Показания C.А. Хренникова от 5-го ноября 1929 г.
ВОПРОС: Что Вам было известно и от кого о существовании вредительских организаций в других отраслях промышленности?
ОТВЕТ: Я знал от МЕККА, что в НКПС имеется к-p организация, насколько я его понял, во главе с ним. Это я узнал из разговора с ним в 1925 году, но подозрения об этом были и раньше. Подозрения были основаны на тех несуразных действиях НКПС в те времена, как требования на подвижной состав и запасные части постоянно менялись, некоторые запросы были или слишком преувеличены или слишком преуменьшены. МЕККУ я также сказал, что уже в Главметалле имеется такая организация. Далее, я понимал из разговоров с РАБИНОВИЧЕМ, что подобная к-p организация существует в каменно-угольной промышленности. РАБИНОВИЧ в разговорах со мной и в выступлениях в разные годы — в [19]23 г. в Клубе Горных Деятелей, на заседаниях Главконцесскома в [19]25—26 г.г. высказывался определенно, что необходимо вести к тому, чтобы заставить правительство прибегнуть к помощи иностранного капитала. От ГАРТВАНА я знал, что в Госплане существует поддержка нашим действиям с его стороны, со стороны ТАУБЕ. О подробностях работы каждой организация старался не расспрашивать, да и сам не рассказывал подробности, так как считал это вредным. Работа к-p организации в металлопромышленности направлялась директивами, исходившими из заграницы от объединения группы бывших владельцев и банков, получаемых мною от представителей такового объединения ГЛАССА и МЕЩЕРСКОГО, входивших в это объединение[,] и другими, как, напр., ЖДАНОВ от ЖИВОТОВСКОГО, СВИЦЫН от ГЛАССА.
Директивы из заграницы, как я уже показывал, получались мною от ГЛАССА и МЕЩЕРСКОГО, лично при свиданиях и в письменном виде, через английскую миссию. В основном, директивы сводились по периодам к следующему: до [19]23—24 года сохранять предприятия Для концессий и всячески содействовать созданию благоприятной обстановки для этого. С 1925 года уже было дано указание приступить к более активным действиям, в виде непосредственных вредительских актов, чтобы вызвать финансовые затруднения у правительства, с целью невозможности своими средствами удовлетворить потребности страны в металлоизделиях и тем самым была бы сорвана индустриализация страны.
С. Хренников.
5/XI-29 года.
ПОКАЗАНИЯ С. А. ХРЕННИКОВА.
О вредительстве в ГИПРОМЕЗе.
В 1926 году я назначен был председателем Технического Совета Гипромеза. С моим участием там были проведены следующие вредительские акты:
1. Утвержден был проект Нижне-Тагильского вагонного завода с преувеличением его мощности, благодаря излишним постройкам вспомогательных и заготовительных цехов, как, например, сталелитейной, которая могла быть соединена с сталелитейной Свердловского завода. Это было проведено по инициативе БЕЛОНОЖКИНА.
2. Проведено задание на реконструкцию завода «Красный Путиловец», несоответствующ[ее] требованиям страны, невыгодное в экономическом отношении и неувязанное с другими заводами Ленинграда. Именно: а) дано задание на производство до 180 паровозов, что явно было преувеличено и, кроме того, развитие паровозостроения в Ленинграде экономически невыгодно; б) была преувеличена металлургическая программа и неувязана даже с заводами Ленинграда. По этому заданию был сделан предварительный проект, который, однако, был забракован. Провести это задание в Техсовете Гипромеза мне в начале удалось лишь благодаря тому, что вопрос этот был умышленно мною поставлен под самый конец сессии, когда много беспристрастных инженеров из провинции, которые бы могли воспрепятствовать проведению этого задания, уже разъехались. Фактически это задание было проведено наличием в сессии инженеров, причастных к вредительству, а с другой стороны, благодаря сочувствию ленинградских членов Совета из патриотизма.
3. Умышленно была сначала проведена линия проектирования механических заводов (напр., Тагильского) на работу в одну смену, что должно было повлечь за собой сильно преувеличенную стоимость завода. Это делалось БЕЛОНОЖКИНЫМ, но впоследствии не прошло, т. к. большинство членов стало на сторону многосменной работы.
4. Проведены проекты кузницы и чугунно-литейной для тракторного производства на з-де «Красный Путиловец» без увязки с другими подобными мастерскими, как, напр., на заводе Карла Маркса.
Записано собственноручно С. Хренников.
5/XI-29 г.
Д. 353. Л. 3-21. Машинописные копии того времени. На Л. 3,6, 7,10,11, 13, 17, 19, 21 вверху слева — делопроизводственные пометы машинисток.
На Л. 10, 16, 18,20 после машинописной подписи С. А. Хренникова напечатано «Верно:» (заверяющие подписи отсутствуют).