Спецсправка СПО ОГПУ о предварительных итогах проведения Октябрьских празднеств по Союзу ССР. 16 ноября 1932 г.
16 ноября 1932 г.
№66216
Совершенно секретно
Празднества 15-й годовщины Октября прошли при активном участии основных масс рабочих и колхозников. Значительных происшествий, эксцессов и массовых а/с выступлений нигде не зафиксировано. Отрицательно было:
1. Город
Подготовительную работу к проведению октябрьских торжеств по ряду промышленных районов следует признать явно недостаточной и слабой. Значительное число из основных промышленных районов начало подготовительную работу к праздникам с большим запозданием. Выделенные на предприятиях специальные комиссии для проведения праздников часто бездействовали. В результате плохой подготовки имели место срывы собраний. На многих предприятиях местные организации не сумели увязать массово-политическую работу с текущими производственными задачами предприятий (СТЗ — НВК). Массово-политическая работа особенно была слабо развернута на многих предприятиях легкой и мелкой промышленности, а также среди строителей.
В Горьковском крае слабая подготовительная работа к празднованию годовщины Октября была развернута по Сормову, «Красной Этне», «Красному якорю», «Коминтерну», Чернореченскому химкомбинату, Вятским кожзаводам и др[угим] предприятиям края.
На Украине бездеятельность октябрьских комиссий отмечалась особенно на предприятиях легкой и мелкой промышленности Харькова и Киева. В результате отсутствия массово-политической работы среди рабочих строителей многие рабочие-строители предполагали, «что в этом году празднования годовщины Октябрьской революции не будет».
В ЛВО на фабрике «Красное знамя», Балтийском заводе, спиртоводочном заводе благодаря плохой подготовке были срывы собраний.
В Самаре (СВК) благодаря плохой массовой организационной подготовке сорвано участие в демонстрации рабочих Толевого завода. Рабочие не знали о порядке и месте сбора. Недостаточно четко и своевременно были реализованы в ряде промрайонов намеченные мероприятия по ликвидации задолженности по зарплате и улучшению продснабжения рабочих. В частности, не везде были приняты необходимые меры к достаточному и своевременному снабжению рабочих районов хлебом.
На ряде предприятий Украины, Горьковского края и др[угих районов] имели место срывы демонстраций или крайне низкий процент явки рабочих на демонстрации только вследствие несвоевременного отпуска ЗРК хлеба и др[угих] продуктов (см. приложение № 1).
В магазинах ЗРК — г. Балахны (Горьковский край) рабочие 6 ноября с 4 час. утра стояли в очереди за хлебом. Хлеб же был доставлен хлебозаводом только к 18 час. Аналогичное положение наблюдалось и у некоторых магазинов Сормовского ЗРК.
Слабое участие рабочих в Октябрьских демонстрациях, главным образом, имело место в районах, где слабо была развернута организационная и массово-политическая работа к праздникам.
Особо следует отметить низкий процент явки по ряду районов на демонстрации и собрания старых производственников.
В Московской обл. по ряду предприятий в результате неудовлетворительной подготовительной работы партийно-общественных организаций явка рабочих на собраниях была крайне недостаточной (Серпуховская 2-я ситценабивная фабрика, завод «Кр[асный] Факел» Ленинского района, Климовский завод № 2 Подольского района). В отдельных случаях из-за неявки рабочих торжественные собрания срывались.
По НВК явка рабочих промпредприятий Сталинграда, Саратова, Вольска и др[угих городов] на демонстрации колеблется от 20 до 80 %. Особенно низкий процент явки рабочих на демонстрации по предприятиям Сталинграда. С завода «Красный Октябрь» участвовало 500 человек, из них коммунистов — 300, остальные молодежь. От Сталинградского тракторного завода участвовало только 35 % общего числа рабочих. Явка рабочих на торжественные собрания крупнейших предприятий Сталинграда, Саратова, Астрахани составляла 30-60 %.
В 6 крупных городах Донбасса (Сталино, Луганск, Макеевка и др.) в демонстрациях принимало участие лишь 30-45 %.
В Харькове, слабая явка на демонстрации рабочих, главным образам легкой и мелкой промышленности, обуславливалась недочетами хлебоснабжения.
Московская о[бл.]. Прядильная и ткацкая фабрика «Пролетарка» в г. Калинине, завод «Богатырь», фабрика «Возрождение», завод СВАРЗ Сокольнического района, Бухаринский трампарк, завод «Сжатый газ» Пролетарского района, Фильстрой Фрунзенского района и др.
