Приказ народного комиссара внутренних дел СССР Л.П. Берии № 00788 «О результатах обследования работы 1-го Специального отдела НКВД СССР». 10 декабря 1938 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1938.12.10
Период: 
1938
Метки: 
Источник: 
Эхо большого террора Т.3, М. 2018
Архив: 
ГДА СБ Украiни, Киiв, ф. 9 (накази НКВС СРСР), спр. 81-сп, арк. 165-167. Типографский текст

10 декабря 1938 г.

г. Москва

Проверка работы 1[-го] Спецотдела НКВД СССР выявила преступную запущенность и полную неразбериху в организации оперативного учета, обработки и хранения дел, а также засоренность Отдела чуждыми, в политическом отношении сомнительными элементами. Вредительское руководство, в лице бывших начальников 1 [-го] Спецотдела — ЦЕСАРСКОГО и ШАПИРО и их заместителя ЗУБКИНА, умышленно создавало хаос в работе Отдела и не очищало кадры работников от лиц, на которых давно имелись прямые данные об их контрреволюционных, шпионских связях.

Руководство 1[-го] Спецотдела не выполняло приказа по НКВД от 1 октября 1938 года «О порядке картотечного учета агентуры». Изменения в контингентах агентуры не вносились в картотеку, в результате чего она на 70 % заполнена архивным материалом, и невозможно установить количество ныне действующей агентуры, а также, за какими отделами числится тот или иной агент.

В таком же хаотическом состоянии находилась картотека по учету агентурных разработок и дел-формуляров, вследствие чего значительная часть контрреволюционных и шпионских элементов не попадала на учет 1[-го] Спецотдела и оперативных отделов.

В деле учета арестованных и контроля за сроками ведения следствия также царит полная неразбериха. Дела значительного количества давно осужденных значатся в картотеке арестованных, регистрация арестованных производится с большим опозданием.

Сроки доклада на Особом совещании следственных дел, присылаемых с периферии, не устанавливались и сознательно запутывались, в результате чего значительная часть дел не рассматривалась в течение года, а приезжающие с периферии докладчики по этим делам в ряде случаев месяцами отсиживались в Москве, бездельничая и непроизводительно растрачивая государственные средства. Например, докладчики из Алтайского края КОСТРОМИН, из Новосибирска ГАЕВСКИЙ пробыли в Москве около года.

Сильно запущен учет иностранцев, отбывающих наказание и подлежащих высылке за пределы СССР за контрреволюционную шпионскую работу. Не осуществлялся контроль за исполнением решений Особого совещания по делам иностранцев.

Такой же хаос и неразбериха царили в камере хранения, где без всякого учета валялись многочисленные документы, в том числе и партийные билеты, изъятые у арестованных.

Статистика велась по устаревшим статистическим формам, без достаточной политической характеристики арестованных и репрессированных, что дезориентировало дальнейшее направление оперативной работы.

В таком же положении находилась Центрально-общесправочная картотека, куда не было занесено свыше 60000 сообщений с дополнительными данными о лицах, состоящих на учете, и не было включено 109000 карточек на лиц, осужденных спецтройками на периферии, а также вовсе отсутствовали карточки на осужденных Военной коллегией.

Фактически отсутствовала работа по оперативному розыску, и по этой линии 1[-й] Спецотдел не руководил и не контролировал работу органов НКВД и РК милиции на периферии.

Также провалена работа по рассмотрению заявлений и жалоб по делам осужденных, не взято на учет значительное количество заявлений и писем, часть которых совсем утеряна. Разбор заявлений и жалоб затягивался, причем значительная часть из них, к тому же наиболее важных, оставалась вовсе без внимания и просто направлялась в архив, а также не проверялись результаты разбора заявлений, направленных 1[-м] Спецотделом в различные органы с соответствующими предложениями и распоряжениями.

В недопустимо хаотическом состоянии находился архив, в котором хранятся документы с 1918 года. Сотни тысяч дел оказались не зарегистрированными, хранение материалов производилось небрежно, без подшивки, чем создавалась возможность пропажи и изъятия важнейших документов. Грубо нарушался приказ №0122, не проверялось возвращение дел, переданных из архива в разные отделы и управления НКВД.

