашивался лично т. Абакумовым. Первый допрос Этингера т. Абакумов произвел сразу же после его ареста. Во время этого допроса т. Абакумов предъявил Этингеру обвинение в националистической деятельности, злобной клевете на руководителей партии и правительства и требовал от него признания. Отрицая свою вину и желая доказать хорошее отношение к руководящим работникам, Этингер заявил, что он лечил т. Щербакова А. С. В связи с этим заявлением т. Абакумов обвинил Этингера в том, что он неправильно лечил т. Щербакова.

Ведение следствия по делу Этингера было поручено т. Рюмину, но ему не было сообщено о содержании допроса Этингера т. Абакумовым, не было, в частности, сказано и о том, что в процессе допроса был затронут вопрос о неправильном лечении т. Щербакова. В процессе следствия т. Рюмин самостоятельно получил показания Этингера, в которых он признал, что занимался националистической деятельностью, клеветал на руководителей партии и правительства. Этингер дал показания и о том, что, будучи консультантом при профессоре Виноградове, он неправильно лечил т. Щербакова. В связи с этим т. Абакумов лично произвел вторичный допрос арестованного Этингера. Последний сначала подтвердил т. Абакумову свои признания, в том числе и о неправильном лечении т. Щербакова. Затем в результате допроса у т. Абакумова Этингер отказался от своих прежних показаний.

При проверке с бесспорностью установлено, что т. Абакумов дал указание работникам следствия не фиксировать в протоколах допросов Этингера показания, касающиеся лечения т. Щербакова, так как, по его — т. Абакумова мнению показание Этингера в этой части является надуманным и заведет в дебри. В результате неправильного ведения следствия по вине т. Абакумова оказалось невыясненным дело большой важности, упущены нити преступных связей Этингера среди медицинских работников. Проверка показала, что МГБ не имеет даже подписанных Этингером протоколов его допросов.

Прекратил и ничего не сообщил ЦК об истории с Этингером. Это дело раскрыл ЦК Сл. Р. в спец. заявл. где он сказал, что он видит в этом обман партии со стороны Абакумова.

Больного соверш. чел. посадил в такое место, где он не мог долго прожить (уморил).

Установлено второе дело. О Висмуте. Где сидит. нич. не сообщ. тоже скрыл от ЦК.

3. Создал такую обстан., что ему помогали скрывать, что такая неправ. полит. (Леонов и др.) и помог ЦК Рюмин2.

ЦК ВКП(б) о деле Этингера после его ареста ни в какой форме информирован не был, протоколов допроса Этингера в МГБ нет. Таким образом, тов. Абакумов скрыл от ЦК ВКП(б) показания, данные арестованным доктором медицинских наук Этингером, о неправильном лечении им т. Щербакова А. С., и значит обманул ЦК ВКП(б) по этому делу. Этингер умер в тюрьме, и дело, связанное с его показаниями о вражеской деятельности по неправильному лечению т. Щербакова А. С., осталось невыясненным, непроверенным и нераскрытым3.

 

2. Дело Салиманова

 

В августе 1950 года органами МГБ в Германии в результате агентурно-оперативной разработки был арестован бывший заместитель генерального директора акционерного общества «Висмут» Салиманов, бежавший в мае 1950 года к американцам. Об этом аресте Министерство государственной безопасности доложило ЦК ВКП(б). Салиманов — крупный государственный преступник, изменив Родине, он выдал американцам важные сведения. Несмотря на то что прошел почти год с момента ареста Салиманова, тов. Абакумов до сих пор не информировал Центральный Комитет о результатах следствия по делу Салиманова. При выяснении, почему т. Абакумов не сделал этого, сколько-нибудь вразумительных объяснений он дать не мог.

 

3. О недостатках в работе следственной части по особо важным делам МГБ

 

В работе следственной части по особо важным делам МГБ имеются крупные недостатки.

В МГБ грубо нарушается установленный Правительством порядок ведения следствия, согласно которому каждый допрос арестованного должен фиксироваться соответствующим образом оформленным протоколом. В МГБ укоренилась неправильная практика составления так называемых обобщенных протоколов допроса на основании накопленных следователями заметок и черновых записей. Эта вредная практика в следственной работе создает безответственность среди работников аппарата МТБ, способствует затяжке сроков расследования дел о серьезных преступлениях, позволяет арестованным путать следствие.

В нарушение постановления Правительства об ограниченных сроках ведения следствия, в МГБ имеется много фактов недопустимой затяжки окончания следственных дел на очень длительные сроки.

т. к. ЦК считает, что среди врач. есть тайная орг-ция, которая наск. это возможно старается так лечить, чтобы сократить жизнь. Случаи — Плетнев — Горького — 25 лет каторги, Левин — Куйбышева было опубликовано который был расстр.

