Показания С. А. Предтеченского о составе и задачах «военной секции инженерно-вредительского центра». 16 октября 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.10.16
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

16 октября 1930 г.
[Строго секретно]

ПОКАЗАНИЯ
инженера ПРЕДТЕЧЕСКОГО Сергея Алексеевича
от 16-го Октября 1930 г.

  1. Летом 1929 г. в составе инженерно-вредительского центра организована военная секция для координирования работы отдельных вредительских организаций, работающих на военных предприятиях, инженерных частях и военно-учебных заведениях.

В состав этой секции вошли И. А. КАЛИННИКОВ, В. А. ЛАРИЧЕВ, НОВИЦКИЙ, Л. К. РАМЗИН под общим руководством П. С. ОСАДЧЕГО[.] РАМЗИН поручил мне от имени секции установить связь с военной промышленностью, используя мою работу в строительно-монтажном Бюро Тепло-Технического Института. Эта связь по линии комиссии по мобилизации и демобилизации промышленности была установлена через В. И. АНИЧКОВА, а по линии Военпрома через [М.] А. ГУБИНА. Далее мне известно, что по авиа- и авто-моторной промышленности работает группа, возглавляемая Н. Р. БРИЛИНГОМ. На Тульском

Оружейном заводе с инженерным центром и его военной секцией связан главный механик ВАСИЛЕВСКИЙ. Группу заводов тяжелой индустрии и Обуховского связывает С. И. КРАУЗЕ. Судотрест связан с центром через С. Г. ТАМАНЦЕВА.

  1. Для создания прочной опоры на случай интервенции в рядах красной армии и мобилизации сторонников среди лиц военного командования, установлена связь инженерного центра с генералом ВЕРХОВСКИМ.

Одним из наиболее актуальных способов вербовки и создания надежных групп из командиров запаса инженерный центр рекомендовал путь использования повторных лагерных сборов для офицеров запаса.

Призванные на эти сборы члены вредительских организаций получали задания вербовать в свои ряды приезжающих с мест и распределять между ними вредительские к. р. задания. Такие поручения выполняли А. И. МОРОЗ и Н. И. ЛАЗАРЕВ во время отбытия ими лагерного сбора.

Для этих же целей по заданию инженерного центра был взят курс на концентрацию и подбор в штаты учреждений и предприятий большого числа сотрудников из числа бывш. белых офицеров запаса.

Такие военные группы естественно представляли собою большую ценность с точки зрения возможности оказания широкой и активной помощи интервентам.

Такие группы[,] я знаю со слов В. А. ЛАРИЧЕВА, были организованы в нефтяной промышленности в области постройки нефтепроводов и перегонных заводов во главе с АККЕРМАНОМ и БУЛГАКОВЫМ.

Углубление Туапсинского порта до осадки иностранных военных судов, являются примерами работы этой группы. Такие же военные группы были и в Управлении[,] и на рудниках Донбасса.

Распоряжением Л. К. РАМЗИНА мне было поручено организовать это дело в Институте. Приемный аппарат Тепло-технич[еского] Ин-та «Донтопа» удалось снабдить хорошо развитой офицерской группой, возглавляемой бывш. офицером ХРОНОВЫМ в составе САМОЙЛОВА, ТОМАЕВА, МАРЧЕНКО, ЗИНЬКО, БОНДАРЕВА, МУРАШЕВА, ШЕВКАЛЕНКО, ПЕНЗИНА, НАЙДЕНОВА, БОГАТЫРЕВА, ШЕВЧЕНКО, МАКАРЫЧЕВА, АПАШИНСКОГО, КАМИНСКОГО. Я лично в целях укомплектования этой группы направил в нее ТОМАЕВА и санкционировал перевод из Института ХРОПОВА.

