Показания А. А. Кирпотенко о «заграничных связях вредительской организации». 16 октября 1930 г.
16 октября 1930 г.
[Строго секретно]
СОБСТВЕННОРУЧНОЕ ПОКАЗАНИЕ
КИРПОТЕНКО А. А. от 16-го Октября 1930 г.
В середине 1927 г. после моего возвращения из заграничной командировки в Германию, я имел беседу с ФЕДОТОВЫМ А. А., в которой он мне сказал о том, что им получена директива от Заграничного Объединения б[ывших] русских фабрикантов, в частности, от КАРПОВА Ф. Г. о необходимости активизации деятельности нашей вредительской организации, при чем эта активизация должна пойти по линии подготовки к интервенции, над осуществлением которой занимается Англия, а позднее эта роль перешла к Франции, привлекающей к ней и другие государства.
Проведение этой интервенции намечается к 1930/31 году. Во исполнение этой директивы перед вредорганизацией, по словам ФЕДОТОВА, стояла первоочередная задача охватить своим влиянием мобилизационный отдел, а тогда Мобилизационное Управление ВСНХ, быть в курсе всех мобпланов по текстильной промышленности, для того, чтобы, во 1) ФЕДОТОВ мог информировать о них через КАРПОВА Ф. Г. заграничное объединение бывших русских фабрикантов [и] французское правительство и во 2) чтобы в нужный момент сорвать выполнение этих мобпланов по снабжению Кр[асной] Армии, что ослабило бы ее обороноспособность.
Приехавший в 1928 г. из заграницы СИТНИН К. В. также сказал мне о том, что им получена директива от КАРПОВА Ф. Г. и КОНОВАЛОВА А. И. о подготовке к интервенции, которая, по его словам, намечается Францией к 1930-31 г. с участием Англии. Для внедрения вредорганизации в мобработу членом таковой КУПРИЯНОВЫМ С. В., возглавлявшим производство хлопчато-бумажной промышленности, в Моботдел был влит в качестве представителя этой отрасли промышленности ОБРЕЗКОВ М. А. (член н/вредорганизации), который по существу являлся нашим осведомителем в Моботделе.
В самый момент интервенции мы должны были мобилизовать всех членов вредорганизации для дезорганизации снабжения хлопком и пряжей хлопчато-бумажных фабрик[,] для выездов отдельных членов организации на предприятия для остановки их путем вредительства (порча машин, порча сырья и т. д.) и для ведения контр-революционной агитации среди широких слоев населения.
А. КИРПОТЕНКО.
Допросил: Уполномоченный IV-ro Отделения ЭКУ ОГПУ
(РАДИЩЕВ)
Д. 354. Л. 69 — 70. Машинописная копия того времени. На Л. 69 вверху — штамп с вписанными от руки данными о распечатке (50 экз.) текста и датой «19.Х. 1930 г.», подпись-автограф Хряпкиной. Рядом штамп о рассылке документа (номер и дата отсутствуют). Показания А. А. Кирпотенко были направлены «для сведения» членам и кандидатам в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и членам Президиума ЦКК ВКП(б) 19 октября 1930 г. наряду с копиями протоколов допросов Евреинова от 1Х.30 г. («о террористической организации промпартии»); Рамзина, Калинникова, Ларичева, Чарновского, Предтеченского, Соловьева, Мюллера от 16 и 17.Х.30г. — «по вопросу об интервенции». (Копия сопроводительного письма на Л. 1; см. легенду к док. № 354-1 «Показания Е. Ф. Евреинова [...]».)