Письмо Д. Г. Штерна в отдел печати НКИД СССР с оценками позиций германских издателей и журналистов. 30 декабря 1930 г.
30 декабря 1930 г.
Секретно
ОТДЕЛ ПЕЧАТИ НКИД
тов. Аренсу
Копии: т.т. Крестинскому, Штейну
Уважаемый Товарищ,
Вейнберг прислал нам вчера письмо, в котором в первую очередь сообщает, что имел длительную дискуссию со Штеккером, который заявил ему, что Изд-во «Дортмундер Генераль Анцейгер» не считает возможным поместить дальнейшие статьи Вейнберга, посвященные процессу[,] вследствие их тенденции, расходящейся с отношением германской общественности к процессу Рамзина. Вейнберг убедительно доказывал Штеккеру, что он писал свои статьи, не подвергаясь никакой обработке в Москве, и в итоге Штеккер согласился начать печатать его серию статей, озаглавленных «Ложь и правда о России». Одновременно В[ейнберг] подчеркивает, что эти статьи он должен будет писать в счет данных ему редакцией на дорогу 500 марок, т. к. Изд-во отказалось покрыть эту сумму. В итоге этого он, Вейнберг, попадает в тяжелое финансовое положение. Далее В[ейнберг] переходит к брошюре, причем упоминает в письме указания, данные ему т. Залкиндом и Мироновым, настаивавшими на ускорении и обещавшими взять на себя оплату его гонорара и части расходов по печатанию. В связи с этим В[ейнберг], раньше чем приступить к переговорам с Изд-вом, желает получить указание, как ему следует поставить денежный вопрос и какая сумма может быть на это ассигнована.
Я, через т. Раух, частным образом предложил В[ейнбергу] перестать писать на эту тему. Очевидно, не остается ничего другого, как вновь вызвать его в Берлин, что обойдется не менее 100 марок. Но раньше, чем это сделать, я хотел бы получить от Вас указания, как держать себя в отношении финансовой стороны дела, в каких рамках Отдел Печати НКИД договаривался с В[ейнбергом] об оказании ему поддержки, и т. д.
2. 24-го [декабря] я имел долгую беседу с Дэленом, посвященную «советскому демпингу». Особенно Дэлен интересовался вопросом нашего экспорта зерно-продуктов. Я ему дал ряд данных, доказывающих отсутствие демпинга с нашей стороны, причем Дэлен обещал оказать влияние на специального сотрудника газеты, занимающегося хлебным вопросом. В итоге «Берзен Цейтунг» от 28-го декабря подчеркнула в своем обзоре хлебного рынка, что советский экспорт хлеба является нормальным явлением, что СССР возвращается на мировой рынок в качестве экспортера хлеба и поэтому советский экспорт хлеба следует считать явлением не преходящим, но постоянным.
3. Как Вы знаете, «Франкфуртер Цейтунг» поместила ряд интервью по вопросу о безработице. Редакция в предисловии отметила, что ее попытки получить авторитетные заявления от руководящего деятеля Италии и Сов. Союза оказались безуспешными; «представители большевизма и фашизма и на этот раз отгородили себя от демократического мира».
Что касается полученной мною от вас записки о положении труда в СССР, попытаюсь использовать ее для «Франкфуртер Цейтунг» через Кирхера, однако, не уверен в успехе.
4. При сем прилагаю вырезку из Бюллетеня Ост Экспресс, в которой содержится ряд данных о ценах в Харькове, а также описание товарного кризиса. Этот материал получен Ост Экспрессом от упомянутого мною в одном из прошлых писем Эрда.
5. Бруцкус поместил в «Дер дейтче Фольксвирт» большую статью, посвященную процессу «Промпартии». Бруцкус в иронической форме пользуется материалами процесса, для того чтобы доказать банкротство пятилетнего плана и считает, что процесс явился заранее подготовленной акцией, причем ГПУ было поручено создать алиби для партийного руководства на случай неизбежного крушения пятилетнего плана. Статью прилагаю.
6. В последнее время весьма странная эволюция наблюдается у известного Вам корреспондента «ДАЦ» в Москве Макса Фишера. Фишер после возвращения из Москвы занимал в отношении нас крайне враждебную позицию. Потом он путешествовал и о СССР ничего не писал. Теперь же, по[-]видимому, Фишер вновь возвращается к исходной точке. Так, он поместил недавно в «ДАЦ» статью, посвященную т. Сталину, в которой некоторые моменты являлись положительными. Далее, в номере «ДАЦ» от 24-го декабря, Фишер резко отзывается о вновь вышедшей книжке итальянца Пуччио, считает ее тенденциозно враждебной и обрисовывающей положение в СССР в неверном виде. В частности, Фишер указывает на ряд преувеличений в отношении беспризорных и проч. Все это вместе взятое наводит меня на мысль, не готовится ли Фишер к попытке вернуться в Москву. Это мое предположение, подчеркиваю, не имеет под собой никаких твердых оснований.
7. На Ваш запрос в отношении Вильяма Штейна ничего определенного ответить не могу. У меня нет никаких сведений о том, что в его положении в Изд-ве Ульштейна произошли какие-либо серьезные изменения. Ганс Вольф в разговоре со мной отозвался о Штейне подчеркнуто положительно. На днях я предполагаю встретиться с Эльбау и попробую прозондировать и его.
8. Должен отметить, что Баум в последнее время специализируется на антирелигиозных делах. Для ознакомления пересылаю Вам две вырезки из газет, представляемых Баумом. Следует отметить, что кампания в вопросе об «интернационале безбожников» вновь оживает на столбцах германской прессы.
С тов. приветом
Д. Штерн
АВП РФ. Ф. 056. On. 16. П. 33. Д. 8. Л. 3-4 об. Машинописный подлинник, подпись Штерна — автограф. Л.З — бланк Полпредства СССР в Германии, гриф секретности и дата машинописью, исходящий номер «№ 3» от руки в графе бланка. Вверху Л. 3 написаны от руки входящий номер и дата получения документа «6/I-31 г.», рукописная помета «архив», подпись-росчерк Миронова.