Горъкрай. Дизельный цех комбината «Красное Сормово», Завод им. 26 бакинских коммунаров.
СВК. Ст. Безымянка.
ЗСК. Прокопьевский рудник (мехцех, шахта 8/9).
УССР. Одесса, Николаев (Завод им. Марти), Зиновьевск, Донбасс.
В Горъкрае, Казахстане, ДВК, СВК и др[угих] районах низкий процент участия рабочих в демонстрациях, в значительной мере, был обусловлен плохой погодой (особенно в ДВК).
Многие рабочие в указанных районах объясняли свой невыход на демонстрацию отсутствием обуви.
По Иркутску, Черемхово и др[угим] промпунктам ВСК крайне низкий процент участия рабочих в демонстрациях (значительно ниже прошлогоднего), в основном, объясняется эпидемией тифа в крае.
Зафиксированы случаи применения методов голодного администрирования со стороны руководителей низовых организаций в целях обеспечения стопроцентной явки рабочих на демонстрацию. Так, на фабрике «Пролетарский турист» (Москва) на пленуме председатель фабкома Акимов дал такую установку: «Кто не пойдет на демонстрацию и у кого не будут уплачены членские взносы за 2 месяца, те будут исключены из профсоюза, лишены звания ударника и сняты со всех видов снабжения». Заявление Акимова вызвало возмущение рабочих.
Отрицательные моменты в настроении рабочего класса
в связи с Октябрьскими торжествами
Оставшаяся к праздникам по ряду промрайонов и предприятий значительная задолженность по зарплате, неудовлетворительное несвоевременное проведение местами намеченных мероприятий по улучшению продснабжения, перебои в выдаче праздничных пайков, создали почву для отрицательных настроений и а/с проявлений среди отдельных групп рабочих, гл[авным] образом, недавно пришедших на производство. В основном эти настроения выражались в смазывании, отрицании наших достижений, паникерстве, забастовочных тенденциях, разговорах о невыходе на демонстрацию и неявке на собрания и т. п. Приводим наиболее типичные высказывания рабочих:
«С каждым днем все хуже и хуже. Кричим о наших достижениях к 15-й годовщине, а какие это достижения. Плакать надо, а не радоваться, что 15 лет прошло, а положение рабочих стало хуже, чем до революции» (работница Швейной фабрики им. Володарского — Ленинград).
«О рабочих вспоминают только по праздникам, а остальное время мы голодаем» (рабочий тракторного цеха Одесского завода).
«Живем 15 лет при Соввласти, а толку мало. Ежегодно демонстрируем о своем росте, и ежегодно у нас ничего нет. Плохо стало — хлеба и того нет» (рабочий стально-коробочного цеха — Ижевск).
«Коммунисты говорят, что рабочим Советского Союза живется хорошо, но это неверно. Хуже нас ни в одной капиталистической стране не живут. На демонстрацию ходить нечего» (рабочий завода № 1 Авиахима — Московская обл.).
«Они весь год морят рабочих голодом, а на праздники дают паек, подбрасывают кость рабочим, чтобы они не гавкали» (рабочийзавода «Жесть-Вестен» — Ростов-н[а]-Д[ону]).
Аналогичными настроениями на ряде предприятий были также охвачены отдельные группы членов и кандидатов ВКП(б) и комсомольцев (завод «Красный факел» — Московская] о[бл.], котельный цех Одесского завода — УССР, Днепропетровский завод им. Марти и др[угие] районы). Типичным для значительных групп рабочих ряда предприятий являлось выражение недовольства тратой средств на всякие художественные приготовления к празднику (украшение площадей, улиц и т.д.), считая более целесообразным использование этих средств на улучшение материально-бытового положения рабочих («дерут с рабочего последнюю шкуру и тратят напрасно, лучше бы брюхо рабочему украсили» — рабочий Завода № 42, Самара).
А/с проявления среди рабочих
Зафиксированные по Союзу накануне и в дни октябрьских торжеств а/с проявления, в основном, сводятся к случаям а/с агитации, срывам собраний, призывам к бойкоту демонстраций и объявлению забастовок, распространению разных провокационных слухов, а/с листовок, воззваний, лозунгов и т.п. Приводим наиболее типичные а/с выступления и случаи а/с агитации.
