Определение Военной коллегии Верховного суда СССР по делу В.Ф. Калюжного
14 февраля 1941 г.
Копия с копии Сов[ершенно] секретно
ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 5-549
Военная коллегия Верховного суда Союза СССР в составе: председательствующего диввоенюриста СУСЛИНА, членов: бригвоенюриста ДЕТИСТОВА, военного юриста 1 [-го] ранга ЧЕПЦОВ А, рассмотрев в заседании от 14 февраля 1941 г. кассационную] жалобу КАЛЮЖНОГО Владимира Филипповича на приговор ВТ войск НКВД Киевского округа от 23-26 декабря 1940 г., осуждённого за преступление, предусмотренное ст. 206-17 п. «б» УК УССР, к расстрелу, с лишением присвоенного ему звания старшего] лейтенанта госбезопасности, и заслушав доклад т. СУСЛИНА, заключение помощника] главного] военного прокурора МАЛЯРОВА об оставлении приговора в силе без изменения,
Определила:
Военным трибуналом одним из основных пунктов обвинения КАЛЮЖНОМУ вменено в вину то, что он в начале 1938 г. при отсутствии компрометирующих материалов дал распоряжение произвести арест ряда работников Одесской областной контрольной партийной комиссии, в том числе КАНФЕРА-БЕРКОВИЧА, САМАРИНА и др., из коих впоследствии по сфальсифицирванным материалам были осуждены 7 чел. к высшей мере наказания.
Этот пункт обвинения в отношении КАЛЮЖНОГО в материалах дела не имеет достаточных обоснований и доказательств:
1. Из имеющегося (л. д. 51-52) обзора дела КАНФЕР-БЕРКОВИЧ[А] видно, что по делу в следственных действиях принимали участие ЦИРУЛБНИЦКИЙ, СТЕПАНСКИЙ, БЕРЕНЗОН, МАЗУР, военный прокурор ЛУКАШЕВИЧ, ГНЕСИН и др. Допрошенные на суде ЦИРУЛБНИЦКИЙ и МАЗУР фальсификацию дела категорически отрицают. Большинство же лиц, причастных к ведению следствия по делу КАНФЕР-БЕРКОВИЧА, не допрошены.
2. Из имеющегося обзора (л. д. 41-42) дела САМАРИНА видно, что следствие по его делу, в основном, велось и было закончено заместителем] начальника 1[-го] отделения 4[-го] отдела НКВД УССР ДРИБИНСКИМ, который не только не привлечён к ответственности, но даже и не был допрошен по делу КАЛЮЖНОГО.
Приобщённые к делу (т. 3, л. д. 41-52) обзоры следственных материалов по делам группы арестованных работников Одесской областной контрольной партийной комиссии содержат в себе лишь хронологию следственных действий по этим делам, и из этих обзоров совершенно не вытекает, что дела эти были сфальсифицированы.
3. Группа работников Одесской областной КПК была осуждена высшим судебным органом СССР, и до сего времени ни одно из решений по этим делам не отменено.
4. Во время разбора дела КАЛЮЖНОГО Военный трибунал обзора материалов на осуждённых бывш. работников Одесской КПК не производил.
Таким образом, выводы органов следствия и трибунала о том, что КАЛЮЖНЫМ за время его работы в УНКВД [по] Одесской области сфальсифицированы дела на группу работников Одесской областной КПК и это привело к осуждению их к высшей мере уголовного наказания, сделаны без достаточных к тому обоснований.
В остальной части приговор Трибунала соответствует материалам дела.
Учитывая вышеизложенное и не усматривая необходимости в применении к КАЛЮЖНОМУ высшей меры наказания - расстрела, применить к нему действие ст. 4Ь УК УССР и назначенное трибуналом наказание заменить КАЛЮЖНОМУ лишением свободы в ИТЛ сроком на десять лет с поражением в политических правах на три года, с лишением звания старшего] лейтенанта госбезопасности.
Подлинное за надлежащими подписями.
Копия с копии верна:
Суд[ебный] секретарь ВТ В[ойск]/НКВД ЗСО лейтенант юстиции Середа