Письмо Д. Г. Штерна заведующему отделом печати НКИД СССР Ж. Л. Аренсу о возможностях освещения процесса «Промпартии» в Германии. 3 декабря 1930 г.
3 декабря 1930 г.
Секретно
т. Аренсу, копии: т.т. Литвинову и Крестинскому
Уважаемый товарищ,
Я получил с сегодняшней почтой Ваши задания и спешу высказать ряд конкретных соображений в связи с процессом промпартии и его освещением в Германии. Не подлежит сомнению, что мы здесь должны проявить максимальную энергию по использованию всех возможностей, однако необходимо заранее эти возможности взвесить и уяснить во избежани[е] получения неправильного представления и вредной потери времени. В основном следует констатировать следующее:
1. Использование лево-радикальной и лево-пацифистской печати представляется возможным в очень ограниченных рамках. «Тагебух», нам всегда враждебный, в деле промпартии занимает отчетливую антисоветскую позицию, с которой его можно сдвинуть лишь при помощи применения денежных средств, нам недоступных. «Вельтбюне» занимает «нейтральную позицию» то есть печатает статьи с различными установками. Так журнал поместил резко-враждебную статью Арнольда Цвейга и возражения ему со стороны Гейнца Поля и Бруно Фрея. Сам Осецкий в последнем номере поместил достаточно недоброжелательную статью (при сем прилагаемую). Я могу с полной определенностью утверждать, что за совершенно незначительными исключениями весь лево-пацифистский лагерь занимает в этом вопросе нам недружественную позицию. Даже «Дортмундер Генераль Лнцейгер» напечатал статью Шэнаиха, в которой тот высказывает сомнения в факте вредительства. Необходимо поэтому проявить большую энергию по оказанию влияния на Вейнбер- га (в Москве). Даже Поль, выступавший против Цвейга, в разговоре со мной отметил, что он «понимает наше положение, но очень сомневается во многом». Таким образом в отношении левых можно очень не многого добиться. Я конечно буду говорить с Осецким, Полем и др., но большого эффекта от этого не жду.
2. Что касается «Остеуропы»[,] то несомненно можно провести через Иона<са> ту или другую статью, нашего происхождения, но т. Виноградов и я очень сомневаемся, чтобы Гетч или кто либо другой сами взялись писать на эту тему. Возможно вероятно поместить в этот журнал отдельные выдержки из обвинительного заключения, однако мы уверены, что особого номера, посвященного процессу[,] они не выпустят.
3. Что касается правого лагеря, то национал-социалисты в этом вопросе занимают совершенно враждебную нам позицию. Гугенберговские круги и их пресса не желают поддерживать французов, но ни в коем случае не ангажируются в этом деле. Вообще установка наиболее дружественных нам в этом процессе националистических кругов сводится к следующей формуле: «мы относимся скептически к процессу, но довольны что он направлен против французов». Очень ясно эта установка выражена в корреспонденции от 3-го декабря из Берлина «Кельнише Цейтунг». Наиболее положительна установка «Дайтше Тагесцейтунг», но в отношении этой газеты сделано уже все возможное. Таким образом в отношении правой прессы можно рассчитывать лишь на проведение отдельных статей. В отношении «Дейтшер Шпигель» и также «Дейтше Рундшау» необходимо прозондировать почву.
4. Использование мендельсоновских «Еуропеише Гешпрэхе» нам представляется совершенно маловероятным.
5. Грабовский теперь находится вне Берлина и вряд ли захочет ангажироваться, но все же буду поджидать его возвращения.
6. Гораздо реальнее обстоит дело с изданием книг Кишем, Ренном и Гольдшмитом и т. п. Это дело однако потребует по крайней мере недель, а интерес к процессу в широких кругах тогда ослабеет, что не исключает однако целесообразности издания этих книг.
Таковы мои соображения в связи с Вашими предположениями. Со своей стороны я пока могу наметить следующее:
а) выпуск отдельного номера «Дас Нейе Руссланд», для чего т. Виноградову нужны немедленно средства в размере около 500 дол.
б) Использование в обычном направлении бюро [вырезок Шустермана].
в) Попытку продвинуть какие[-]либо материалы в следующие] журналы: «Дейтше Републик», «Политише Вохеншрифт», «Ди Тат» (последнее зависит от выздоровления серьезно больного Церера).
Кроме того я буду искать и других возможностей. На данном примере видно как важно иметь заранее подготовленный канал, вроде Агентства Д[,] о котором я неоднократно писал. Если вы считаете целесообразным, я мог бы попытаться использовать этот канал теперь, но это будет импровизацией и обойдется в несколько тысяч марок, сообщите свое мнение по этому вопросу.
Резюмируя все сказанное[,] следует учитывать, что возможности, имеющиеся в нашем распоряжении[,] невелики, при чем[,] как Вы можете убедиться[,] отклики прессы и в особенности писания большинства московских корреспондентов (в особенности Баума) доказывают, что в такого рода обстановке на первом месте стоят классовые моменты, определяющие установку буржуазной прессы. Могу с полной уверенностью утверждать, что если бы не давление Аусамта и вероятно посольства в Москве, отношение германской прессы было бы еще менее благоприятным в отношении нас.
В течение ближайших дней использую для зондажа и выполнения все возможности, однако подчеркиваю, что в основном мы можем рассчитывать лишь [на] органы типа «Нойе Руссланд», писателей, как Киш, и немногие правые каналы.
В данной обстановке считаю совершенно не мыслимым представить Вам даже подобие сметы. Гораздо более целесообразно будет, если Вы сообщите хотя бы приблизительно, какими суммами мы можем располагать.
С тов. приветом
Д. Штерн
АВП РФ. Ф. 056. On. 15. П.31.Д. 9. Л. 90-91. Машинописный подлинник на бланке Полпредства СССР в Германии, подпись Штерна — автограф. Гриф секретности и дата машинописью, исходящий номер «№ 1473» от руки в графе бланка (Л. 90). Вверху на Л. 90 написаны от руки входящий номер и дата получения документа «8/ХII-30 г.». Ниже рукописная помета «архив», подпись-росчерк Миронова.