«Сводка инотелеграмм № 486». 28 ноября 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.11.28
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)
Архив: 
АВП РФ. Ф. 0136. Oп. 14. П. 140. Д. 593. Л. 61

28 ноября 1930 г.
[Не подлежит оглашению]

ВЕЧЕРНИЕ ТЕЛЕГРАММЫ ЗА 28.XI-30 г. № 48[6]

ЛАЙОНС. Переполненный зал находится в крайней степени напряжения, когда Крыленко начал допрос Рамзина. Несмотря на то, что Крыленко всего только чуть выше 5 футов, он доминирует большой <зал> своей динамической личностью, ясным пронзительным голосом и быстрым <умом>. Сегодняшняя пресса <жаловалась>, что несмотря на длинные <показания> подсудимых, многое еще осталось открытым из того, что пролетариат желает знать. Задача Крыленко вытащить эту информацию. Зная его силу и <высокий> ум подсудимых, публика ожидала этой борьбы также возбужденно, как когда[-]то ждали сражения между гладиаторами. Рамзин начал эту интеллектуальную дуэль в хорошем настроении духа. Почти забыв о том, что тут идет дело его жизни, он казалось наслаждается самой <игрой> парирования вопросов. В одном по крайней мере, фехтовальном выходе он оказался победителем, а именно, когда упомянул о <...> — прокурор был явно озадачен, т. к., по[-]видимому, никогда не слыхал об этом писателе, выработавшем теорию инженеров-правителей. Рамзин осветил свою биографию, указал, что начиная с 1920 г., когда стал красным профессором, он лойяльно работал, но с упадком нэпа уверовал в то, что советы находятся накануне падения. Аудитория так и ахнула, когда он описывал свой образ жизни до ареста — жалование 1500 руб. в м[еся]ц, прекрасная квартира, автомобиль и лаборатория, которой мог бы позавидовать любой иностранный инженер. Эти детали могут не произвести впечатления на американца, но русские считали, по[-]видимому, такую роскошь немыслимой.

ЮБЕНК. Крыленко требовал подробного рассмотрения деятельности французских и других иностранных агентов в Москве. Начав допрос подсудимых Крыленко при общем напряжении забрасывал Рамзина вопросами, на которые тот медленно и осторожно отвечал.

Подробно передается содержание допроса.

Нельзя сказать, как долго будет продолжаться допрос подсудимых прокурором. У него есть ряд свидетелей, которых он в любое время может вызвать для показания.

ФИШЕР. Вся Москва горит нетерпением в связи с начавшимся допросом. Крыленко имеет репутацию непобедимого диалектика и самые мужественные сердца не выдерживают его допросов. Быстро <двигаясь> по платформе, презрительно глядя своими пронизывающими глазами, улыбаясь цинической улыбкой недоверия — Крыленко делает <свое дело>, являясь для советского общества лучшей гарантией того, что он вытащит из подсудимых то, что они скрывают.

ДОЙС. Заговорщики раскрыли сегодня планы установления военной диктатуры, которую должна была сменить демократия со свободой слова, печати и т. д. На вопрос Крыленко о возможности контр-революции

Рамзин ответил, что это теперь невозможно, русские знают, что они оказались бы рабами Франции.

ЧОЛЛЕРТОН. Крыленко, слишком толстый, чтобы можно было его сравнить с пантерой, выпрыгнул на сцену для допроса Рамзина. Даже Крыленко, а вместе с ним судьи, подсудимые одинаково мучаются от ослепительных юпитеров — главной части этого процесса «воспитания масс». Рамзин в ответ на расспросы об его отношении к советскому режиму, еще задолго до революции, более или менее <ест> из рук генерального прокурора. Крыленко опускает углы своего тонкого рта, выпячивает нижнюю губу и с едкой улыбкой нежно ставит далее свои ехидные вопросы. Ваш корреспондент сидит на расстоянии <...-х> футов от него. Вблизи он не так уж хорошо выглядит, его лицо, как бы сделанное из индийской резины, покрыто тонким слоем желтоватого жира. Его маленькие припухшие слоновьи глаза неспокойно бегают по залу. Из вызываемых свидетелей наиболее интересными являются, пожалуй, трое, не игравшие никакой общественной роли в советской индустрии (и являющиеся, по[-]видимому, свидетелями] полиции), среди них — некий Спарро, как нам бухштабировал его фамилию Крыленко. Может быть эти свидетели дадут разоблачения о шпионаже.

(Подольский)

АВП РФ. Ф. 0136. Oп. 14. П. 140. Д. 593. Л. 61. Машинописная копия того времени. Рукописные пометы вверху «NB» (Нотабене) и неразборчивый росчерк (вверху). Делопроизводственная помета о распечатке (35 экз.) — внизу слева.