Не уделялось должного внимания оперативно-тематической разработке крупнейших политических дел, в результате чего залеживались ценные в оперативном отношении материалы.

Не организовано хранение в должном виде поступающих в книгохранилище конфискованных книг, которые валяются без стеллажей на полу, чем наносится большой ущерб государству.

Бывшие руководители 1[-го] Спецотдела, ныне разоблаченные враги народа —  ЦЕСАРСКИЙ, ШАПИРО и ЗУБКИН, засоряли аппарат политически чуждыми и сомнительными элементами, затирали, сознательно не выдвигали честных, преданных партии и власти работников, вызывая тем самым среди них недовольство.

В результате всех изложенных фактов 1[-й] Спецотдел ни только не выполнил возложенных на него функций в деле оказания помощи в работе оперативных отделов, а напротив, всячески тормозил работу последних, способствуя замазыванию и укрытию фактов, определяющих надлежащее направление оперативной работы по выявлению и разгрому всяческих контрреволюционных и шпионских формирований.

Между тем ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ И ЧЕТКО ПОСТАВЛЕННАЯ РАБОТА 1[-ГО] СПЕЦОТДЕЛА НКВД ИМЕЕТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНЫХ ОТДЕЛОВ НКВД.

Исходя из этого,

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

  1. Заместителя нач[альника] 1[-го] Спецотдела НКВД СССР, капитана государственной безопасности ЗУБКИНА С.Я. и начальника 5[-го] отделения 1[-го] Спецотдела КРЕМНЕВА-САНДУКОВА С.И. за развал работы 1[-го] Спецотдела и преступное отношение к своим обязанностям СНЯТЬ С РАБОТЫ, АРЕСТОВАТЬ И ПРЕДАТЬ СУДУ.
  2. Уволить вовсе из органов НКВД работников 1[-го] Спецотдела: ДАВЫДОВУ-ДУБРОВСКУЮ А.Н., РЕЙНФЕЛЬД Л.Я., ФИДДЕР Э.Э., ГЛЕБОВА О.С., КАЗАКОВУ А.Л., ПЕТУХОВА И.А., ЯКУШЕВА Н.Я., ВОРОНЦОВА В.И. и СОСНОВСКОГО А.П.
  3. Перестроить структуру 1[-го] Спецотдела, руководствуясь следующим:

а) 1[-е] и 2[-е] отделения объединить. Существующую картотеку по учету агентуры оперативных отделов НКВД СССР, УНКВД М[осковской] О[бласти] и РО УНКВД г. Москвы разбить на две картотеки: действующей сети и состоящей в архиве. Все карточки картотек переписать заново, исправить вкравшиеся ошибки и впредь систематически отмечать в карточках движение агентуры. Провести перерегистрацию всех действующих разработок в отделах НКВД СССР, а также в новой картотеке, с учетом изменений, происшедших в структуре НКВД СССР. Немедленно выполнить приказ НКВД СССР за № 00642 от 1 октября 1938 года «Об уничтожении карточек и переписки на периферийную агентуру».

б) Ныне существующие 3[-е] и 4[-е] отделения разбить на три отделения (2[-е], 3[-е] и 4[-е]), возложив: на 2[-е] отделение — учет опечатанных квартир, описанного имущества, конфискатов и камеру хранения. Произвести ревизию камеры хранения, тщательно проверив наличие вещей по приемочным квитанциям и актам, все конфискаты и находящиеся в камере хранения предметы (радиолы, радиоприемники, фотоаппараты и проч[ее]) сдать в госфонд. Отсортировать хранящиеся заграничные пластинки, уничтожив по акту антисоветского или порнографического характера, а остальные передать в госфонд. Не допускать скопления вещей в камере хранения и немедленно, после получения решения о конфискации, передавать вещи в госфонд; на 3[-е] отделение — учет дел и арестованных по центральному аппарату НКВД СССР; на 4[-е] отделение — учет и оформление дел, поступающих с периферии и особый учет репрессированных иностранцев.

