«Сводка инотелеграмм № 470». 19 ноября 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.11.19
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

за 19 ноября 1930 г.
Не подлежит оглашению

ФИШЕР:

Никогда еще со времени налета на Аркос и разрыва с Англией советское общество не подхлестывалось до такого резкого реагирования на политику иностранной державы, как это имеет место теперь по отношению к Франции. Хотя все это безусловно не совсем не связано с предстоящим процессом Рамзина и хорошо гармонирует с «неделей защиты»[,] Ваш корр[еспонден]т на основании бесед, как с видными советскими деятелями, так и с обычными гражданами, пришел к заключению, что боязнь спровоцированного Францией нападения является вполне искренней. Некоторые алармистские статьи предназначены для внутреннего потребления и стимулирования патриотизма, но независимо от этого Кремль вряд ли допустил бы такие резкие выступления по адресу Пуанкаре и Бриана, если бы не чувствовал, что отношения с Францией и так слишком напряжены и вряд ли еще могут ухудшиться, или если бы данные, которые будут по[-]видимому раскрыты процессом, не оправдывали применения самых сильных и откровенных выражений. Поскольку раскрытие заговора совпало с выступлениями Бриана и Тардье против изменений Версальского договора, здесь очень заботятся о расположении Германии и чрезвычайно чувствительно реагируют на антисоветские настроения у немцев. В связи со всем этим небезинтересно также отметить содержание речи нового итальянского посла, который, представляясь Калинину, с необычайной в таких торжественных случаях теплотой, говорил о последних итальянских кредитах и приветствовал растущее доверие в отношениях между обоими государствами. Другими словами, совпра, чувствуя французскую угрозу, укрепляет свои дипломатические оборонительные позиции и одновременно побуждает народ к укреплению Красной Армии и ускорению темпов индустриализации, чтобы быть готовыми к отражению нападения.

ВУУД: К граду статей, резолюций, требующих расстрела для подсудимых, обвиняемых в заговоре, и клеймящих Пуанкаре, присоединились жалобы сотрудника «Известий» на некоторых иностранных корр[еспонден]тов за неблагоприятную информацию об СССР. (Пока не указывается, какие дисциплинарные меры будут приняты по отношению к корреспондентам.)

Перечисляются фабрики и учреждения, принявшие резолюции по делу Промпартии, причем указывается, что собрание пионеров также требовало смертной казни для подсудимых.

ПРИМЕЧАНИЕ: Вууд и Лайонс заявили в беседе, что указание Радека на иностранных корр[еспонден]тов очень их оскорбило, в особенности ввиду огульности и необоснованности такого заявления. Вообще у инкоров создается впечатление, что против них начинается какая-то кампания; такое настроение вредно влияет на общий тон их информации и затрудняет цензурирование и инспирирование телеграмм.

БАУМ: Также отмечает симптоматичность речей, которыми обменялись Аттоликс и Калинин.

ЛАЙОНС: 1. В ответ на запрос: по наблюдениям В[ашего] корр[еспонден]та Красная площадь не занята войсками ОГПУ, а два солдата, находящиеся там, только поддерживают порядок в длинной очереди ленинцев, пришедших посмотреть новый мавзолей. Хорошо информированные лица не верят слухам об аресте Блюхера, что опровергается и должностными лицами.

ПРИМЕЧАНИЕ: Тоже — но в более резкой форме — Фишер.

2. Об убийстве афганского консула.

ДОЙС: В ответ на запрос: По слухам, Рыков поехал отдыхать на юг, решение его судьбы по[-]видимому ожидается на пленуме ЦК.

(Подольский)

АВП РФ. Ф. 0136. Oп. 14. П. 140. Д. 593. Л. 40. Машинописная копия того времени. Формула «Не подлежит оглашению» напечатана вверху справа. Слова в скобках — текст, вычеркнутый цензурой (см. легенду к док. № 48 данного раздела «Сводка телеграмм иностранных корреспондентов» за 11 ноября 1930 г.).