На заводе «Красный гидропресс»» (СКК) участник а/с группировки вел среди рабочих следующую агитацию: «В честь 15-й годовщины Октября надо сделать маленькую забастовку. Нам нужно тоже показать свои силы и быть передовиками, нам нужно в этот день всем дружно потребовать все то, что для нашей жизни необходимо. Надо сказать свое веское слово в честь этой 15-й годовщины».
На 6-м кожевенном заводе г. Киева (УССР) со стороны группы рабочих из АСЭ были призывы «не участвовать в демонстрации в знак борьбы против голода».
Среди рабочих Б[ольшой] Ив[аново]-Вознесенской м[ануфакту]ры и Фабрики им. Зиновьева распространялись слухи о том, что в Шуе готовятся прокламации, которые будут распространяться среди рабочих во время демонстрации, что в Ленинграде забастовка на всех предприятиях. На фабрике им. 8 Марта со стороны АСЭ были призывы к отказу к отказу от участия в демонстрации 7 ноября.
В Бабаево в депо Октябрьской ж.д. 2 эсера выступили с призывом к бойкоту демонстрации.
А/с листовки, воззвания, прокламации и лозунги, посвященные 15-й годовщине Октября, обнаружены на отдельных предприятиях Московской обл., Горьковского края, НПО, ЛВО, УССР, Зап[адной] обл., Белоруссии, СВК, НВК, ДВК, Уральской обл., ЗСФСР и др[угих] районах. На Украине, в Московской обл. и других районах обнаружены листовки, размноженные в значительном числе экземпляров.
Подавляющее большинство листовок (за исключением нескольких) носит анонимный характер. В Москве обнаружена и изъята троцкистская листовка (63 экз.) за подписью «Московской группы коммунистов» под названием «Рабочие, защищайте дело Октября».
Троцкистская листовка за подписью «группы большевиков-ленинцев» обнаружена также в г. Астрахани.
Большинство обнаруженных листовок и воззваний носит резкий к.-р. повстанческий характер и во многих случаях имеют ярко выраженный фашистский оттенок, призывая к активным а/с выступлениям, массовому террору, вредительству и т.п.
Текст наиболее характерных и ярких к.-р. листовок и воззваний приводим в приложении № 2.
2. Деревня
Подготовка к Октябрьским празднествам на селе проведена слабо. Выделенные районные комиссии в большинстве случаев ограничились составлением планов празднования и рассылкой их по с[ель]/советам. Сельские же комиссии по проведению празднеств часто совершенно бездействовали. Местные парторганизации не проявили должной инициативы и умения в отношении правильной увязки подготовительной работы к праздникам с работой по успешному проведению текущих хозполиткампаний.
Вследствие слабой подготовительной работы по ряду районов имели место срыва демонстраций, торжественных собраний, организации красных обозов и др[угих] мероприятий, приуроченных к Окт[ябрьским] празднествам (ПВО, Московская обл., УССР, БССР, СВК, ИПО, Ср[едняя] Азия и др[угие] районы). Зафиксированы факты массового пьянства в колхозах и среди единоличников в дни Октябрьских празднеств (СВК и др.).
По Ленинградской обл. из учтенных 12 случаев срыва торжественных собраний 9 случаев было в деревне.
В Носовском с/с Раменского района (Московская о[бл.]) торжественное заседание не состоялось, потому что председатель с[ель]с[овета] и председатель колхоза (оба члена ВКП) напились пьяными.
В Писцовском, Ростовском и др[угих] районах ИПО прибывшие из колхоза красные обозы с картофелем никто не встретил и долго их никто не принимал.
В БССР отмечены факты, когда для устройства семейных вечеров отдельными правлениями колхозов за счет колхозных средств закупались спиртные напитки и производился массовый убой скота (Минско- Пригородный, Пуховичский, Шиловский и др[угие] районы).
Особо следует отметить слабое проведение подготовительной работы к Окт[ябрьским] торжествам среди красных партизан. В УССР, СКК, СВК и НВК местные организации преимущественно ограничились составлением и утверждением списков кр[асных] партизан, представленных к наградам и премированию, без должной увязки этого дела с развертыванием широкой политической и массово-разъяснительной работы. В ряде районов Днепропетровской, Донецкой, Харьковской областей УССР и в Прималкинском районе, Ставрополье-с. Винодельное — СКК, работа среди кр[асных] партизан вовсе не проводилась и планами предусмотрена не была.
