Постановление СНК СССР о финансировании, материальном и продовольственном снабжении трудпоселенцев. 2 июня 1933 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1933.07.02
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1933-1938 гг. ЭКОР. Новосибирск. 1994 г. Стр. 23
Архив: 
ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 57. Д. 24. Л. 45. Подлинник

Постановление СНК СССР* о финансировании, материальном и продовольственном снабжении трудпоселенцев4

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

1. Приостановить действие постановления СНК СССР от 20 апреля 1933 г. №775/ 146с в части отпуска денежных средств, материальных и продовольственных фондов для трудовых населений** ОГПУ.

2. Поручить комиссии в составе тов. Антипова (председатель), тов. Прокофьева, тов. Левина (НКФ), тов. Квиринга (КТФ), тов. Н.Куйбышева, тт. Клейнера и Гайстера (Госплан) вновь рассмотреть вопрос о размерах финансирования, материального и продовольственного снабжения трудовых населений ОГПУ на 1933 г.

Председатель Совета Народных

Комиссаров Союза ССР В.МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

4 Данное постановление явилось следствием изменившейся политики в верхних эшелонах власти в вопросе о социальной направленности карательных акций. Первоначально планы ОГПУ строились на том, что «выселяемые кулаки» составят основной контингент репрессированных и высланных с целью колонизации северных районов. Однако весной 1933 г. сталинское руководство стало проявлять обеспокоенность масштабами новой кампании «раскулачивания», которая грозила повторением ситуации весны 1930 г., когда деревенская жизнь и производство были ввергнуты в состояние крайней нестабильности. Для исправления положения потребовалось резко сократить масштабы репрессий в деревне. Другой причиной «головной боли» карательных ведомств являлось кризисное положение мест лишения свободы, тюрем, прежде всего, которые были переполнены. Согласно постановления СНК СССР от 11 марта 1933 г. органам ОГПУ и наркомюстам республик предписывалось начать незамедлительную разгрузку пенитенциарной системы за счет высылки уголовного элемента. Так, только по Украине, Северному Кавказу, Центрально-Черноземной области и Нижне-Волжскому краю требовалось вывезти во вновь организуемые спецпоселки более 80 тыс. лиц, осужденных на срок до тех лет. - ГАРФ, ф.Р-5446, оп.57, д.23, л.141—142. В последующем, стремясь достигнуть максимальной «разгрузки» мест заключений (наполовину) и сочетать решение этой задачи с использованием труда заключенных в трудпоселках, советское правительство и ЦК ВКП(б) в совместной инструкции от 8 мая 1933 г. № П 6028 потребовали от ОГПУ при организации трудпоселений ориентироваться прежде всего на уголовный элемент, а не на «раскулаченных». Такой подход потребовал значительной корректировки правительственного постановления от 20 апреля 1933 г., в котором все ресурсы и средства рассчитывались исходя из численности депортируемых в 1 млн чел.

В середине мая 1933 г. Г.Ягода направил письма И.Сталину и В.Молотову, в которых предлагал внести изменения в постановление от 20 апреля 1933 г. Основная их суть сводилась к следующему: «Учитывая, что общий контингент поселков ОГПУ будет составлять 746 тыс. чел, предложить Госплану, Наркомфину и другим наркоматам все материальные ценности, промпродфонды и денежные средства, предусмотренные постановлением СНК от 20 апреля 1933 г. выделить в распоряжение ОГПУ в размере 75% от количества, предусмотренного постановлением от 20 апреля». - Там же, оп.14-а, д.245, л.79.

Однако и эти, заново выполненные ОГПУ расчеты, подвергались критике со стороны основных распределительных ведомств. Э. Квиринг, возглавлявший Комитет товарных фондов и регулирования торговли при СТО, организовал собственную экспертизу и в письме к В.Молотову указал, что согласно этим расчетам фонды снабжения трудпоселений промышленными и продовольственными товарами следует сократить не на 25%, а почти на 40%. — Там же, л.77. Это и послужило одной из причин принятия правительственного постановления от 2 июня 1933 г.: для пересмотра размеров фондов, выделяемых ОГПУ под расширение системы трудпоселений, была создана комиссия во главе с зам. наркома РКИ Н. Антиповым. 23 июня 1933 г. комиссия представила результаты своей работы В.Молотову. Она констатировала изменение позиции самого ОГПУ, уже более реалистически подходившего к оценке масштабов депортации весны—осени 1933 г. (называлась цифра не более 550 тыс. чел. ), в соответствии с чем требуемые фонды и ресурсы представлялось возможным сократить не менее чем на 40%. Вместе с тем комиссия указала в расчетах ОГПУ по ряду позиций заниженные данные. Одновременно проверкой было установлено, что некоторые принципиально важные пункты постановления к тому времени вовсе не выполнялись. В частности, не выполнялась поставка сельскохозяйственных животных, сверхфондовые поставки железа и цветных металлов и др., хотя 124 тыс. чел. «нового контингента» уже прибыли па места расселения или находились в пути. — Там же, л. 56,66,91.

* Принято протокольно.

** Так в документе. Должно быть - "поселений".