Показания подсудимого Я.И. Расинского на заседании Военного трибунала Харьковского военного округа.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1939.12.06
Период: 
1939
Метки: 
Источник: 
Эхо большого террора Т.3, М. 2018
Архив: 
ГДА СБ Украiни, Kuiв, ф. 5, спр. 38810, т. 1, арк. 131. Заверенная копия. Машинописный текст

6-8 декабря 1939 г.

[г. Ворошиловград]

Я никогда в контрреволюционной] организации не состоял, работал честно, цех[,] которым я руководил, программу всегда выполнял, от ранее данных мною показаний я отказываюсь, они у меня добыты путем морального и физического воздействия со стороны следственных органов.

Заместитель] Нач[альника] Облуправления СОКОЛОВ заставил написать показания [на] 100 листах, фамилию моего вербовщика СОКОЛОВА мне подсказали в НКВД, следователь УДОВЕНКО мне предложил написать показания на СТЕЦЕНКО, я заявил ему что СТЕЦЕНКО знаю только 10 дней, но он угрожал и я показания дал.

Неоднократно мои произведения браковали, переделывали и вынуждали писать показания о шпионаже. Я написал о шпионаже по гражданскому строительству — у меня их забраковали и говорят: «На кой черт указывать на гражданское строительство, если и дураку понятно, что это не представляет никакого секрета». После этого я написал, что передал сведения о строительстве домны в г. Макеевка, хотя я там и не работал и не знал, строилась ли в тот период какая либо шахта или домна, так же указал, что передал сведения о шахте в Красном Луче, но это все выдумка, об этом я заявил и следователю, таким образом получились в деле показания о моей шпионской деятельности.

Все протоколы допроса составлял неведомо с каких показаний, а мне давали подписывать отпечатанные протоколы и таким образом дело было закончено, я подписал ст. 200 УПК.

Через пару дней меня вызвал следователь, молодой парень, фамилии его не знаю, заявил, что мое дело двухконечное и предложил дать показания на ДЗЕДЗИЦА, я отказывался, но он угрожал мне избиением и я эти показания дал.

В январе 1939 г. меня снова вызвали на допрос и предлагали приписать мне аварию, бывшую на заводе, о которой говорил подсудимый БОБРЫШЕВ, но из этого дела ничего не вышло.

В общем, в этих показаниях, которые сейчас оглашены, нет и частицы правды, это легко проверить при объективном ведении следствия.

ВЕРНО:

Ст[арший] следователь ОУ НКВД УССР

[подпись].

ГДА СБ Украiни, Kuiв, ф. 5, спр. 38810, т. 1, арк. 131. Заверенная копия. Машинописный текст.