Протокол допроса начальника 3-го отделения оперода ГУГБ НКВД СССР по Ленинградской области П.А. Хвиюзова о доставке М.В. Борисова в Смольный. 14 декабря 1934 г.
14 декабря 1934 г.
Протокол допроса
ХВИЮЗОВ Петр Александрович, 1902 г. рождения, бывший Начальник 3-го Отделения Оперода УТБ Управления НКВД по Ленинградской области, член ВКП(б) с 1920 года, в органах Наркомвнудела с 1920 года, в Красной армии с 1919 по 1920 год; отец биржевой маклер, умер в 1918 году, под судом и следствием не был.
ВОПРОС: Отправляли ли Вы БОРИСОВА 2/XII-1934 года в Смольный?
ОТВЕТ: Да, отправлял. Об этом я получил телефонное распоряжение оперативного секретаря Начальника Управления НКВД по Ленинградской области — ЗАВИЛОВИЧА примерно около 11-ти часов утра.
ВОПРОС: Кому Вы поручили выполнить это распоряжение?
ОТВЕТ: Опер. Уполномоченному моего же отделения тов. МАЛИЙ.
ВОПРОС: Почему именно ему?
ОТВЕТ: Потому что я считал, что для выполнения подобного поручения по своей квалификации вполне подходит МАЛИЙ. Кроме того, я знал, что кроме МАЛИЙ нет более подходящих работников в Отделении, т.к. большинство сотрудников было в разгоне.
ВОПРОС: Не помните ли Вы, где Вы отдавали МАЛИЙ распоряжение о поездке в Смольный и кто при этом присутствовал?
ОТВЕТ: Нет, не помню, но как будто бы, зайдя в комнату МАЛИЙ, я отдал ему это распоряжение.
ВОПРОС: Где МАЛИЙ взял машину для поездки?
ОТВЕТ: После того как МАЛИЙ дважды сообщил мне, что легковых машин нет, но что есть свободная грузовая машина «Форд», я разрешил ему поехать на этой машине.
ВОПРОС: Значит, выходит, что грузовую машину достал МАЛИЙ помимо Вас, но что Вы только санкционировали его поездку на этой машине. Не могло ли быть такого положения, что Вы заранее подготовили эту машину для тов. МАЛИЙ и предложили ему с самого начала отправиться именно на этой машине?
ОТВЕТ: Нет, так это не было. После того как МАЛИЙ сказал мне, что нет легковых машин, а есть только грузовая, я ему разрешил на ней поехать, не видя другого выхода и желая быстрее выполнить распоряжение об отправке БОРИСОВА.
ВОПРОС: Повторяю вопрос. Вы хорошо помните, что Вами, заранее не была заготовлена грузовая машина, на которой поехал МАЛИЙ и что Вы заранее не договорились с шофером этой машины о том, что ему нужно будет отвезти МАЛИЙ вместе с БОРИСОВЫМ в Смольный?
ОТВЕТ: Категорически, со всей ответственностью заявляю, что машину я не подготовил. Равно я не видел шофера этой машины.
ВОПРОС: Вы лично присутствовали в тот момент, когда МАЛИЙ и БОРИСОВ садились в машину и отправлялись в Смольный?
ОТВЕТ: Нет, не присутствовал.
ВОПРОС: Поехал ли кто-либо вместе с МАЛИЙ для сопровождения БОРИСОВА?
ОТВЕТ: Да, поехал. Когда я давал поручение МАЛИЙ, то я указал, чтобы вместе с ним поехал уполномоченный ВИНОГРАДОВ.
ВОПРОС: Зачем нужно было посылать ВИНОГРАДОВА — это во-первых, и, во-вторых, почему Вы наметили для этой поездки именно ВИНОГРАДОВА.
ОТВЕТ: От ЗАВИЛОВИЧА я получил указание отправить БОРИСОВА с двумя сотрудниками. Выбрал я ВИНОГРАДОВА потому, что он был сотрудник моего отделения, и мне было легче всего послать из своего отделения, а не из чужого.
ВОПРОС: Кто Вам сообщил об аварии?
ОТВЕТ: О том, что произошла авария, мне сообщил МАЛИЙ. Я при нем же позвонил ЗАВИЛОВИЧУ и согласно распоряжению последнего, отправил МАЛИЙ в кабинет тов. МЕДВЕДЯ.
ВОПРОС: Знали ли Вы, зачем БОРИСОВА вызывают в Смольный?
ОТВЕТ: Нет, я этого не знал. Мне никто не сказал, зачем БОРИСОВА вызывают, а только предложили отправить его в Смольный. Я лично предполагал, что его будут допрашивать об обстоятельствах, связанных с убийством тов. КИРОВА. Но повторяю, мне никто об этом не говорил, а это были мои догадки.
ВОПРОС: В результате чего произошла авария машины, на которой ехал БОРИСОВ?
ОТВЕТ: Точно не знаю. Но то, что мне сообщил МАЛИЙ, сводилось к тому, что машину закинуло, машина ударилась о стену, и в результате этого был смертельно ранен БОРИСОВ.
ВОПРОС: Из Ваших показаний вытекает, что смерть БОРИСОВА явилась следствием несчастного случая. Не считаете ли Вы, что в данном случае произошло преднамеренное убийство БОРИСОВА?
ОТВЕТ: Я считаю, что смерть БОРИСОВА явилась результатом несчастного случая, и не допускаю мысли, что убийство было преднамеренно организовано.
ВОПРОС: Не получили ли Вы указания о том, что нужно организовать убийство БОРИСОВА, и не выполнили ли Вы это поручение, организовав аварию машины?
ОТВЕТ: Категорически заявляю, что этого не было. Никаких поручений о том, чтобы организовать убийство БОРИСОВА мне никто не давал.
ВОПРОС: Вы говорите, что подобное поручение Вы не получали. Может быть, в разговоре с КОТОМИНЫМ, ГУБИНЫМ или с кем-либо другим был разговор о том, что было бы хорошо убить БОРИСОВА, и Вами это было организовано в результате этого сговора или по своей собственной инициативе?
ОТВЕТ: Ни разговоров, ни тем более сговора о том, чтобы убить БОРИСОВА, не было. Повторяю, что я убийство БОРИСОВА не организовывал и к смерти его не имею никакого отношения.
Записано с моих слов верно, мне прочитано.
Хвиюзов
ДОПРОСИЛИ: ЕЖОВ, КОСАРЕВ, АГРАНОВ
Верно: Круской
Печати/штампы, треугольная печать «Управление Нар. Ком. В.Д. по Ленинградской обл. КОМЕНДАТУРА»; прямоугольный штамп «Центральный архив ФСБ РФ».
Корроборация: «МК-5».