Показания С. А. Предтеченского о «подготовительных мерах» и установках Инженерного центра «на случай интервенции» против СССР. 11 октября 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.10.11
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

11 октября 1930 г.
[Секретно]

ПОКАЗАНИЯ
Инж. ПРЕДТЕЧЕНСКОГО Сергея Алексеевича
От 11 октября 1930 года.

В своих предыдущих показаниях я частично останавливался на тех подготовительных мерах, которые предпринимались вредительским инженерным центром на случай интервенции. Показываю дополнительно все, что мне известно по этому вопросу из разговоров с Л. К. РАМЗИНЫМ.

I.

Наметившийся в конце 1928 года курс перехода от НЭПа к индустриализации страны, организации крупных совхозов и далее переход к коллективизации сельского хозяйства и связанной с нею ликвидацией кулачества, как класса, окончательно разбили иллюзии на мирное перерождение НЭПа и возвращение к буржуазным формам государственных взаимоотношений.

Такое положение дела весьма сильно волновало капиталистические круги заграницей, заинтересованные в создании в Советском Союзе государственной формы управления, обеспечивающ[ей] возможность получения как довоенных, так и военных долгов и создание из СССР огромного по емкости рынка сбыта своей продукции.

Рост советской, как тяжелой, так и легкой индустрии, успешное выполнение пятилетки создавали из Союза в перспективе ближайших лет страну, независимую от импорта, самостоятельную и непобедимую.

Боязнь опоздать упустить время вмешательства в дела СССР и стать лицом к лицу со страною, успешно и победоносно завершившей первый этап по пути строительства социализма, все более и более овладевал[а] умами капиталистических стран.

Отсюда отдельные попытки скомпрометировать и даже вовсе прекратить наш экспорт.

Отсюда надежды на разлад в рядах партии и ставка на правый уклон.

Отсюда же всемерная поддержка всех оппозиционно настроенных организаций и элементов с целью при их помощи замедлить ход социалистического строительства, создать ряд противоречий, внутренних недовольств и подготовить помощь изнутри на случай интервенции.

Заграницей со слов Л. К. РАМЗИНА с живейшим интересом следили за борьбой и развитием правого уклона партии, возлагая надежды, что в случае его торжества, раскулачивание будет прекращено и в деревне будет сохранена широкая база для мелко буржуазной реставрации.

Влияние этой мелко буржуазной стихии неминуемо, по общему мнению, должно было право-уклонистское правительство поставить на путь отступления от диктатуры пролетариата и направить его к коалиции с живыми силами страны, крестьянство, интеллигенция и рабочие.

XVI-й съезд партии и полное поражение на нем правого уклона создали настроение[,] при котором эволюционный путь мелко-буржуазной реставрации был признан утопией.

На смену этим иллюзиям все тверже и тверже делалась ставка на интервенцию.

II.

По возвращении своем из заграницы летом этого года Л. К. РАМЗИН в присутствии В. И. ХУДЯКОВА у себя на квартире рассказывал мне, что интервенцию нужно считать решенной и в зависимости от положения дел внутри Союза она может состояться уже зимою [19]30/31 года.

ДЕНИСОВ, председатель Торгпрома, рассказывал ему, что сейчас идет процесс усиленной подготовки пограничных с Союзом государств и в первую очередь Полын[и]. Руководство всей этой работой ведет Франция, которая усиленно вооружает Польшу и Румынию.

В основных чертах, намеченный план сводился к быстрой оккупации право Днепровья силами Польши и Румынии. С севера должна была двинуться Финляндия, Латвия и Эстония, а с Кавказа Англия.

К этому времени нужно было закончить все подготовительные работы по использованию недовольства, утомления масс, искусственно созданного и усиленного вредительской работой во всех отраслях народного хозяйства. К этому времени нужно было иметь наготове согласованные с организациями и партиями списки нового коалиционного правительства. Л. К. РАМЗИН говорил мне, что более подробные инструкции будут даны вредительскому инженерному центру Французской миссией в Москве, связь с которой прочно установлена.

III.

Иностранцы обжегшись на интервенции 1919-20 г., по словам Л. К. РАМЗИНА, ясно себе представляли, что полной реставрации и возвращения капиталистов и помещиков в свои фабрики и усадьбы, через 13 лет не может быть. Такой курс ни политически, ни экономически нереален, а технически, после коренной реконструкции всех фабрик и заводов и постройки ряда новых, неосуществим.

Поэтому ставка на мелко-собственнические интересы крестьянства, оставление крупных отраслей промышленности и предприятий в руках государства, Советская система строя, но без диктатуры пролетариата, и вхождение в состав правительства представителей правого уклона компартии должн[ы] был[и], по их мнению, обеспечить успех и поддержку интервенции. Такая система государственного строя и его состав полностью обеспечил[и] бы интересы иностранцев, одновременно положив конец строительству социализма.

Записано под мою диктовку и мною прочитано:

С. А. Предтеченский.

ДОПРОСИЛИ: Пом. Нач. ЭКУ ОГПУ: (Молочников)

Пом. Нач. I Отделения] ЭКУ ОГПУ: (Ржавский)

Д.353.Л. 176-179. Машинописная копия того времени. На Л. 176 вверху делопроизводственные машинописные и рукописные пометы о перепечатке текста «об интервенции 3 стр.»; штамп о рассылке документа (дата и номер отсутствуют). На Л. 157 — сопроводительное письмо от 18 октября 1930 г. (№ П954) об отправке членам и кандидатам в члены ЦК и членам ЦКК ВКП(б) показаний Ларичева, Аккермана, Покровского, Ефремова, Предтеченского, Нольде, Михаленко, Иванова, Неандера и Федотова (см. легенду к док. №353-17).