Письмо Ж. Л. Аренса Д. Г. Штерну с информацией о подготовке статей о процессе «Промпартии» для размещения в германской прессе. 26 декабря 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.12.26
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)
Архив: 
АВП РФ. Ф. 056. On. 15. П. 31. Д. 9. Л. 142-144

26 декабря 1930 г.
Секретно

Отдел Печати Н.К.И.Д.
26.XII.30 г.
№ 7389

Тов. Штерну
Берлин

  1. При сем прилагается статья о процессе, написанная тов. Луначарским. Эта статья предназначается для опубликования в газете, т. е. это не та статья, которую Луначарский пишет для «Ост Эуроп». Откровенно говоря, нас здесь данная статья совершенно не удовлетворила. К тому же мы ее получили в момент отправки почты и не имели поэтому возможности проредактировать ее, хотя бы в стилистическом отношении. Мы ее отправляем Вам, так сказать, на всякий случай. Прочтите ее, если нужно проредактируйте ее по собственному усмотрению, а прежде и раньше всего решите, принесет ли ее опубликование в настоящий момент какую либо пользу. Думаем, что Вам это на месте виднее. Мы здесь столько за последнее время писали и читали о процессе, что не исключено, что мы относимся к статье Луначарского слишком сурово и она представляет для германского читателя известный интерес. Но во всяком случае, она нуждается в тщательном редактировании.
  2. Первый опыт Луначарского заставил нас насторожиться по части его второй большой статьи для «Ост Эуропа». Луначарский сам признает, что ему очень трудно писать о процессе. Наилучшим автором для «Ост Эуропа» был бы, конечно, Радек, но несчастье заключается в том, что Радек бесконечно много писал о процессе и согласился для нас написать только одну статью. Эта статья предназначается для английского журнала[,] так как в свое время была установлена такая разверстка между Радеком и Луначарским, т. е. именно за Луначарским оставалась статья для «Ост Эуропа». Теперь придется, очевидно, снова пытаться получить статью для «Ост Эуропа» у Радека. Пишем В[ам] об этом так подробно, чтобы объяснить Вам, почему статья для Енаса не могла поспеть к 20-му декабря, но чтобы в то же время заверить Вас, что, во всяком случае, статья для «Ост Эуропа» к ее февральскому номеру будет готова.
  3. При сем прилагается справка «Положение труда в СССР». Это все, что нам удалось получить в ответ на присланный Вами вопросник, который также при сем возвращается. Нам кажется, что Кирхер мог бы из прилагаемой справки сделать заметку на интересующую его тему. Он может при этом ссылаться на разговор с видным работником Наркомтруда, но ни в коем случае, конечно, заметка не должна быть переработана в интервью тов. Цихона.
  4. Тов. Штейн не может написать статьи о процессе для Мендельсона-Бартольди. Ему не разрешили писать за своей подписью, а писать анонимную статью он не хочет и, кроме того, Мендельсон вряд ли бы пошел на помещение статьи анонимной или подписанной псевдонимом. На всякий случай выясните у Мендельсона, согласен ли он поместить анонимную статью о процессе, тогда, конечно, ее можно будет здесь заказать.
  5. Вы спрашиваете[,] в каком направлении следует инспирировать Кирхера для его внешне-политического обзора. Нам кажется, что помимо указания на то, что мы ведем политику мира и что именно за последнее время мы это доказали самым выпуклым образом. Мы всецело заняты грандиозным экономическим и культурным строительством и поэтому мы считаем опасность войны и интервенции самым актуальным внешне-политическим моментом.
  6. Рассуждения о том, кто скрывается за подписью Ц.[,] очевидно, придется прекратить впредь до получения более точной информации. Что касается Твардовского, то надо сказать, что на практической работе, как в Отделе Печати, так и в Политотделе он отнюдь не проявляет тех настроений, формулировку которых можно найти в статье Ц. Поэтому не исключено, что Ц. это все-таки Хильгер-Шлезингер. Во всяком случае, статьи носят явный след работы двух лиц.
  7. Слухи о недовольстве Дюранти сильно преувеличены. Конечно, Дюранти был недоволен тем, что Лайонс первый получил интервью у т. Сталина. Но ему было обещано свидание с т. Сталиным еще до того, как он узнал об интервью Лайонса, причем ему сразу же было сообщено об удаче Лайонса. Таким образом, его огорчение было смягчено. С другой стороны, Дюранти пробыл у т. Сталина почти час и имел с ним серьезную политическую беседу, на основании которой он послал своей редакции две интересные телеграммы в общем в 600 газетных строк. Поэтому Дюранти был очень доволен и у него не осталось ни тени какого[-]либо огорчения по поводу интервью Лайонса.
  8. В Германии находятся теперь в отпуску из московских инкоров Лайонс, Вууд и Реллингоф.

Зав. Отделом Печати:(Аренс)

Референт: (Миронов)

АВП РФ. Ф. 056. On. 15. П. 31. Д. 9. Л. 142-144. Машинописная копия того времени. Гриф секретности и дата машинописью, исходящий номер написан карандашом. На Л. 144 внизу слева делопроизводственная помета машинописью (столбцом) «4 экз. 1 — тов. Штерну 1 — тов. Литвинову 1 — тов. Крестинскому 1 — архив».