№ 132. Письмо наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии председателю СНК СССР В. М. Молотову о новых разработках Особого технического бюро НКВД СССР для нужд обороны в 1939 г. — 3 марта 1940 г.
№ 132. Письмо наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии председателю СНК СССР В. М. Молотову о новых разработках Особого технического бюро НКВД СССР для нужд обороны в 1939 г.
3 марта 1940 г.
Совершенно секретно.
Группой арестованных специалистов-химиков, работающих в Особом техническом бюро НКВД СССР, в 1939 г. выполнен ряд работ оборонного характера. Из числа разработанных Особым техническим бюро новых объектов вооружения НКВД СССР считает необходимым доложить Вам о следующих.
1. Бронебойно-зажигательный снаряд для 45‑мм противотанковой пушки
Группой арестованных под руководством арестованного Лукашова С. И. (бывший работник Артуправления НКОбороны) разработан 45‑мм бронебойно-зажигательный снаряд, обладающий, помимо бронебойно-осколочного действия, также и зажигательными свойствами. Снаряд воспламеняет горючее, находящееся в танке, и тем самым способствует выходу танка из строя.
Бронебойно-зажигательный снаряд не требует освоения нового корпуса снаряда и его снаряжения; нами разработан только новый зажигательный состав и разрешен вопрос снаряжения этим составом обычных снарядов. Зажигательным составом заполняется пустой баллистический наконечник обычного штатного снаряда.
Полигонные испытания, проведенные на Софринском полигоне 27 октября 1939 г. с участием начальника опытного отдела Артиллерийского управления НКОбороны Тимофеева, показали, что:
1. При стрельбе по 40‑мм броне по нормали и под углом 30° снаряжение зажигательным составом баллистического наконечника не влияет на бронепробиваемость, меткость и осколочное действие снаряда.
2. При испытаниях снаряд зажигал керосин, бензин и нефть, находившиеся в баках, размещенных на расстоянии до 1,5 м за бронеплитой.
2. Зажигательная однокилограммовая безоболочная авиабомба
Этой же группой арестованных (под руководством Лукашова) разработана зажигательная авиабомба, предназначенная для зажигания легких сооружений (ангары, склады), лесов, посевов и т. п. По эффективности действия эта бомба стоит выше электронной авиабомбы. Стоимость изготовления этой бомбы в 5 раз дешевле находящейся на вооружении электронной авиабомбы.
Материалы, применяемые для изготовления этих авиабомб, позволяют освободить страну от импортных и дефицитных материалов, идущих на изготовление электронных авиабомб (магний, алюминиевая пудра, нитрат бария). Технология изготовления разработанной авиабомбы дает возможность освободить в промышленности большое количество металлообрабатывающих станков, изготовляющих корпуса электронных авиабомб, сохранить дорогостоящий электрон, применяемый в авиапромышленности.
Летные испытания, проведенные 22 ноября 1939 г. на полигоне ВВС КА с участием представителя ВВС КА, военным инженером 1‑го ранга т. Никольским и начальником опытного научно-исследовательского полигона авиационного вооружения т. Анисько, показали, что разработанная авиабомба по надежности зажигания дала лучшие результаты по сравнению с существующими на вооружении авиабомбами.
3. Зажигательная 10‑килограммовая авиабомба фонтанирующего действия
Этой же группой (под руководством Лукашова) разработана 10‑килограммовая зажигательная авиабомба, отличающаяся по сравнению с авиабомбами, существующими на вооружении, большим зажигательным эффектом и простотой в изготовлении.
Группой разработан новый зажигательный состав авиабомбы, технология получения и снаряжения его, а также разработана более простая по сравнению с существующей конструкция корпуса авиабомбы.
Воспламеняющийся состав разработанной авиабомбы дает горящую струю длиной до 1,5 м, при продолжительности горения более трех минут, тогда как штатная авиабомба зажигает объект вследствие раскрытия корпуса авиабомбы и спокойного сгорания керосина с продолжительностью 45‑60 секунд.
Благодаря интенсивному горению и высокой температуре пламени (2000°) бомба, как показали летние испытания, проведенные 22 ноября 1939 г. представителями ВВС КА т. Никольским и Анисько, обеспечивает надежное зажигание объекта, причем тушение бомбы чрезвычайно затруднено, так как она горит по принципу мощной паяльной горелки.
4. Беспламенные выстрелы для сухопутной артиллерии
Группой арестованных специалистов под руководством арестованного Рябова, бывшего работника Артуправления НКОбороны, разработана конструкция зарядов, позволяющая получить ночью беспламенный выстрел, а днем бездымный.
Разработанная конструкция заряда не требует изменения чертежа гильзы снаряда. Вопрос разрешается введением в заряд центрального воспламенителя из черного пороха. Разработанная конструкция отличается крайней простотой и дешевизной, так как в конструкции применены лишь бумажные трубки и черный порох.
Разработанные заряды 10 ноября 1939 г. были испытаны на полигонах с участием начальника опытного отдела Артиллерийского управления НКОбороны т. Тимофеева при стрельбе из следующих орудий: а) 76‑мм дивизионной пушки обр. 1902 г., модернизированной в 1930 г.; б) 76‑мм зенитной пушки обр. 1931 г.; в) 107‑мм корпусной пушки обр. 1910 г., модернизированной в 1930 г.; г) 152‑мм пушки-гаубицы обр. 1934/1937 гг.
