Показания С. А. Хренникова о «деятельности контрреволюционной организации в металлопромышленности», данные им в период с 29 октября по 5 ноября 1929 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1929.11.05
Период: 
1929
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

Приложение к докладной записке Г. Г. Ягоды и Г. Е. Прокофьева

от 6 ноября 1929 г.
[С. Секретно]

ПОКАЗАНИЯ С. А. ХРЕННИКОВА.

В развитие показания от 28 октября с. г. признаю, что в металлической промышленности, в частности в Техсовете Главметалла, примерно в 1922 году создалась контр-революционная группа, объединенная общими взглядами на нашу промышленность и ставящая себе задачу вынуждать Советское Правительство прибегнуть к помощи иностранного капитала для восстановления промышленности. В этой группе были ГАРТВАН, БЕЛОНОЖКИН, КУТЛЕР, ЖДАНОВ, КУТСКИЙ, НЕЙМАЕР, МИЛЮКОВ, я и др. Наездами бывал в Главметалле и СВИЦЫН, который тоже присутствовал во время разговоров наших о концессиях и бывших владельцах, и тоже вполне разделял наши взгляды.

Образовалась эта группа в Главметалле еще до моего вступления в члены Техсовета, куда я был приглашен, насколько помню, в 1922 году. Контр-революционная группа вела свою работу по директивам, исходящим из заграницы от бывших владельцев. Основными директивами было на первое время сохранение предприятий для концессий, в частности я передавал инженерам, участвующим в заседаниях Техсовета, директивы МЕЩЕРСКОГО о сохранении предприятий и его намерении взять в концессию их. То же самое говорилось и о намерениях ГЛАССА. Говорили и другие инженеры насчет концессии и о необходимости содействия им. Например, о приезде УРКВАРТА говорил ГАРТВАН, о приезде ЖИВОТОВСКОГО говорил ЖДАНОВ. Говорилось и о том, что надо содействовать концессиям. Свои вредительские планы группа пыталась осуществить путем, например, составления умышленно широкого списка концессий, влияни[я] на ответственных работников и партийных и внушения им необходимости концессий. В [19]23—24 г. Техсоветом Главметалла была утверждена явно преуменьшенная программа трехлетнего плана работ металлургических заводов. Это было сделано с вредительской целью. В этой трехлетке отразились наиболее ярко все пессимистические настроения контр-революционной группы.

Записано собственноручно С. ХРЕННИКОВ.
29/Х-29 г.

ПОКАЗАНИЯ С А. ХРЕННИКОВА.

Контр-революционная вредительская организация в Металлопромышленности в центральных аппаратах получила наибольшее оформление около [19]25/26 года, когда, как я уже указывал, наступил наиболее подходящий момент для проведения вредительства. Ядром этой организации явился в Главметалле ВСНХ - бывший Техсовет в лице меня, ЖДАНОВА, БЕЛОНОЖКИНА, ГАРТВАНА, ТАУБЕ, СВИЦЫНА, позднее вошли МИЛЮКОВ, КУТСКИЙ, ЕМЕЛЬЯНОВ. Наиболее сильное влияние на развитие и деятельность этой организации шло с юга, но не отрицаю и своего большого влияния, благодаря отчасти своему прежнему положению, отчасти благодаря тому, что имел связи со старыми хозяевами, с которыми один из первых, входящих в организацию инженеров, я связался и начал получать от них директивы, которые я передавал остальным инженерам.

Записано мной собственноручно. С. ХРЕННИКОВ.
1/XI-29 г.

ПОКАЗАНИЯ С. А. ХРЕННИКОВА.

