Просьба заключенного Б. Эпельбаума прокурору Каргопольского лагеря НКВД о пересмотре дела и наказании виновных в его фабрикации. 7 марта 1939 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1939.03.07
Период: 
1939
Метки: 
Источник: 
Эхо большого террора Т.3, М. 2018
Архив: 
ГДА СБ Украiни, Киiв, ф. 5, спр. 66927, т. 24, арк. 201-203. Заверенная копия. Машинописный текст

7 марта 1939 г.

[Каргопольлаг]

С 10 на 11 мая 1938 г. я был арестован НКВД гор. Винница УССР. При аресте был отобран и партбилет при обыске на дому. Меня сейчас же привели в Облотдел НКВД к следователю ЛАВРЕНТЬЕВУ, и он предъявил мне, что я контрреволюционер, я ни о чем не знал. Мне угрожал, что будет бить меня, бросил в Винницкую тюрьму и ежедневно, днем и ночью[,] 14 суток мне не давали спать, держали на ногах без сна, чтобы я сказал, что я завербован в контрреволюционную организацию «Бунд» еврейской. Я это признать не мог, ибо этого никогда не было, я никогда не состоял в других партиях, кроме ВКП(б). Меня били кулаками, ногами, стулом, заставляли танцевать, плевали в рот, тушили папиросы в лицо, били по голому телу стулом, ножкой следователь ТИЩЕНКО, БЕРЕСТЯНКО, РЕШЕТИЛО, МАЙСТРУК, ДЬЯКОВ, БАБИЙКО и следователь НЕЩАДИМОВ заявил мне, что я своей кровью буду подписывать, то, что хотим.

Я не мог выдержать последней пытки, что меня МАЙСТРУК поставил на 5 суток на одной ноге, и голову задирать к потолку и при этом били кулаками, и ногами РЕШЕТИЛО, и ТИЩЕНКО и поставили мне палку[,] подпорку от живота до подлодки.

Все эти избиения, издевательства и мучения, на ногах все время без сна и камерный режим, а также спровоцирование в камере со стороны ПОПОВА Ивана Васильевича и во имя сохранения тела, меня физически заставляли на себя клеветать[,] оговорить[,] мне дали «вербовщика», которого я полтора года не видел и не разговаривал, и был с ним в контрах[,] [здесь были] личные счеты ПЛАТИНСКОГО Ноиха Давидовича, исключенного из партии в 1935 году при партпроверке в г. Виннице.

Я не признавал на очной ставке и заявил, что личные счеты имеются, но следователь не хотел подписать, меня избили и «вербовщик» сказал, что он меня завербовал в середине лета [19]37г. в контрреволюционную организацию «Бунд» и дал мне задание вербовать других, но задание не выполнял и агитации среди еврейского населения [не вел], что, конечно, не было никогда и я не знал о такой организации и агитацией не занимался и никем никогда не был завербован.

26 июля зашел прокурор по НКВД гр[ажданин] ДРОГОБИЦКИЙ и в присутствии помощника] нач[альника] Винницкой тюрьмы гражданина ЛЫСЬКО, я заявил о методах допроса и избиении меня, он себе записал в блокноте и [сказал], что меры примет, но мер никаких не было принято. Он же был прокурором суда 13-14 августа.

Меня следователь РЕШЕТИЛО вызвал 4-го августа [19]38 г. перед судом на репетицию, как я буду держаться на суде[,] и предупредил, что если я не скажу, как на предварительном следствии, он постарается, чтобы меня к нему вернули на переследствие, так он меня еще хуже и больше будет избивать и даст мне такие статьи до расстрела, как врага народа. Я на суде отказывался, не признавал себя виновным, и следователь РЕШЕТИЛО присутствовал на закрытом суде Спецколлегии от 13-14 августа [19]38 г.

Я все рассказал[,] как меня мучили, били и этот же следователь, также и прокурор ДРОГОБИЦКИЙ меня обвиняли, но состав суда не хотел мне верить, я все подробно рассказал[,] как с меня[,] преданного коммуниста-рабочего, за все время пребывания в партии с [19]20г. не имел никаких замечаний ни по партлинии, ни по работе, меня избивали, мне пригвоздили клеймо врага народа[,] бумажного формального врага, но большевизма не выбили и не выбьют, так и заявлял на суде, но мне вопреки всего записали в приговоре, что я давал показания без принуждения и хотел ввести суд в заблуждение.

Прокурор требовал 10 лет тюрьмы и так мне дали. Я писал кассацию в Верховный Суд УССР. Моя кассация не послана и Верховный Суд УССР от 16 сентября подтвердил приговор, и Верховный Суд Союза ССР отменил тюрьму на лагеря и 7 человекам расстрел — заменил на 10 лет лагерей.

Это было групповое дело 18 человек[,] все евреи, один помер в тюрьме до суда, не выдержал побоев. Я пал жертвой клеветы и расправы, вопреки решению январского пленума ЦК ВКП(б) [19]38 г., что действительные враги оклеветали честных людей, с целью перебить большевицкие кадры.

Мне инкриминировали, что я занимался агитацией среди отсталого еврейского населения против мероприятий Советской власти. Я работал среди заключенных в промколонии, где % евреев был малый и мои соседи тоже русские[,] и вообще этого никогда не было.

Я рабочий-столяр, отец рабочий-столяр, я родился в Могилев-Подольске Винницкой области УССР в пограничном городе и там добровольно пошел в Красную армию в [19]20 году и там впервые в своем городе, где все меня знают, вступил в Компартию. Мои родители и поныне там живут. Можно проверить [мою жизнь] за 18 лет моей работы в партии, а сейчас я ношу клеймо врага народа без вины и отбываю свой срок, я также честно работаю. Я осужден по кодексу УССР 54-10 ч[асть] I и II т. е. 58 ст. п. 10 ч[асть] I и II.

Осталась семья — жена больная-инвалид, дети: девочки 16 лет и 10 лет и живут в г. Виннице без средств к существованию, и отец 86 лет, и мать 78 лет были на моем иждивении. Я сейчас связи с родными ни с семьей не имею и [не] знаю где они.

Я прошу детально разобрать мою жалобу и ходатайствую меня взять на пере- следствие и виновных, которые путем избиения меня довели до этого — наказать.

Я ни в чем не виновен, это могут доказать документы за время работы на месте и также последняя парторганизация, где состоял при Винницкой тюрьме.

Я сейчас нахожусь — Управление] Каргопольлаг НКВД на Ряговском лесоучастке, работаю столяром.

ЭПЕЛЬБАУМ Беня Гершкович.

О результатах прошу мне сообщить.

7.03. [19]39 г.

«Вербовщик» говорил на суде, что били его и вынужден был меня вербовать и на суде отказался от вербовки меня, и я не состоял в антисоветской организации «Бунд».

Прошу пересудить или [отправить дело на] пересмотр или переследствие, я никогда не занимался антисоветской агитацией и в к[онтр]р[еволюционной] организации не состоял. По имеющимся сведениям, состав Обл[астного] суда — председатель] НОСКОВ и Левина арестованы.

С подлинным верно [подпись].

ГДА СБ Украiни, Киiв, ф. 5, спр. 66927, т. 24, арк. 201-203. Заверенная копия. Машинописный текст.

На документе напечатано: заключенного ЭПЕЛЬБАУМА Бени Гершк., гор. Винница, ул. Р. Люксенбург№ 3, бывш[ий] чл[ен] ВКП(б), работал Нач[альником] хлебн[ого] цеха, сейчас з/к Каргопольлага.