Показания Г. И. Ефремова о подготовке и сроках «предстоящей интервенции против СССР». 11 октября 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.10.11
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

11 октября 1930 г.
[Секретно]

ПРОТОКОЛ
дополнительного показания, данного 1930 г. Октября 11 дня
ЕФРЕМОВЫМ Гавриилом Ивановичем, который показал:

На поставленный мне вопрос когда, с кем и при каких обстоятельствах, где я имел разговор о предстоящей интервенции против СССР, когда интервенция предполагается, какие державы в первую очередь должны были выступить против Советского Союза и какой разговор и с кем был после указанного выше на эту же тему показываю:

Служа в Представительстве фирмы «Метрополитен-Виккерс», как я показывал раньше, я был близок с английским инженером ТОРНТОНа, с которым часто беседовал о международном положении вообще и в частности о положении СССР.

Эти беседы бывали в большинстве случаев после возвращения ТОРНТОНА из Англии, куда он выезжал обыкновенно на праздники. Естественно я, зная, что ТОРНТОН близок к Английской разведке, интересовался, что в Англии слышно про Советский Союз.

Особо ярко я помню разговор с ТОРНТОНОМ на эту тему во второй половине 1928 года, а также после моего приезда из Англии, куда я уехал в начале января м-ца 1929 года.

Как до моего отъезда в Англию, так и после возвращения оттуда, я часто заходил по утрам в контору фирмы «Метрополитен-Виккерс» в Ленинграде (ул. Войкова, 13, кв. 2), где до сбора служащих конторы, т. е. до 9 ч. утра, я разговаривал с ТОРНТОНОМ. В этих беседах, на мой вопрос о положении СССР, ТОРНТОН говорил, что положение Советского Союза тяжелое и что иностранные государства готовятся к решительному военному выступлению против Союза. Как сказал мне ТОРНТОН интервенция должна произойти скоро и во всяком случае не позднее 1930 года. По словам ТОРНТОН А в первую очередь должны будут выступить против СССР Польша, Румыния, Финляндия и возможно другие Прибалтийские страны, входящие в антисоветский блок. Задачей Англии и Франции в первое время будет лишь снабжение армий этих стран боевыми припасами, снаряжением и возможно техническими войсками, как то артиллерия, броневые части, воздушный флот, а также блокада морского побережья французским и английским флотом. В случае неудачи этих стран против Союза Англия якобы должна будет послать свои части в помощь, а возможно даже самостоятельно выступит. Район действия английских войск на случай самостоятельного выступления ТОРНТОН мне не указал.

ТОРНТОН говорил, что задачей стран, входящих в антисоветский блок, в настоящее время является спровоцировать Советский Союз на военные действия, а для этого принимаются всевозможные меры, как то: покушения на убийства послов Союза, в связи с чем в случае неудовлетворения требований Советского Правительства последнее должно будет объявить войну той стране, в которой произведено убийство советского посла или произведено на него покушение.

Кроме этого помню и еще разговор с ТОРНТОНОМ, когда последний приезжал в Орехово-Зуево (август 1930 г.), где я от фирмы «Метро-Виккерс» производил сушку генератора этой фирмы на фабрике [3]-го Хлопчатобумажного треста.

Встретившись с ТОРНТОНОМ я с ним разговорился о текущих международных событиях и в частности о покушении на взрыв Советского Посольства в Варшаве.

В этом разговоре ТОРНТОН усмехаясь сказал, — «нужно же каким-то образом сбросить большевиков». Развивая этот разговор ТОРНТОН указал[:] все[,] что предпринимается за границей[,] направлено исключительно с целью заставить Советский Союз объявить первым войну одному из пограничных с ним государству.

По словам ТОРНТОНА, объявление войны со стороны Советского Правительства дает возможность остальным государствам считать Советский Союз страной нападающей, а следовательно по пакту Келлога все страны могут принять участие в войне против Союза и тем самым усыпить общественное мнение Европы.

В этом ж разговоре ТОРНТОН сказал, что целью антисоветского блока является уничтожение Советской власти в России и восстановление капитализма. На мой вопрос, что же намерены предпринять иностранные державы, если Советский Союз откажется первым объявить войну, как он делал до настоящего времени — ТОРНТОН говорил, что если все эти средства не удадутся, то Польша или Финляндия должны под каким[-]нибудь предлогом сами начать военные действия предварительно подготовив общественное мнение в ту сторону, что это делает, т. е. объявляет войну не то государство, а Советское Правительство, и тогда выступают остальные государства против Советского Союза.

В свой приезд в Орехово-Зуево ТОРНТОН был там недолго и в тот же день выехал через Москву в Иваново-Вознесенск на строительство электростанции. Как в этой беседе, так и до этого, в частности в начале июля или в конце июня м-ца 1929 года во время выпивки у ТОРНТОНА на квартире, после того, как он, ТОРНТОН, попал под электрический ток на Москва-Мтищенской электр[ической] жел[лезной] дороге, в разговоре на указанную выше тему ТОРНТОН утверждал, что военные действия со стороны государств, входящих в антисоветский блок и граничащих с СССР, против последнего начнутся не позднее 1930 г.

Это же самое ТОРНТОН мне подтвердил и в Орехово-Зуеве при нашей, описанной выше, беседе.

В начале этого года во время выпивки у него на квартире я спрашивал ТОРНТОНА[,] когда же начнется интервенция[,] и он опять повторил, что обязательно в этом, т. е. в 1930 году, но указать месяца не мог.

Г. Ефремов.

ДОПРОСИЛ: Пом. Нач. ЭКУ ОГПУ: (Молочников)

Д-353.Л. 172-175. Машинописная копия того времени. На Л. 172 вверху делопроизводственная помета о перепечатке текста (машинопись), штамп о рассылке документа (дата и номер отсутствуют). На Л. 157 —  сопроводительное письмо от 18 октября 1930 г. (№ П954) об отправке членам и кандидатам в члены ЦК и членам ЦКК ВКП(б) показаний Ларичева, Аккермана, Покровского, Ефремова, Предтеченского, Нольде, Михаленко, Иванова, Неандера и Федотова (см. легенду к док. № 353-17).