Однако мин. т. Абакумов в присут. таких-то и преступник Этингер видимо потому, что не он открыл это (хотя он допрашив.) или по другим неизвестн. ЦК мотивам признал это потом надуман. (заявил, что это дело не заслуживает вним., т. к. оно заведет в дебри) и прекратил дальш. след....

Т. обр. он помешал ЦК выявить безусл. существ. законсп. группы врачей, выполн. задание иностр. агентов4.

В центральном аппарате МГБ есть следственные дела, которые ведутся два-три года, тогда как согласно закону полагается вести следствие не более двух месяцев.

Тов. Абакумов неправильно загружает следственную часть по особо важным делам многими делами, которые лучше могли бы быть расследованы следственным аппаратом главных управлений, поскольку эти управления проводили соответствующую агентурную и прочую разработку таких дел и, следовательно, хорошо с ними знакомы (дело футболиста Ерошина, дело Салиманова и другие).

В следственном аппарате имеет место атмосфера угодничества, подхалимства, отсутствия критики. Такое положение является в значительной мере результатом того, что подбор работников в следственную часть по особо важным делам т. Абакумов произвел по принципу прежней совместной работы с ним в военной контрразведке.

 

4. О принижении роли заместителей министра госбезопасности

 

В процессе работы комиссии т.т. Огольцов, Питовранов заявили, что т. Абакумов принизил роль заместителей, недостаточно советуется с ними. В центральном аппарате министерства все чрезмерно зацентрализовано. Заместители министра мало проявляют инициативы в своей работе. Это относится к первому заместителю министра т. Огольцову и к другим заместителям.

 

5. Предложения

 

В связи с вышеизложенным, в интересах быстрейшего выправления неблагополучного положения дел в руководстве МГБ необходимо:

а) снять т. Абакумова с поста министра государственной безопасности и дело о его партийности передать на рассмотрение КПК*19 при ЦК ВКП(б);

б) укрепить руководство следственной части и теперь же снять с занимаемых постов начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР т. Леонова и заместителя начальника т. Лихачева с запрещением им в дальнейшем работать на чекистской работе;

партии неприят. подхалимаж интерес идя по [...] Абак. интерес свои выше инт. партии и не сообщил ничего5

в) указать первому заместителю министра т. Огольцову и заместителю министра т. Питовранову на то, что они не проявили достаточной партийности и не доложили ЦК ВКП(б) о недостатках в работе МГБ СССР6.

Г. Маленков

Л. Берия

М. Шкирятов

С. Игнатьев

не признает свою вину, никаких признаков критики своих ошибок и преступлений не проявляет, не исправил.

Обманывает ЦК (все поняли, а он не понял).

Нарушал законы, постановления нарушал.

Не неправильно лечил, а террористич.

Была комиссия — при допросе след. признался, что имел террорист. намерения в отн. т. Щерб. и принял все меры к тому, чтобы сократить жизнь. ЦК считает это показ. данное Этин. без всякого нажима, добров., заслуж. вним.

ЦК отмечает далее, что несмотря на неоспорим. факт и показ. Леон. Аб. отрицает свою виновн. и не дает никаких признаний. Что он понял свою прест. деят. и готов исправить.

ЦК постановляет:

1. Снять7 с должности как челов. опасного на таком важном посту и исключить его из партии.

2. Снять Леонова и Лихачева.

3. Назначить (следств. т.) Рюмина заместителем.

4. Назначить министром Госбезопасности т. Игнатьева + одновр. его секр. ЦК.

Такого-то числа ЦК получил заявл. т. Р. (заявление прилагается к реш.).

В заявлении т. Рюмин сигнализирует о неблагоп. со следств. в ряде дел и обв. в этом т. Абакум.

ЦК создал комис.

Комиссия проверила, допросила таких-то лиц. Заслушала также и т. Абакумова.

На основании всего этого ЦК устанавливает.

1) 2) 3)

ЦК постановляет:

1) Ходатайств. — об освобожд. аресте. т. д.

2) Освобождать ли — ? проверить8

Записка

От т.т. Маленкова, Берия, Шкирятова и Игнатьева.

5 ) Возобновить следств. по делу Этингера (записать в решении)

в решении9

точно сослаться на постановл. на законы!!10

 

 

1. В тексте документа рукописные пометы произведены И. В. Сталиным.

2. На обороте страницы документа рукописная помета И. В. Сталина.

3. Абзац отчеркнут слева на полях.

4. На обороте страницы документа рукописные пометы И. В. Сталина.

5. Фрагмент рукописной пометы, написанной И. В. Сталиным на тексте документа неразборчив.

6. Абзац в) перечеркнут.

7. Первоначально написанное слово «Отстранить» зачеркнуто.

8. На обороте страницы документа рукописные пометы И. В. Сталина.

9. Слово трижды подчеркнуто.

10. Данный фрагмент текста трижды очерчен со всех сторон.