Все разговоры о концессиях, ведшиеся до [19]25 года, ни к каким результатам не повели; в это время приезжали еще концессионеры, насколько помню ЖИВОТОВСКИЙ, ОЛОН[СЬЕ]Н, представители бывших владельцев, которые при свиданиях — с разными инженерами, например, помню, ЖИВОТОВСКИЙ со ЖДАНОВЫМ обсуждали вопрос о необходимости создания соответствующей обстановки для принуждения правительства прибегнуть к концессиям. Основной директивой бывших владельцев в период [19]25 года было доведение Правительства до финансового кризиса в отношении доказывания необходимости больших затрат на восстановление и расширение металлургии. Одна из таких директив была передана через ЖДАНОВА ЖИВОТОВСКИМ всей нашей группе инженеров в Главметалле, а также самим ЖИВОТОВСКИМ СВИЦЫНУ и ОЛОН[СЬЕ]НОМ СВИЦЫНУ. На основе этого, контрреволюционная группа в металлопромышленности постепенно перешла к активным действиям, и эта группа приняла более организованный вид. К этому времени входили кроме меня в к.-р. организацию ЖДАНОВ, БЕЛОНОЖКИН, КУТСКИЙ, ГАРТВАН, ТАУБЕ, МИЛЮКОВ, СВИЦЫН и др., подробнее о всех должен знать ЖДАНОВ. БЕЛОНОЖКИН проводил вредительство, главным образом, в Ленинграде, проводя умышленно преувеличенные проекты в Гипромезе, например, односменная работа в Ростовском, Тагильском и др. заводах, которые, впоследствии, правда были изменены[,] и во время консультации по разным вопросам по реконструкции заводов Ленинмаштреста. ЖДАНОВА вредительская работа сосредотачивалась главным образом на Юге. ГАРТВАН и ТАУБЕ проводили вредительство в Госплане, при рассмотрении программ не находили возможным удовлетворять нужды металлопромышленности, находя их нереальными и невыполнимыми, как по финансовым, так и по другим причинам, как, например, объясняли недостатком технического персонала, квалифицированных рабочих, невозможность выполнения при наших условиях в срок капитальных сооружений и т. д., и тем самым задерживали умышленно развитие металлопромышленности. СВИЦЫН проводил вредительство на Юге, встречался сам непосредственно с представителями бывших владельцев, выполнял их директивы[,] и делился также с нами иногда о своих действиях, рассказывая нам об умышленных затяжках капитальных работ, распылял средства по многим сооружениям, преуменьшая искусственно сметы, как, например, Фаркуаровское предложение переоборудовать Макеевк<у,> строительство Керченского завода и т. п. Все это соответствовало директивам быв. владельцев и в центре нами поддерживалось. Непосредственно вредительство в металлопромышленности контр-революционная организация начала проводить с 1925 года, затем оно развилось в период [19]26/27 г.г., особенно в 1926 г., когда появился германский кредит и представилась возможность к проведению директив о подготовке предприятия для концессии, кроме того явилась возможность ряду инженеров бывать заграницей и видеться с их бывшими хозяевами.

Связь отдельных членов организации с заграницей.

Моя связь с МЕЩЕРСКИМ и с ГЛАССОМ. С МЕЩЕРСКИМ свидания в [19]26 г. и в [19]28 г.[,] с ГЛАССОМ свидания в Москве в [19]21 и в [19]23 г.г. и свидания заграницей в [19]26 г. в Берлине и в [19]28 г. в Париже. Мои встречи в Париже в [19]26 г. с ДЕЛЮАЗИ и в том же году на заводе в Бельгии с ЭФРОНОМ.

СВИЦЫН виделся с ГЛАССОМ в БЕРЛИНЕ и во время приезда в СССР. ЖДАНОВ виделся с ЭФРОНОМ в [19]28 г. в Бельгии[,] с ГЛАССОМ в [19]28 г. в Париже и с ЖИВОТОВСКИМ не помню в каком году в Москве. ТАУБЕ имел связь с ЦЕЙДЛЕРОМ. БЕЛОНОЖКИН виделся со старыми хозяевами, но с кем именно, не помню.

О директивах, получаемых к.-р. организацией из заграницы.

В 1921 г. от ГЛАССА я получил директиву о сохранении заводов для концессии. В [19]23 году от ГЛАССА тоже самое. В те же годы от МЕЩЕРСКОГО через ГЛАССА в отношении подготовки для концессий заводов ГОМЗЫ. В [19]24 г. и в [19]25 г. ЖДАНОВ и СВИЦЫН — от ЖИВОТОВСКОГО И ОЛОН[СЬЕ]НА уже директивы относительно проведения нажима на правительство с целью вынудить его к концессиям.

