Объяснение старшего следователя НКВД УССР М.В. Лабузова оперуполномоченному аппарата Особоуполномоченного НКВД УССР Тимофееву по поводу использования незаконных методов воздействия на арестованных. 20 декабря 1939 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1939.12.20
Период: 
1939
Метки: 
Источник: 
Эхо большого террора Т.3, М. 2018
Архив: 
ГДА СБУ, Kuiв, ф. 12, on. 1, спр. 114, арк. 64-67. Заверенная копия. Машинописный текст

20 декабря 1939 г.

[г. Киев]

ОБЪЯСНЕНИЕ.

Товарища] ГОРОДЕЦКОГО, как арестованного во 2-й половине 1938 года и в начале 1939 г. я совершенно не знал, кто вел его дело мне неизвестно и нормально ли он допрашивался не знаю.

Дело по обвинению] АКСЕЛЬРОДА мне известно вел ГОРОБЕЦ. АКСЕЛЬРОДА ГОРОБЕЦ допрашивал при ненормальных условиях, поскольку быв[шим] вражеским руководством приказывалось применять меры воздействия в целях выполнения указаний впоследствии разоблаченных врагов руководивших следствием. ПЕРЦОВ сам обходил следователей и применял меры физического воздействия. Также заходил с палкой быв[ший] приближенный УСПЕНСКОГО, БОЛДИН и бил не сознавшихся арестованных без разбора. Со слов ГОРОБЦА мне известно, что АКСЕЛЬРОД во избежание применения к нему мер воздействия при вызове на допрос, испражнялся в комнате, в связи с чем его уводили с допроса обратно, и он допрашивался непродолжительное время. Сказать о том, что к АКСЕЛЬРОДУ ГОРОБЕЦ применял незаконные методы допроса и тем более бил его по половым органам я не могу, т[ак] к[ак] не знаю, хотя если бы это было в действительности и я об этом знал, то безусловно подтвердил, что это было. Сделанный обобщенный вывод т. ГОРОДЕЦКИМ в частности, что ГОРОБЕЦ это делал сам как враг народа, то это неправильно потому, что т. ГОРОДЕЦКИЙ совершенно не знает об обстановке, в которую был поставлен, как следователь ГОРОБЕЦ, потому такое сообщение т. ГОРОДЕЦКОГО ошибочно.

В части деятельности и руководства следственной работой в допросах арестованных ПЕРЦОВЫМ, то действительно извращенные методы допросов он практиковал и заглушал в объективности всякое предложение следователей. ПЕРЦОВ для показа как в пример привития извращенных методов следствия брал себе арестованного и начинал бить лично сам, а когда таким путем получал «дознание» и заявление арестованных об этом «сознании» после применения мер физического воздействия, то передавал арестованного следователю, точно также делал БОЛДИН. Так было с арестованным ФРЕНКЕЛЬ скончавшимся впоследствии. В этом деле повинен лично ПЕРЦОВ, т[ак] к[ак] это дело лично его рук и БОЛДИНА, которые методами физического воздействия допрашивали ФРЕНКЕЛЯ жестоко били его. В части допроса сокамерника ГОРОДЕЦКОГО — ЕРЕМЕНКО М. В., как он допрашивался, не знаю. Возможно, он и допрашивался с применением мер воздействия, но говорить об этом не могу, поскольку мне об этом неизвестно.

По делу ГЕПЛЕРА знаю, что он принадлежал к особо важным арестованным [и] возможно перед «сознанием» к нему применялись меры воздействия НАЗАРЕНКО, т[ак] к[ак] он это часто практиковал и организовывал, но точно не знаю потому утверждать не могу.

Дело арестованного ГОРИНА не вел, как он допрашивался, не знаю.

ГОРОДЕЦКИЙ заявляет, что избивался МИЛЛЕР. Такой факт в действительности был, для уточнения этого момента ГОРОДЕЦКОГО я объясняю, что

МИЛЛЕРА жестоко избивал БОЛДИН, вообще, как я уже говорил, БОЛДИН бил подряд, ходил по комнатам с увесистой палкой и, видя, что арестованный не дал показания, не разговаривая со следователем, особенно из молодежи, которые были прикреплены к арестованным — бил сам, так как он пользовался почему-то таким правом, как приближенный к Успенскому.

Данные т. ГОРОДЕЦКОГО поэтому не совсем точны, в отношении более злостных организаторов и зачинщиков таких методов допроса, возможно, это объясняется тем, что т. ГОРОДЕЦКИЙ был арестован в июле, а БОЛДИН, ПЕРЦОВ особенно применяли эти методы в начале года с приездом Успенского, а уже другие следователи ВОЛОШИН, ИВАШЕНКО впоследствии вели дела и сталкивались с этими арестованными, как и многие другие, в силу сложившихся служебных обязанностей. Т[оварищ] ГОРОДЕЦКИЙ, по-моему не прав, что обобщил все и всех делами с вражескими целями.

В частности по делу ЧАКА, которое я некоторое время вел, как я уже писал объяснение представителю особоуполномоченного НКВД СССР, к нему я добавлю только одно. Разобравшись в деле ЧАКА я трижды представлял его на освобождение, как следователь, однако, быв[ший] зам[еститель] нач[альника] 3 отдела ЗАПУТРЯЕВ ходил наверх, снова предложил вести дело, хотя сам не верил в реальность этого дела, меня поддерживал т. ЩЕРБАКОВ — нач[альник] отделения. Все же ЗАПУТРЯЕВ откладывал, лишь впоследствии т. КОБУЛОВ разрешил этот вопрос и ЧАК, по моей инициативе, был освобожден, как только была предоставлена возможность инициативы следователю, были освобождены десятки лиц или объективно закончены дела и для меня совершенно непонятно заявление т. ГОРОДЕЦКОГО о том, что т. Волошин, ИВАШЕНКО, РУЖЕНЦЕВ используют наши органы во вражеских целях. Очевидно, т. ГОРОДЕЦКИЙ имеет отрицательный осадок в связи с арестом и его заявление, что и сейчас сидят необоснованно многие не соответствует действительности, а я знаю наоборот, те, которые являются действительными врагами, на которых ссылается ГОРОДЕЦКИЙ, по слухам как ПАРТАШНИКОВ и др[угие], не могут быть освобождены, под обобщением того, что все арестованы необоснованно, все следователи враги и т. д. Задолго до заявления ГОРОДЕЦКОГО были приняты решительные меры по устранению искривлений из лиц, на которых сообщал ГОРОДЕЦКИЙ. Арестованы: ПЕРЦОВ, БОЛДИН, ДРУШЛЯК и др[угие].

Ст[арший] следователь,
лейтенант госбезопасности
ЛАБУЗОВ.

Верно: [подпись].

ГДА СБУ, Kuiв, ф. 12, on. 1, спр. 114, арк. 64-67. Заверенная копия. Машинописный текст.