На основании полигонных испытаний, проведенных при отработке беспламенных выстрелов для вышеперечисленных артсистем, установлено, что этот принцип гашения пламени при выстреле должен найти успешное применение для остальных орудий как сухопутной, так и морской артиллерии.
5. Мощный прогрессивный винтовочный порох для бронебойной пули Б‑30
Этой же группой (под руководством Рябова) в целях повышения бронепробиваемости штатной бронебойной пули Б‑30 разработан мощный прогрессивный порох, дающий на 40 м/с большую начальную скорость и на 12% большую живую силу пули по сравнению с существующим порохом марки “ВТ”. Это достигнуто в основном за счет повышения коэффициента полезного действия пороха, полученного в результате изменения формы пороховых зерен и соответствующей обработки их поверхности.
Применение этого пороха облегчит борьбу с сооружениями, закрытыми бронеплитами, и с легкими танками. Технология разработанного пороха соответствует производственным возможностям наших заводов и не требует каких-либо дефицитных видов сырья.
6. Мощный прогрессивный винтовочный порох для новой винтовки
Этой же группой (под руководством Рябова) разработан по заданию Артуправления НКОбороны мощный прогрессивный порох для новой винтовки, которая еще не введена на вооружение и имеется пока в опытных образцах.
Новая винтовка характеризуется тем, что дульная энергия ее должна превосходить дульную энергию штатной винтовки не менее чем на 50% (начальная скорость пули 1100 м/с вместо 865 м/с у штатной), из которых примерно 40% приходится на долю пороха (10% — на конструкцию винтовки).
Разработанный порох дает требуемые 40% прироста дульной энергии. Такой порох получен на основе повышения прогрессивности горения, подобно пороху для бронебойной пули Б‑30.
7. Общевойсковой противогаз
Группой под руководством заключенного Фишмана (бывший начальник Химуправления НКОбороны) разработан новый боевой противогаз с новым химическим поглотителем, защитная мощность которого в два раза превышает мощность состоящего на вооружении противогаза МТ‑4. Благодаря высокой активности нового химического поглотителя, удалось уменьшить вес и габариты существующего противогаза МТ‑4 при сохранении требуемой мощности.
Конструкция нового противогаза не требует переоборудования заводов, так как новый противогаз отличается от существующего только меньшей длиной, следовательно, штампы и весь заводской инструментарий остаются прежними. Изготовление нового химического поглотителя полностью основано на отечественном сырье.
8. Интенсификация серно-кислотного производства
Помимо указанных объектов вооружения, группой заключенных специалистов по предложению арестованного Ступникова С. Д., бывшего главного инженера 6‑го Главного управления НКОП, разработана новая технология производства серной кислоты, которая дает возможность повысить производительность действующих серно-кислотных заводов в три раза.
Разработанная технология позволяет интенсифицировать сернокислотное производство на существующей аппаратуре и не требует добавочного оборудования. Изменение технологического режима производства позволит не только увеличить производительность заводов, но и получить более крепкую кислоту при замене дефицитного свинца железом. Практическая реализация этой разработки должна дать большую экономию при строительстве и эксплуатации заводов.
Все перечисленные работы обсуждены с представителями заинтересованных управлений НКОбороны, НКВМФлота и руководителями соответствующих промышленных наркоматов и получили положительный отзыв.
Народным комиссаром боеприпасов и наркомом химической промышленности приняты необходимые решения по освоению и внедрению в производство всех разработанных Особым техническим бюро НКВД СССР объектов.
Народный комиссар внутренних дел СССР Л. Берия.
Резолюция: «Тов. Вознесенскому. В. Молотов»[1].
Примечание:
[1] Секретариат Комитета обороны при СНК СССР, проработав вопрос о подготовке постановления об обеспечении производства новых видов боеприпасов и вооружения, разработанных Особым техническим бюро, установил, что указанные в письме Л. П. Берии объекты еще не приняты на вооружение Красной армии, поэтому их валовое производство являлось преждевременным. Для реализации опытных работ ОТБ НКВД были приняты следующие меры. Для обеспечения изготовления опытных партий вооружений, перечисленных в пунктах 1‑3 и 5 письма, в производственных условиях нарком боеприпасов И. П. Сергеев выделил ассигнования в размере 1650 тыс. руб. Отработка беспламенного выстрела (п. 4) проводилась Артиллерийским управлением Красной армии. Химическому управлению Красной армии выдан заказ на опытную партию в 2 тыс. противогазов, из которых 400 уже было изготовлено. Проверка в заводских условиях разработанного метода интенсификации производства серной кислоты была предусмотрена планом НИР по ОТБ НКВД на 1940 г. Нарком химической промышленности СССР издал приказ по обеспечению этой работы. Принятых мер по реализации опытных работ ОТБ НКВД, по мнению сотрудников секретариата Комитета обороны, было вполне достаточно и специального правительственного постановления по этому вопросу не требовалось. Об этом было доложено Н. А. Вознесенскому в служебной записке от 20 марта 1940 г. (ГА РФ. Ф. Р‑8418. Оп. 24. Д. 1647. Л. 3).
ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 24. Д. 1647. Л. 12-19. Подлинник.