в) 5[-му] отделению в двухдекадный срок разработать и ввести, взамен старых, новые формы статистической отчетности, которые бы полностью отвечали оперативным требованиям.

г)  6[-му] отделению немедленно приступить к приведению в порядок центральной картотеки, обеспечив в первую очередь деление карточек в строго алфавитном порядке, для чего ввести двухсменную работу и прогрессивную оплату труда картотетчиц.

д) В декадный срок организовать 7[-е] отделение (по всесоюзному розыску), укомплектовав его соответствующим штатом сотрудников.

е) На 8[-е] отделение возложить исключительно разбор и обработку заявлений, поступающих от арестованных (подследственных и находящихся в лагерях, тюрьмах, ссылке и проч[их]). Работу по разбору жалоб и заявлений, поступающих от граждан, передать в бюро жалоб и заявлений при НКВД СССР.

ж)  9[-му] отделению немедленно приступить к работе по приведению в порядок архива. К 1 февраля 1939 года заполнить и влить в общесправочную картотеку карточки на лиц, проходящих по следственным делам периферии (в количестве около 100 000 дел).

Поручить тов. СУМБАТОВУ совместно с тов.тов. ПЕТРОВЫМ Г. и ПЕТРОВЫМ М. в пятидневный срок представить свои предложения о выделении специального помещения для архива 1[-го] Спецотдела.

Проверить наличие архивных дел и соответствие их учету, результаты проверки заактировать и принять меры к розыску недостающих дел.

В трехмесячный срок привести в порядок хранящиеся в архиве личные дела (230000) бывших сотрудников ВЧК-ОГПУ-НКВД и взять их на карточный учет.

з)   На 10[-е] отделение возложить оперативно-тематическую разработку архива следственных и агентурных дел, научно-исследовательскую разработку отдельных крупнейших дел, проведенных ВЧК-ОГПУ-НКВД, составление обзоров по ним и т. д., а также контроль за полнотой использования следственных и агентурных материалов по делам, проведенным оперативными отделами и управлениями НКВД.

Хранящиеся в отделении конфискованные книги после сортировки сдать в госфонд, оставив в книгохранилище лишь книги, необходимые для создания специальной оперативно-чекистской библиотеки. Часть книг использовать в установленном порядке для пополнения библиотек НКВД.

В дальнейшем всю работу по приему, сортировке и хранению конфискованной литературы, а также сдачу ее в госфонд, передать во вновь организуемое 12[-е] отделение.

и)  На 11[-е] отделение возложить прием, хранение и обработку дел особого архива, приведя в полный порядок имеющиеся дела и материалы.

к)  Организовать 12[-е] отделение, на которое возложить прием, сортировку и хранение конфискованной литературы.

  1. Утвердить положение о 1 [-м] Спецотделе НКВД СССР (прилагается).
  2. Поручить заместителю начальника ГУГБ НКВД СССР тов. МЕРКУЛОВУ, заместителю нач[альника] 1[-го] Спецотдела тов. ПЕТРОВУ Г. и начальнику Отдела кадров НКВД тов. ДАВЫДОВУ в пятидневный срок разработать и представить на утверждение структуру отдела, штат и расстановку личного состава.
  3. Предложить Народным комиссарам внутренних дел союзных и автономных республик и начальникам областных и краевых УНКВД провести проверку состояния работы 1[-х] Спецотделов НКВД и УНКВД и принять необходимые меры к упорядочению их работы.
  4. С настоящим приказом ознакомить всех сотрудников 1[-х] Спецотделов НКВД союзных и автономных республик и краевых и областных УНКВД.

Народный комиссар внутренних дел Союза ССР
комиссар государственной безопасности 1-го ранга
Л. БЕРИЯ.

 

ГДА СБ Украiни, Киiв, ф. 9 (накази НКВС СРСР), спр. 81-сп, арк. 165-167. Типографский текст.