Приказ НКВД СССР № 00701 «О следственном производстве». 23 октября 1938 г.
23 октября 1938 г.
г. Москва
Просмотром ряда находящихся в производстве и архивных следственных дел установлен ряд серьезных недочетов как в части ведения следствия, так и в части оформления следственных документов.
Документы и переписка, отобранные при обыске и поступившие в 1 [-й] Спецотдел (т. Шапиро), направляются последним в оперативные отделы, где ведется следствие, с большим опозданием, иногда даже после окончания следствия, и не в опечатанном виде (ст. 184 УПК). Следователь не составляет описи отобранных при обыске документов и постановления о приобщении необходимых для следствия документов к следственному делу (ст. 183 УПК).
- Часто арестованные не допрашиваются в течение месяца (местами и больше) после ареста.
- Сплошь и рядом арестованного допрашивают, помимо ведущего дело следователя, много других работников, причем часто даже без ведома следователя, за которым числится арестованный.
- При допросах арестованного протокол допроса не всегда ведется. Нередко имеют место случаи, когда показания арестованного фиксируются следователем в виде заметок, а после, спустя продолжительное время (декада, один месяц и даже больше) составляется общий объемистый протокол, причем совершенно не выполняется требование статьи 138 УПК о дословной, по возможности, фиксации показаний арестованного. Очень часто протокол допроса не составляется до тех пор, пока арестованный не признается в совершенных им преступлениях.
- Следователь, ведущий следственное дело, очень часто ограничивается только фамилиями лиц, названных арестованным во время допроса и не старается установить более подробные данные об этих лицах. Следователь часто не принимает необходимых оперативных мер в отношении лиц, проходящих по показаниям изобличенных врагов народа. В таком оперативно-недоработанном виде дела докладываются на Особое совещание или Военную коллегию и затем сдаются в архив.
- В результате подобного отношения к ведению следствия, лица, прямо изобличенные в контрреволюционных преступлениях, остаются на свободе.
- Следственные дела оформляются неряшливо, в дела помещаются черновые, неизвестно кем исправленные и перечеркнутые карандашные записи показаний; помещаются неподписанные допрашиваемым и незаверенные следователем протоколы показаний; включаются неподписанные и неутвержденные обвинительные заключения. Окончательно же оформленные и соответствующим образом заверенные протоколы в деле отсутствуют. Иногда ряд ценных показаний, неизвестно по каким соображениям, в деле отсутствует и находится на руках у отдельных работников.
- Установленные сроки ведения следствия не соблюдаются. Ходатайства о продлении срока ведения следствия возбуждаются с большим опозданием.
ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
в кратчайший срок изжить отмеченные недочеты и принять к исполнению следующее:
1) Допросы арестованного без ведома следователя, ведущего дело, другим работником запретить. Если по ходу следствия появится необходимость производства допроса другим работником, то на это необходимо получить санкцию начальника отдела или его заместителя по следственной части.
2) 1 [-му] Спецотделу изъятые документы и переписку направлять в [тот] Оперативный отдел, где ведется следствие, без всякой задержки. Следователь, приняв дело к производству, обязан немедленно ознакомиться со всеми материалами обыска, составить опись всем документам и переписке и все, уличающее обвиняемого, специальным постановлением приобщить к делу. Документы и переписку, не приобщенные к делу, хранить в установленном порядке. Квитанции на хранимое обязательно приобщать к следственному делу.
3) Документы, переписка и другие предметы, отбираемые при обыске, опечатываются немедленно на месте обыска, согласно статьи 184 УПК. Все опечатанное должно иметь подробную опись, которая вместе с ордером и протоколом обыска немедленно доставляется в 1[-й] Спецотдел.
Считать целесообразным участие при арестах и обысках наиболее важных преступников того следователя, который в дальнейшем будет вести следственное дело арестуемого.
4) Показания арестованного фиксировать сразу же в протокол, с соблюдением требований статьи 138 УПК. В случае необходимости иметь один обобщающий протокол допроса — последний составляется на основе предыдущих отельных протоколов, также в соответствии с требованием этой же статьи.
Необходимость перепечатки протоколов для рассылки и количество перепечатываемых экземпляров определяется в каждом отдельном случае начальником отдела или его заместителем по следственной части.
В следственном деле помещается заверенная следователем справка, кому, куда и за каким номером направлены копии протоколов.
При ознакомлении с протоколом допроса прокурора, последний делает на протоколе надпись об ознакомлении и дату.
5) В отношении лиц, которых изобличает арестованный, принимать немедленные меры сбора всех подробных установочных данных и имеющихся компрометирующих материалов. Следователю в каждом отдельном случае [надлежит] докладывать начальнику следственной части о принятии необходимых оперативных мер.
Все лица, изобличаемые арестованным в данном протоколе допроса, должны заноситься в список, в котором указываются: фамилия, имя, отчество и год рождения изобличаемого, место и род его занятий, в чем изобличается, где в данное время находится. Если арестован или осужден, то указывается, когда, где, кем, по какому делу был арестован.
Список изобличаемых прилагается к соответствующему протоколу допроса.
6) Ходатайство о продлении срока следствия на один месяц разрешается на местах под ответственность Наркома внутренних дел республики (начальника УНКВД края, области). Вторичное ходатайство возбуждается перед НКВД СССР мотивированным постановлением, где обязательно указывается:
а) когда арестован обвиняемый и где содержится. Когда ему предъявлено обвинение, сколько раз допрошен, коротко суть показаний, сознался или не сознался;
б) в каких конкретно целях необходимо продление и на какой срок, какие конкретно следственные действия необходимо провести в испрашиваемый срок.
В центре начальники отделов и управлений мотивированные постановления составляют таким же образом вне зависимости от того, какой раз ставится вопрос о продлении следствия. Ходатайства о продлении срока следствия разрешаются начальником Управления.
7) При сдаче законченных следственных дел в Первые Специальные отделы НКВД-УНКВД для хранения в архиве прилагать список лиц, проходящих по показаниям арестованных (форма списка прилагается).
Эти списки приобщать к следственному делу в отдельном пакете и сдавать вместе с делом.
Начальнику 1[-го] Спецотдела НКВД СССР и начальникам первых Спецотделов (отделений) НКВД республик, УНКВД краев, областей и начальникам ДТО НКВД, при направлении дел на Особое совещание при НКВД и на хранение в Центральный архив 1[-го] Спецотдела НКВД СССР, прилагать к делам на лиц, скомпрометированных показаниями арестованных и не привлеченных к ответственности, заполненную учетную карточку по прилагаемой форме.
Приложение: форма списка и карточки.
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР
Генеральный комиссар государственной безопасности
[Н. И.] Ежов.
Начальник Главного управления госбезопасности
комиссар государственной безопасности 1-го ранга
[Л. П.] Берия.
ГДА СБ Украiни, Киiв, ф. 9 (накази НКВС СРСР), спр. 8-сп, арк. 148-149 зв. Типографский текст.