Выдержка из протокола судебного заседания выездной сессии ВТ войск НКВД Киевского округа по делу бывших сотрудников Херсонского ГО НКВД И.Ф. Федяева, А.А. Семенова, А.П. Протопопова и бывшего начальника спецотделения УРКМ НКВД по Николаевской области Г.И.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1940.11.25
Период: 
1940
Метки: 
Источник: 
Эхо большого террора Т.3, М. 2018
Архив: 
ГДА СБ Украiни, Киiв, ф. 5, спр. 68218, т. 7, арк. 242-243. Заверенная копия. Машинописный текст

25-28 ноября 1940 г.

г. Херсон

Предоставлено последнее слово подсудимому БАРВИНОК:

Я из семьи рабочего, семья состояла из 5 человек, жили мы в одной маленькой комнатушке, с малых лет мне пришлось работать, так как отец и мать не в состоянии были содержать семью. Работая на производстве и оправдывая себя, мне представилась возможность пойти на учебу и только благодаря Советской власти я, выходец, из бедной рабочей семьи, получил среднее образование.

Желая оправдать себя после учебы на практической работе, я еще с большей энергией взялся за работу, в результате чего, работая в Лесхозе, имел несколько премий, благодарностей и т. д. Только лишь в результате моей преданности к работе, честности в работе я был временно мобилизован для работы в Херсонский ГО НКВД и[,] несмотря на то, что меня ущемляли по зарплате, я был доволен и горд тем, что мне доверили работать в таком ответственном учреждении.

Работая в органах НКВД в 1937 г. [,] я вскрыл фашистскую организацию, которая ставила своей целью сорвать в случае надобности железнодорожное полотно, мосты и этим внести дезорганизацию в народное хозяйство нашей страны.

Кроме того, в Стеклотаре мною была вскрыта шайка вредителей, занимающихся гнуснейшими делами[, с] тем, что[бы] вредить Советскому Союзу и подрывать его мощь. В результате моей напряженной работы эта группа была вскрыта и наказана Советским правосудием. За время службы в органах НКВД я имел 3 выдвижения, это говорит за то, что я старался, работая[,] принести как можно больше пользы нашему государству.

Работая в Херсонском горотделе НКВД в период массовых операций, я действительно частично потерял классовую бдительность[,] выражавшуюся в том, что я верил, как теперь установлено, клеветнику СЕМЕНОВУ, в этом[-]то и состоит моя ошибка, что я не распознал его тогда. Никакой фальсификацией дел я не занимался, никакой цели в этом не усматривал, никакой карьеры для себя не готовил. Я работал честно, своим служебным положением не злоупотреблял. Я вел, и буду вести непримеренную борьбу с врагами народа. Никакого подвига я не совершил, но я и не стоял в стороне борьбы. Поэтому прошу ВТ, рассматривая мое дело подойти ко мне всесторонне, социально опасным я не являюсь. Я еще мог бы принести пользу государству и с учетом всех обстоятельств в деле вынести свое решение — свой приговор.

Предоставлено последнее слово подсудимому ПРОТОПОПОВУ:

Родился в 1897 г. в бедной семье в г. Николаеве. В 1905 г. во время забастовки рабочих завода, как участник этой забастовки, был арестован и находился в тюрьме на протяжении 2-х лет. Затем после освобождения из тюрьмы был безработный около 3-х лет. Работая рабочим завода имени 61 [коммунара в Николаеве] в 1916 г. [,] во время забастовки я был направлен в действующую армию и только лишь в 1917 г. обратно возвратился в Николаев, где и принимал активное участие в свержении временного правительства. Сразу же после сформирования нашей славной РККА пошел в ее ряды и вместе с ее славными героями принимал участие в борьбе за Сиваш, в борьбе по разгрому Врангеля и т. д., принимая участие в гражданской войне, был контужен.

Затем с 1925 по 1934 г. я служил в войсках НКВД, откуда был отпущен в связи с инвалидностью.

С 1934 г. я работал на заводе имени Петровского в г. Херсон и работая на этом заводе, начиная от слесаря, я выдвинулся и в последнее время работал помощником директора завода по мобготовности завода. Работая на заводе, я дал рационализаторское предложение, которое было принято и проведено в жизнь. Сейчас завод от этого имеет ежегодно 1 000 000 рублей прибыли в год.

На всем своем жизненном пути я никогда нигде не совершал никакого преступления, всю свою жизнь отдал на благо нашей страны, на благо нашего народа и в то же время должен сказать, что Советская страна никогда не обижала меня. То преступление, которое я совершил, прошу простить мне, ибо я его совершил не из личной заинтересованности, не из личной корысти, преступление которое я совершил, было продиктовано мне моей непримиримостью к врагам народа, той международной обстановкой, в которой мы находились в то время.

Я готов встретить любой приговор ВТ только лишь прошу одно — не считать меня врагом народа, ибо я не враг.

Предоставлено последнее слово подсудимому СЕМЕНОВУ:

Родился я в 1895 году в семье рабочего-кочегара порта г. Херсон, с самых малых лет я ушел работать и работал так же грузчиком в порту. Молодые годы я провел очень плохо, не было чего кушать, не во что было одеться, за учебу и говорить не приходится — учиться тогда я не мог.