В Строительно-монтажном Бюро офицерская группа была создана под моим руководством и во главе последней был мною поставлен бывш. казачий полковник И. Н. ВАЗ<...>, в составе А. А. ГАГАРИНА, В. А. МАКСИМОВА, Н. И. ЛАЗАРЕВА, <...> и др. И наконец в Центральном аппарате Ин-та была группа возглавляемая В. К. НИКОЛАЕВЫМ[,] бывш. ПОЛКОВНИКОМ[,] В СОСТАВЕ НОСОВА, РЫБНИКОВА, АРНОЛЬДА, МОРОЗ и др. На В. К. НИКОЛАЕВЕ лежало руководство и координация деятельности офицерскими группами, находящимися в филиалах Ин-та (Донтоп, Строительно-] монт[ажное] Бюро РЭТ). В общей сложности по одной Москве в составе Ин[ститу]та числилось до 45 чел. 6ывш[их] офицеров и 18-20 в аппарате Донтопа.

Такой состав работников был специально подобран для использования его в случае интервенции в разнообразных направлениях в зависимости от требования и обстановки и специальности, причем строевое офицерство этих групп должно было <быть> направлено в распоряжение военного командования для ведения разлагающей работы в частях красной армии, а также для возглавления ими частей, которые должны были восстать в первую очередь против Советской власти в начале интервенции.

  1. Третьей боевой задачей[,] поставленной перед к. р. вредительскими организациями инженерно-вредительским центром[,] являлась задача укомплектования промышленных предприятий людьми[,] способными взять на себя осуществления диверсионных актов в случае интервенции, и чтобы при помощи их предприятия могли быть выведены из строя в зависимости от требований обстановки.

Соприкасаясь в своей повседневной работе с работниками Энергоцентра, отдельные члены вредительской организации Ин-та были в курсе имевшихся в этом вопросе настроений.

Этот вопрос ставился на обсуждение в одном из нелегальных совещаний вредительской организации Ин-та, которая поручила проводить его

В. И. <ХУДЯ>КОВУ, работавшему в то время в Энергострое и имевшему возможность бывать заграницей. Мне известно со слов Л. К. РАМЗИНА и В. И. <ХУДЯ>КОВА[,] что осуществление этой директивы инженерного центра согласились принять по линии МОГЭС Г. С. САНГОВИЧ, Я. П. ВЕТ<ЧИНК>ИН[,] в Главэлектро С. Н. СТАФРИН и <...>, в Харьковском районе КАПЕЛЛЕР, Северной Волге СТУПИН.

Вышеперечисленные лица вошли в связь с районными инженерами Главэлектро, фамилии которых мне неизвестны. На нелегальных совещаниях вредительской организации Тепло-Техн[ического] Ин-та <В. И. ХУДЯКОВ> делал время от времени сообщения о ходе этой работы.

Из этих сообщений усматривается, что такие диверсионные группы успешно создавались на большинстве наиболее ответственных предприятиях. Записано под мою диктовку и мною прочитано:

С. ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ.

Допросил: Пом. Нач. 1-го От-ния ЭКУ ОГПУ: Ржавский

Д. 354. Л. 60-63. Машинописная копия того времени. На Л. 60 вверху — штамп с вписанными от руки данными о распечатке (50 экз.) текста и датой «19.X.1930 г.», подпись-автограф Хряпкиной. Рядом штамп о рассылке документа (номер и дата отсутствуют).

Показания С. А. Предтеченского были направлены «для сведения» членам и кандидатам Политбюро ЦК В КП (б) и членам президиума ЦКК ВКП(б) 19 октября 1930 г. наряду с копиями протоколов допросов Евреинова от 1.Х.30 г. /«о террористической организации промпартии»); Рамзина, Калинникова, Ларичева, Чарновского, Соловьева, Мюллера, Кирпотенко от 16 и 17.Х.30 г. — «по вопросу об интервенции». (Копия сопроводительного письма на Л. 1; см. легенду к док. № 354-1 «Показания Е. Ф. Евреинова [...]».)