В [19]26 г. от МЕЩЕРСКОГО и ГЛАССА я имел непосредственно директивы о дальнейшем нажиме на правительство с целью ослабить финансовую мощь путем вложения больших затрат на переоборудование в капитальное строительство. В это же время МЕЩЕРСКИЙ в Париже мне сообщил, что его и других бывших владельцев поддерживают банки и у них большие надежды на окончание переговоров с Францией о признании Советским Правительством долгов и получении предприятий в компенсацию обратно.

О задачах к.-р. организации.

На основе нашей контрреволюционности и директив из-за границы контр-революционная организация в металлопромышленности ставила основной своей задачей вынудить Советское Правительство прибегнуть к помощи иностранного капитала. Достигалось это проведением ряда вредительских действий, главным образом, сводившихся к затратам[,] не дававшим быстрого и должного эффекта, но в конце концов полезных для концессионеров и бывших владельцев, на приход которых надеялись. В связи с этим особенно задерживалось умышленно развитие южной металлургии, которое усилило диспропорцию между металлургией и металлообработкой. Путем торможения развития металлопромышленности организация замедлила развитие социалистического хозяйства и тем нанесла вред советской власти.

Записано собственноручно — ХРЕННИКОВ.
1 /XI—29 г.

ПОКАЗАНИЯ С. А. ХРЕННИКОВА.

Методы работы к.-р. организации.

На основании директив, полученных из заграницы от бывших владельцев в [19]24-25 г.г., намечен был между членами этой организации следующий план вредительства: производить на заводах затраты на переоборудование и расширение с тем, чтобы эти затраты не дали быстрых результатов, а пригодились потом концессионерам. Что осуществлялось путем представления трестами в Главметалл вредительских программ, после сговора с соответствующими участниками составления и рассмотрения этих программ, или без сговора, взаимно понимая и затем, после утверждения, проводились в жизнь. Для того, чтобы не было разнобоя между отдельными членами организации, иногда собирались по несколько человек и заранее уговаривались, как проводить тот или иной вопрос. Собирались обыкновенно в Главметалле у кого-нибудь из членов в кабинете, у меня, у ЖДАНОВА. Некоторые примеры проведенного вредительства: постройка одновременно четырех батарей коксовых печей в Югостали, причем все батареи из-за недостатка ассигнований строят медленно; вместо этого надо было бы строить быстро, по очереди и вводить их в работу. Умышленная затяжка постройки доменной печи в Макеевке, из-за недостаточных ассигнований, которые умышленно распылялись на другие работы, затягивая их окончание. Преуменьшенная смета Керченского строительства. Закупка излишнего в данный момент оборудования, например, три воздуходувки, четвертая батарея коксовых печей для Югостали. Умышленная затяжка приспособления и переустройства вагонных мастерских Брянского завода, путем постепенного увеличения программы производства и т. п. Проведение всех этих вредительств по Югостали ложится на членов к.-р. организации СВИЦЫНА и ЖДАНОВА, а по заводам ГОМЗЫ — на КУТСКОГО из Главметалла.

1 /XI —29г.
Записано собственноручно. С. Хренников.

ПОКАЗАНИЯ С. А. ХРЕННИКОВА.

ВОПРОС: Кто являлся вдохновителем и руководителем контрреволюционной организации в металлической промышленности СССР?

ОТВЕТ: Вдохновителем контрреволюционной организации был я.

ВОПРОС: Когда фактически возникла к-p организация в металлопромышленности?

ОТВЕТ: Начало организации я считаю с 1921 года. Ядром организации был вначале Технический Совет при Главметалле, в который входили ГАРТВАН, БЕЛОНОЖКИН, ЖДАНОВ, КУТЛЕР и кто еще не знаю. Потом в 1922 году вступил я, КУТСКИЙ, НЕЙМАЕР, СТАРИЦКИЙ и др., которых не помню. Одновременно в ГОМЗЫ тоже создалась к-p группа со мною во главе. В нее входили, кроме меня, НЕЙМАЕР, МАЛАХОВСКИЙ, ТИЛЕ, МАНУИЛОВ, ТИХОМИРОВ, ПОЛУБОЯРИНОВ.

ВОПРОС: Когда получила наибольшее развитие к-p и вредительская деятельность организации?

ОТВЕТ: Я считаю, наибольшим развитием были 1924 и 1925 годы. Затем продолжалось в [19]26 и 27 годах.

