Служебная записка И. А. Акулова И. В. Сталину с предложениями по правовому положению организуемого НКВД. 22 февраля 1934 г.
22 февраля 1934 г.
№ 4/Лсс
Совершенно секретно
Секретарю ЦК ВКП(б) — тов. Сталину
Копия: Пред, комиссии партийного контроля — тов. Кагановичу
В связи с принятым решением о создании Союзного НКВнудела и реорганизации ОГПУ, считаю необходимым изложить Вам свои соображения по поводу предполагаемой реорганизации.
В настоящее время на периферии при ПП ОГПУ действуют так называемые тройки с судебными функциями, т.е. с правом рассмотрения по существу дел о всякого рода преступлениях как контрреволюционных, так и общеуголовного порядка и с правом вынесения приговоров с наказаниями вплоть до расстрела. В этом последнем случае приговоры подлежат утверждению центра.
Основным недостатком работы этих троек является прием к своему рассмотрению всяких дел, попадающих в поле зрения ПП ОГПУ. Тройки рассматривают не только контрреволюционные дела или об особо важных государственных преступлениях, но и такие дела, которые сплошь и рядом рассматриваются народными судами и по самому своему характеру не представляют собою ничего исключительного, оправдывающего внесудебное рассмотрение.
Мы имеем случаи, когда тройка при ПП ОГПУ Крыма, рассмотрев дело о некоем Хрони, обвинявшемся в том, что он в зимнее время оставил под открытым небом с 8 час. вечера до поздней ночи колхозных лошадей, а сам, будучи пьяным, нанес ряд оскорблений должностному лицу, предъявила ему 58/7 и 58/10 УК и приговорила к концлагерю на 10 лет. Или — тройка при ПП ОГПУ Сев.-Кав. края осудила некоего Кондыбу на 5 лет концлагеря за то, что он сбежал до направления его в спецпоселок, куда, якобы, он подлежал направлению как бывший кулак. Выяснилось, что Кондыба кулаком не был, в спецпоселок не выселялся, из спецпоселка не бежал и что, следовательно, осуждение его — неправильно.
Практика работы троек говорит и о значительном числе случаев как неудовлетворительного ведения следствия, так и судебных ошибках, которые Коллегии ОГПУ приходится исправлять.
Так, например: по делу повстанческой организации в БССР к высшей мере были осуждены тройкой ПП ОГПУ БССР 11 чел. При окончательном рассмотрении этого дела в коллегии в ноябре мес. ни одному из осужденных приговор к высшей мере не был утвержден. — Аналогичные дела мы имеем по Казахстану, Горьковскому краю и т.д.
Это говорит за то, что при изъятии из органов ОГПУ судебных функций нецелесообразно сохранение и троек при ПП ОГПУ.
Исходя из того, что подавляющее большинство возбуждаемых и рассматриваемых Коллегией ОГПУ дел также может быть разрешено в судебном порядке, считаю целесообразным установить лишь этот порядок рассмотрения дел, причем по ряду дел судебные заседания могут быть секретными и в специальном составе (закон прямо предусматривает возможность образования специальных присутствий Верховного суда — я же думаю, что такие специальные присутствия целесообразно было бы при предстоящей реорганизации ОГПУ учредить и при край/обл/судах, и при верховных судах Союзных республик), что в достаточной степени гарантирует секретность судебного рассмотрения, с одной стороны, и вызываемую политической обстановкой, при которой будет рассматриваться то или иное дело, соответствующую квалификацию самого состава суда, с другой.
Должен быть пересмотрен объем административных прав центральных органов ОГПУ.
За реорганизованным ОГПУ должно быть оставлено право административной высылки со сроком до 3 лет и административной ссылки со сроком 5 лет. Ссылка до 5 лет должна быть организована в соответствии с Положением о ссылке с обязательными исправительно-трудовыми работами, проект которого был в свое время представлен мною во Фракцию Президиума ЦИК Союза ССР и последней одобрен (проект положения о ссылке прилагаю).
Одновременно встает вопрос о реорганизации Гулаг’а (концлаги и трудпоселки) и управления местами лишения свободы (при НКЮстах Союзных республик). По моему мнению, было бы целесообразно объединить это дело в соответствующем управлении (скажем — Главное управление местами лишения свободы) Наркомвнудела.
Вместе с тем должен быть в известной мере пересмотрен и объем прав Прокуратуры по надзору за административными мероприятиями ОГПУ.
В настоящее время по инструкции 8 мая ОГПУ имеет право производить аресты без предварительного согласования с прокурорским надзором по ряду дел (теракты, взрывы, поджоги, шпионаж, перебежчики, политбандитизм и КК антипартийные группировки). Не возражая против сохранения такого порядка и впредь, полагаю дополнить это правило указанием на то, чтобы по истечении известного срока (10-14 дн.) все аресты по этим делам санкционировались прокуратурой, в зависимости от чего и должна устанавливаться дальнейшая мера пресечения.
