Спецсообщение ОГПУ о причинах отставания в строительстве Байкало-Амурской ж.-д. магистрали. 26 мая 1933 г.
26 мая 1933 г.
№ 50316
Секретарю ЦК ВКП(б) т. Сталину
Строительство Байкало-Амурской ж.-д. магистрали было принято ОГПУ от НКПС в декабре 1932 г. Недостаточный разворот до сего времени основных работ вызван следующим:
1) НКПС к моменту передачи не только не имел проекта магистрали, но не располагал даже и материалами, которые могли бы быть положены в основу проекта.
2) Укомплектование инженерно-техническим составом и рабочей силой было произведено в совершенно недостаточных размерах и низкого качества.
3) Подготовительные работы производились разбросанно на всем протяжении магистрали, вследствие чего эффект работы оказался чрезвычайно незначительным при очень солидных затратах (около 30 млн руб.).
ОГПУ, приняв в таком состоянии строительство, встретилось в самом начале, кроме того, со следующими осложнениями:
1) Транспортные затруднения на Забайкальской и Уссурийской ж.д. чрезвычайно осложнили завоз заключенных и обеспечение строительства продовольствием, фуражом, обмундированием, строительными материалами и оборудованием. Грузы, направленные в адрес БАМа в ноябре-декабре 1932 г., начали поступать на строительство лишь в последних числах апреля.
2) Большие затруднения с размещением заключенных, за невозможностью быстро развернуть строительство бараков, т.к. леса для бараков заготовлено не было.
3) Укомплектование рабочей силой производилось, главным образом, за счет новых пополнений из домзаков. Заключенные прибывали на строительство абсолютно истощенными и неработоспособными. Кроме того, вследствие несоблюдения домзаками санитарных правил в этапы включались заключенные, зараженные сыпным тифом.
ОГПУ по приеме строительства приняло следующие меры:
1) В целях обеспечения нормального развертывания работ немедленно по приемке строительства было предъявлено НКПС требование ускорить составление проекта головного участка. Однако, несмотря на то, что ОГПУ была оказана проектирующей организацией НКПС существенная помощь, проект головного участка протяжением 185 км был утвержден лишь 11 апреля 1933 г., причем к постройке допускается лишь 90 [км], а на остальном протяжении назначены новые изыскания, и проект будет дан лишь к 1 июля 1933 г.
Отсутствие окончательного проекта не дало возможности приступить в первом квартале к основным работам.
2) В отношении заброски рабочей силы было организовано следование этапов воинским графиком, вследствие чего нахождение в пути эшелонов сократилось с 60 до 30 дней и ниже. Было налажено питание в пути и на крупных остановочных пунктах.
К 1 июня строительство будет иметь 40 тыс. человек. Одновременно в распоряжение строительства было направлено 600 человек специалистов и кадровых работников ОГПУ.
3) В течение I квартала 1933 г. строительством производилась заготовка леса и постройка жилищ, складов, бань.
Что касается потребности строительства на 1933 г. в материалах централизованного снабжения, механическом оборудовании, то потребность эта постановлением правительства обеспечивается нормально, но разнарядка и отгрузка значительно отстает от утвержденного плана. Тормозом является, главным образом, ж.-д. транспорт, т.к. норма вагонов, выделяемых СТО, не обеспечивает своевременного завоза.
В отношении механизированных транспортных средств является необходимым дополнительно выделить во втором квартале т.г. и срочно направить на строительство: 50 шт. автомашин, 50 шт. тракторов на гусеничном ходу, 100 шт. тракторов на колесном ходу. Необходимость дополнительного выделения механизированных транспортных средств обуславливается еще и тем обстоятельством, что выданные наряды на лошадей для БАМа не могут быть реализованы, т.к. несмотря на распоряжение Правительства, Запсибисполком категорически запретил вывоз из края лошадей.
В настоящее время строительство в пределах утвержденного на 1933 г. плана имеет в своем распоряжении и проект, и все ресурсы, необходимые для развертывания основных работ.
Зам. председателя ОГПУ Прокофьев
Ф. 2. On. 11. Д. 502. Л. 90-90 об. Копия.