ВОПРОС: Кто являлся кроме Вас наиболее активными членами к-р организации в Тех. Совете Главметалла до 1924 года?

ОТВЕТ: БЕЛОНОЖКИН, ЖДАНОВ, ГАРТВАН.

ВОПРОС: Кто являлся инициатором создания к-p ядра в Техсовете?

ОТВЕТ: Насколько мне известно[,] были БЕЛОНОЖКИН, ГАРТВАН и ЖДАНОВ.

ВОПРОС: Назовите состав к-p организации после 1924 года.

ОТВЕТ: Я являлся главою, кроме меня в Главметалле были: ЖДАНОВ, КУТСКИЙ, МИЛЮКОВ, ЕМЕЛЬЯНОВ, пассивное участие в организации принимали также из цветной металлургии ИВАНОВ, судостроения — ШВЕЦОВ, проводя самостоятельно вредительство, первый — по цветной металлургии, в чем меня убеждало следующее: предоставление преуменьшенных смет на заводы Алтайполиметалла; а второй — по судостроению — постоянное раздувание программ и наоборот, постоянные кризисы с финансами из-за недостатка средств. Кроме того, они состояли в Метплане и тоже разделяли наши взгляды и проводили все вопросы с нами вместе, в том числе и вредительского порядка. Пассивно относился к работе и ДОБРОВОЛЬСКИЙ — помощник МИЛЮКОВА, ведавший планово-финансовыми вопросами.

ВОПРОС: Кто был наиболее активным членом к-p организации из стоящих под Вами и проводивших вредительство?

ОТВЕТ: ЖДАНОВ являлся наиболее активным вредителем и осуществлял больше других вредительство благодаря тому, что имел не только поддержку, но и постоянное стремление к вредительству со стороны СВИЦЫНА из Югостали. Кроме того ЖДАНОВ получал непосредственно и сам директивы от бывших владельцев, как, например, от ЖИВОТОВСКОГО.

ВОПРОС: Укажите наиболее конкретные известные Вам акты вредительства ЖДАНОВА?

ОТВЕТ: ЖДАНОВЫМ до 1925 года умышленно задерживался, совместно со СВИЦЫНЫМ, пуск стоявших заводов на консервации, притом одних из лучших, как например, Макеевский, Днепровский, Енакиевский и др. Это было сделано в интересах быв. владельцев и во вред Советской власти. Насколько помню в [19]25 или [19]26 году была проведена ЖДАНОВЫМ во вредительских целях преуменьшенная смета Керченского завода, без проекта и достаточных материалов. В результате получилось, что вначале намечалось около 20 млн., а вышло свыше 40 млн. руб. Неправильно составлена опись оборудования, подлежащего заказу заграницей по Югостали. ЖДАНОВЫМ же вместе со мною проводились через Метплан и дальше до Госплана включительно умышленно сокращенные программы производства.

ВОПРОС: Кто был наиболее активным членом к-p организации или проводившим вредительство, кроме ЖДАНОВА?

ОТВЕТ: Проведение вредительства в машиностроении лежало на зав. отделом Машиностроения КУТСКОМ, который работал в Главметалле, насколько помню, до 1928 года. КУТСКИЙ получал директивы от меня непосредственно.

ВОПРОС: С кем, кроме меня, согласовывал свою работу по вредительству КУТСКИЙ?

ОТВЕТ: С БЕЛОНОЖКИНЫМ, жившим в Ленинграде, который во время приездов в Москву с ним беседовал.

ВОПРОС: Какие вредительства проведены КУТСКИМ в машиностроении?

ОТВЕТ: Например, помню постановку тракторостроения на заводе Красный Путиловец, которая потом потребовала значительных средств, непредусмотренных ранее. Развитие вагонного дела на Брянском заводе, которое затянулось из-за изменений программы и потребовал[о] тоже больших, чем предусмотрено средств. По ЮМТу помню при постройке болтового Торецкого завода умышленно не была предусмотрена электрическая станция. Прочие вредительские акты, проводимые КУТСКИМ, кроме указанных мною в предыдущих показаниях, сейчас не помню.

Записано собственноручно С. ХРЕННИКОВ.
3/XI-29 г.