Работая в порту с малых лет и там же я получил специальность слесаря. В 1915г. я был призван в старую царскую армию и направлен на фронт, где в 1916 г. был ранен. В 1917 г. был также на фронте тяжело контужен, после чего в том же 1917 г. принимал участие в Петрограде в свержении временного правительства.

В том же 1917 г. я вступил в партию РСДРП, после чего был назначен командиром роты и был «брошен» на борьбу с Корниловым, и так как то ранение, которое я получил на фронте[,] еще не залечилось, я был откомандирован обратно в город Херсон на излечение. Будучи в Херсоне во время наступления на Украину немцев, я стал во главе партизанских отрядов, так как все руководство сбежало. Этот партизанский отряд оттеснял немцев, а затем мы влились в 4-ю Армию и вместе с нею принимали участие в защите Царицына, где я снова был ранен. Затем я был откомандирован для работы в подпольном ревкоме на Херсонщину.

В 1919 г. в Херсоне мною был организован партизанский отряд, который был брошен на борьбу с чеченским полком и на освобождение из тюрьмы рабочих.

Здесь же в Херсоне бандой генерала Слащова была расстреляна моя сестра, как заложница за меня.

В 1920 г. под моим руководством в г. Херсоне было разгромлено восстание священника Красутского.

С 1922 по 1924 гг. я находился в рядах РККА, откуда был уволен в запас и по 1930 г. работал в Осоавиахиме в г. Кировоград. С 1930 я находился все время в г. Херсоне и работал в Рыбтресте. В 1939 г. я был мобилизован по освобождению всех братьев украинцев и белорусов, там проявил себя, как подобает гражданину Советского Союза. На протяжении всего пути своей жизни никаких преступлений перед родиной, перед народом я не совершал, всю свою жизнь я отдал за Советскую власть, за родину, за партию. Я еще раз заявляю, что я не преследовал никаких целей, никакой корысти, как произошло все это я не знаю. И поэтому прошу учесть все обстоятельства дела и вынести соответствующий приговор.

Предоставлено последнее слово подсудимому ФЕДЯЕВУ.

Родился я в семье крестьянина-бедняка, ранее бывшего батрака. Семья наша состояла из 17 человек, и поэтому лично мне пришлось работать на тяжелых работах с самых малых лет. Учиться с малых лет мне не представилось возможности и поэтому я должен был все время работать, только лишь при Советской власти я смог закончить школу работников уголовного розыска, и сразу же после окончания этой школы уехал на работу на район. В 1929 году, работая на районе, я принимал участие в разгроме банды Зеленого, за что и получил премию [в виде револьвера системы] «наган». Работая в Каменске на Днепре, я также принимал участие в разгроме не одной банды, за что имел несколько благодарностей.

В 1931 г. я был назначен председателем комиссии по чистке советского аппарата на Днепрострое и после успешно проведенной мною работы я был командирован в Авиатехникум на учебу, где закончил 2 курса, откуда и был мобилизован в органы ГПУ. В 1936 г. мною вскрыты 3 крупных фашистских группы на заводе имени Ленина в городе Николаеве, за что получил благодарность. Кроме того[,] имел благодарность за лучшее комплектование войск НКВД. Работая в промсистеме, имел благодарность за отличную постановку мобилизационной работы.

Будучи мобилизованным, на работу в Херсонский Горотдел НКВД, я также проводил неуклонную борьбу с врагами народа. Мною было вскрыто и доведено до конца дело крупного английского шпиона (ДЕПО-ВЕЛО) и крупную украинскую националистическую повстанческую организацию. Обстоятельства, которые привели меня на скамью подсудимого, состоят в том, что я был перегружен работой и вытекающее отсюда то [обстоятельство], что я просмотрел врага, т. е. я притупил классовую бдительность, не сумел распознать клеветника СЕМЕНОВА, который спровоцировал меня своими клеветническими показаниями. Ведя борьбу с врагами, я знал хорошо, что этим я укрепляю Советский Союз[,] и поэтому я был беспощаден к врагам. Но в этой борьбе я не сумел разоблачить клеветника. Никакой фальсификации, никакого злоупотребления я не совершал и поэтому мою судьбу доверяю решить вам, как большевикам.

В 1 час 00 минут 28.11.1940 г. суд удалился в совещательную комнату.

В 8 часов 20 минут председательствующий объявил приговор и разъяснил осужденным порядок обжалования, приговора и порядок подачи жалоб о помиловании.

ВТ ОПРЕДЕЛИЛ: Меру пресечения до вступления приговора в законную силу в отношении осужденных ФЕДЯЕВА, СЕМЕНОВА, ПРОТОПОПОВА и БАРВИНОК оставить ранее избранную — содержание под стражей в тюрьме г. Херсон. В 8 часов 35 минут судзаседание объявлено закрытым.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
ВОЕННЫЙ ЮРИСТ I РАНГА
ГУРЬЕВ.

СЕКРЕТАРЬ ТРУШ.
ВЕРНО: [подпись]

ГДА СБ Украiни, Киiв, ф. 5, спр. 68218, т. 7, арк. 242-243. Заверенная копия. Машинописный текст.