Письмо Д. Г. Штерна Ж. Л. Аренсу о политических правках текста брошюры Вейнберга. 13 февраля 1931 г.
13 февраля 1931 г.
Секретно
ОТДЕЛ ПЕЧАТИ НКИД
тов. Аренсу
Копия: т. Крестинскому
Уважаемый Товарищ,
Брошюра Вейнберга уже начинает принимать конкретный характер. В[ейнберг] в первую очередь помещает серию статей в «Дортмундер Генераль Анцейгер», причем брошюра явится несколько расширенным воспроизведением этой серии. Манускрипт брошюры находится у меня в руках и пересылается Вам с этой почтой. Манускрипт передан мне самим В[ейнбергом], сегодня приехавшим в Берлин. Об общей структуре брошюры у меня была с ним договоренность и брошюра в общем удовлетворительна. Первые ее главы описывают советские бытовые условия в достаточно мрачных красках, однако, я согласен с В[ейнбергом], что в противном случае брошюра была бы заподозрена в тенденциозности.
Дальнейшие главы представляю[т], по[-]моему, положительный интерес, в частности глава о положении женщины и ликвидации религии. Процессу в брошюре уделено 8 страниц (печатных, вероятно, 15, т. е. около 20 % всего издания). В этой главе я признал неприемлемыми два места. Одно из них находится на 30 стр., в конце ее. В этом месте В[ейнберг] описывает, как к нему подошел во время процесса человек, назвавшийся американским журналистом и оказавшийся[,] по твердым убеждениям В[ейнберга,] агентом ГПУ. Это место после долгих споров В[ейнбергом] вычеркнуто (в пересылаемой Вам рукописи это место взято в скобки). Далее в конце 35-ой стр., опять-таки, вычеркнуто место, в котором В[ейнберг] считает не исключенным, что Рамзин являлся агентом ГПУ. Кроме того, несколько выше мною вставлены два слова, меняющие смысл.
Просьба в срочном порядке сообщить мне Ваше мнение о произведении Вейнберга. Мне лично оно представляется в общем приемлемым.
Что касается издания брошюры, то В[ейнберг] сегодня начинает переговоры с Ровольтом, Фишером и Кипенгоером. Брошюра в продаже должна стоить очень дешево, ориентировочно 60-70 пф[енингов]. Что касается нашего участия в расходах по изданию, то пока точных данных у меня нет, но предполагаю, что речь должна будет идти приблизительно о 800-1000 марок.
На мой вопрос, откуда В[ейнберг] взял, что подходивший к нему на процессе американец является агентом ГПУ, В[ейнберг] ответил следующее: американец, по фамилии G. А. Трон, назвавший себя представителем «Ньюиорк Геральд»[,] позже дал В[ейнбергу] визитную карточку, где назывался представителем «Инт[ернешнл] Дженераль Электрик». Свой адрес он указал Гранд Отель, коми. 501. Я высмеял В[ейнберга] и его подозрительность.
Жду от Вас срочного ответа относительно брошюры, предпочтительно телеграфного.
С товарищеским приветом
Д. Штерн
АВП РФ. Ф. 056. On. 16. П. 33. Д. 8. Л. 147. Машинописный подлинник, на бланке Полпредства СССР в Германии, подпись Штерна — автограф. Гриф секретности и дата «Берлин, 13.11.31 т.» машинописью, исходящий «№ 300» от руки в графе бланка. Вверху листа написаны от руки входящий номер и дата получения документа «16/11-31 г.».