И. Акулов
Приложение
Постановление
Центрального Исполнительного Комитета СССР
и Совета Народных Комиссаров Союза ССР
Об изменении ст. 22 «Основ уголовного законодательства СССР и С.Р.»
по применению ссылки и высылки и о реорганизации применения ссылки
с исправительно-трудовыми работами
Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
- Предусмотренную ст. 22 «Основ уголовного законодательства СССР и С.Р.» ссылку, налагаемую судебными органами, применять лишь как основную меру социальной защиты и обязательно в соединении с исправительнотрудовыми работами.
- В тех случаях, когда суд приговаривает к лишению свободы к 2 годам и выше, суд вправе заменять лишение свободы ссылкой с исправительнотрудовыми работами на соответствующие сроки.
- Удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности, с поселением в тех или иных местностях (ссылка), связанным с обязательным исполнением исправительно-трудовых работ, назначается на срок от 2 до 5 лет.
- Ссылка с исправительно-трудовыми работами организуется на следующих началах:
а) ссылка организуется преимущественно в местах производства общественно-полезных работ, требующих концентрированного применения труда (крупные стройки, дорожное строительство, мелиорационные работы и т.п.), а также в местностях, подлежащих хозяйственному освоению;
б) План размещения и трудового использования лиц, направляемых на эти исправительно-трудовые работы, предварительно разрабатывается заинтересованными органами и согласовывается с Госпланом и Всесоюзным Переселенческим Комитетом.
в) Мероприятия по организации этих работ на местах, на указанных началах, возлагаются на органы ИТУ.
г) Соответствующие хозяйственные организации, заинтересованные в применении труда осужденных к ссылке с исправительно-трудовыми работами, оплачивают все расходы, связанные с содержанием, обеспечением жилищем, медицинской и санитарной помощью, культобслуживанием и всеми необходимыми средствами труда (живой и мертвый инвентарь, орудия производства), в случаях же использования труда лиц, осужденных к ссылке с исправительно-трудовыми работами, на работах в неосвоенных местностях, средства на их первоначальное обзаведение отпускаются за счет той хозяйственной организации, которая ведает производимыми по освоению местности работами, а если эти работы не находятся в ведении определенной организации, то за счет Всесоюзного переселенческого Комитета или же бюджета соответствующей союзной республики.
д) Исправительно-трудовые работы подлежат обязательной оплате за счет хозорганов.
е) При назначении ссылки с исправительно-трудовыми работами обязательно принимаются во внимание как климатические и природные условия . местности, так и профессиональные и технические навыки лиц, направляемых для исправительно-трудовых работ в различных районах, а также состояние их здоровья и возраст.
ж) Для регулирования применения ссылки с исправительно-трудовыми работами организовать комиссию при Прокуратуре Союза ССР в составе: представителя прокуратуры Союза (предс.), Верховного Суда Союза ССР, ОГПУ, ГУИТУ РСФСР, представителей союзных республик, Госплана Союза ССР, Переселенческого Комитета при СНК Союза ССР, соответствующих хозяйственных организаций и Центрального Управления конвойных войск Союза ССР.
- Ссылка с исправительно-трудовыми работами, как правило, не может применяться по следующим ст.ст. УК РСФСР и соответствующим статьям УК союзных республик: 58-2, до 58-9, 58-10, 58-11, 52-2 ч. 1, 59-3, 59-8, 59-9,59-10,82-117 ч. 2, 166,167, 193-1 до 193-31, а также к осужденным по закону 7 и 22 августа 1932 года.
- Поручить Прокуратуре Союза, по согласованию с Верховным Судом Союза ССР, НКЮ союзных республик и Главным Управлением Милиции, принять меры к пересмотру дел на лиц, осужденных к ссылке без исправительно-трудовых работ, с предоставлением права замены этих приговоров ссылкой с исправительно-трудовыми работами, исходя из соотношения 1 к 3 (один день ссылки с исправительно-трудовыми работами приравнивается к 3 дням ссылки без работ).
- Кассационным инстанциям судебных учреждений Союза ССР и союзных республик, в соответствии с настоящим постановлением, обязательно вносить, по согласованию по части судебной с Верховным Судом Союза ССР, исправления в проверяемые ими приговора Судов первой инстанции, коими в отношении осужденных были применены в качестве мер социальной защиты ссылка без исправительно-трудовых работ и высылка.
- Поручить Прокурору Союза ССР внести в месячный срок проект изменений действующего законодательства, вытекающих из настоящего постановления, а также инструкцию по применению настоящего декрета.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР
И. Акулов
АП РФ. Ф. 3. On. 58. Д. 4. Л. 14-17. Подлинник. Машинопись.
Опубликовано: Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 — декабрь 1936. Сборник документов. М., 2003.