Жалоба Г. Эпельбаума председателю Верховного Суда СССР И.Т. Голякову на незаконный арест и избиения во время допросов его сына Б.Г. Эпельбаума. 20 февраля 1939 г.
20 февраля 1939 г.
г. Могилев-Подольский Винницкой области
Обращаясь настоящим к Председателю Верховного Суда тов. Голякову, надеюсь, что будет реагировано на нижеозначенные мотивы. Дело вот в чем:
10 мая 1938 г. сына моего ЭПЕЛЬБАУМА Беню Гершковича[,] 43 лет[,] арестовали органы НКВД в гор. Виннице.
Сыну моему 43 года,, имеет жену и двух детей — 12 и 16 лет, член КП(б)У с 1918 года, по профессии столяр, проживал со своей семьей в гор. Виннице, работал в Столярной мастерской Винницкой тюрьмы, где за отличную работу и обучение был премирован в 1 000 руб. 1 мая прошлого года.
Я хочу довести до В[ашего] сведения о следующем факте. Моего сына допрашивали 29 раз и каждый раз во время допросов подвергали избиениям, вследствие чего у него было кровоизлияние из носа и горла. В конце концов из него сделали калеку, так как во время допроса били также в непристойные места.
Во время допросов путем репрессивных мер принуждали моего сына подписаться в том, что он якобы принадлежал к организации «Бунд», а в действительности ни к какой организации он никогда не принадлежал.
Когда его арестовали, у него конфисковали имущество, которое три недели назад вернули, но не все вещи, а лишь старые вещи.
Это мой единственный сын, который меня содерживал. Теперь же на закате моей жизни (мне 85 лет) я обречен на лишение счастья, в связи с арестом моего сына.
У меня был сын ЭПЕЛЬБАУМ Лейзер-Дувид Гершевич, ярый революционер, который погиб трагически во время царизма, когда его подвергали пыткам в тюрьмах, потом отправили в Киевскую тюрьму, где он и умер.
Я лично тоже много терпел от контрреволюции. Когда поляки заняли наш город, меня арестовали за то, что я указал большевикам, где есть оружие у контрреволюционеров. Когда поляки оставили Могилев-Подольский, они забрали меня с собой, держали в плену 3 месяца, и я был освобожден лишь после того, как большевики заняли Старую Ушицу.
Мои страдания нельзя описать. Еще теперь я болею от перенесенного. Я все годы был рабочий столяр. Все члены моей семьи преданы Советской власти и страдали за дело революции. Моя дочь ЭПЕЛЬБАУМ Фейга Гершовна была ярой революционеркой и в 1905 году была ранена в голову и руку. Мне никогда не мерещилось, что, доживая свой век, мне придется столько страдать материально и морально в связи с арестом единственного сына.
Ввиду изложенных обстоятельств прошу пожалеть моего сына, меня старика 85 лет и двух маленьких детей его, которые не могут регулярно заниматься в связи с арестом отца.
Прошу ускорить следствие и пересмотр дела и скорее освободить моего сына. Я верю, что в нашей стране, стране Советов, где все основано на правде и справедливости — восторжествует, и правда моего сына, и он скоро будет освобожден.
Эпельбаум.
ГДА СБ Украiни, Киiв, ф. 5, спр. 66927, т. 24, арк. 24-25. Оригинал. Машинописный текст.
На документе есть резолюция: Осужден Спецколлегией Винницкого Облсуда на 10 лет и выслан.