Отрицательные моменты в настроениях
колхозников и единоличников
Отрицательные настроения значительных групп колхозников и единоличников, связанных, главным образом, с продзатруднениями, недовольством низкой оплатой трудодней в колхозах, перегибами и искривлениями, допущенными в практике проведения хозполиткампаний на селе, особенно, хлебо- и скотозаготовок.
Характерны для настроений отдельных групп колхозников и единоличников проявления ревности, антагонизма к рабочему классу, недовольство невыдачей колхозникам, как и рабочим в городе, праздничных пайков и т.п.: «В городах на праздник что-то дают, а с мужика берут последнее» (ИПО).
«Для рабочих дают белой муки, хотят откормить пирожками, а нам, колхозникам, видно ничего не пришлют» (Московская обл.).
В Петровском районе СКК зафиксированы выступления на собраниях отдельных колхозников с заявлениями: «Пусть празднуют коммунисты, лишь им одним хорошо живется».
Следуют также быть отмеченными выступления на торжественных собраниях колхозников и единоличников с пожеланиями, предложениями и требованиями сокращения, в связи с праздниками, планов заготовок.
«В этот праздник для колхозников сделали бы амнистию по картофелю, скинули бы контрольную цифру наполовину».
«Нужно сделать скидку в связи с торжествами, а наши товарищи нажимают еще крепче, даже из-под пола выгребли последнюю картошку и заставляют еще выходить на демонстрацию» (Московская обл.).
Деятельность кулачества и АСЭ
По ряду районов фиксировалось оживление деятельности кулачества и АСЭ в связи с Октябрьскими праздниками. Активизация кулачества, главным образом, выражалась в усилении антиколхозной и противозаготовительной агитации, призывам к бойкоту Окт[ябрьских] демонстраций и собраний, распространении разных провокационных слухов и т. п.
В Буйском районе ИПО отмечены факты агитации и призыва кулачества «гнать коммунистов из деревни».
В пограничных районах УССР кулацким и а/с элементом усиленно распространялись провокационных слухи о якобы объявленной амнистии, согласно которой все выселенные кулаки будут возвращены, а колхозы распущены (Могилевский, Каменец-Подольский районы).
Характерны распространявшиеся кулаками и АСЭ слухи о больших забастовках в городах рабочих на почве продзатруднений и предстоящей в связи с 15-летней годовщиной Октября «амнистии — отмене всяких заготовок» на селе (Московская обл. — Щелковский район, СКК, Белоруссия — Ушачский погранрайон и др.).
В Московской о[бл.] (Раменский район Табалхинский с/с), Зап[адной] обл. (Себежский район), ИПО (Владимирский район), Ленинградской обл., УССР (Харьковский пригородный район) и др[угих] районах имели место факты срыва на селе торжественных собраний, киносеансов и праздничных вечеров кулацко-антисоветским элементом.
В Казахстане и Ленинградской области среди кулацкой ссылки циркулировали усиленные слухи о предстоящей широкой амнистии. Среди переселенцев Алма-Атинской обл. отмечены тенденции к массовым бегствам в случае неприменения амнистии.
3. Интеллигенция
По ряду районов констатируется незначительный процент участия основных кадров интеллигенции и учащейся молодежи в Окт[ябрьских] демонстрациях и торжественных собраниях. Так, участие в демонстрации по Саратову научных работников, профессуры и др[угих] прослоек интеллигенции определяется в 10-20 % По некоторым вузам Саратова преподавательский состав на демонстрации совершенно отсутствовал.
Зафиксированные отрицательные высказывания среди интеллигенции различных категорий и прослоек характерны, главным образом, своим крайне скептическим отношением к нашим достижениям за 15 лет, оценкой наших продовольственных и др[угих] затруднений как показателя глубокого кризиса всей советской экономической системы, «тупик», «начало конца» и т.п. Наиболее типичные высказывания, характеризующие отрицательные настроения среди интеллигенции, приводим в приложении № 4.
Начальник СПО ОГПУ Молчанов
Рассылается:
1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Балицкому; 4) Поскребышеву (для Сталина); 5) Молотову; 6) Кагановичу; 7) Постышеву; 8) Рудзутаку; 9-10) СПО.
Ф.2. On. 11. Д. 34. Л. 1-23. Заверенная копия.