Постановление СТО о порядке снабжения нетрудоспособных спецпереселенцев, освобождаемых от использования в золотой промышленности. 8 июля 1933 г.
Постановление СТО*** о порядке снабжения нетрудоспособных спецпереселенцев, освобождаемых от использования в золотой промышленности5
СЕКРЕТНО
Во исполнение постановления СНК СССР от 26.04. № 829/160с Совет труда и обороны ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению заявление ГУЛага ОГПУ, что контингент нетрудоспособных спецпереселенцев, подлежащих изъятию из золотопромышленности, определяется в 4776 чел.
2. Оставить снабжение этого контингента до 1.07.1933 года за счет фондов Золотопродснаба и через его систему.
3. В тех районах золотодобычи, где нет другой товаропроводящей сети, кроме Золотоснаба, снабжение нетрудоспособных спецпереселенцев и после 1.07.1933 г. до их передачи в спецколонии производить через Золотопродснаб.
4. Наркомснабу СССР и Комзаг СНК при выделении фондов золотопромышленности учесть вышеуказанный контингент.
5. При переброске нетрудоспособных спецпереселенцев из системы золотопромышленности в спецколонии, фонды для них выделяются соответствующими крайснаботделами путем последующего перерасчета с Золотоснабом.
6. Обязать органы ОГПУ приступить к вывозу нетрудоспособных спецпереселенцев из системы золотой промышленности с 1.07.1933 г. и закончить к 1 октября 1933 г.
С 1 июля 1933 г. крайснаботделы должны выделить фонды на снабжение вывозимых спецпереселенцев на весь срок до их полного вывоза из районов золотой промышленности.
Заместитель Председателя СТО В. КУЙБЫШЕВ
***Принято опросом.
5 Постановление Совета труда и обороны призвано было урегулировать одно из межведомственных противоречий, возникших в ходе использования спецпереселенцев в качестве рабочей силы хозяйственными организациями. Начиная с 1931 г. руководство золотопромышленности имело преимущественное право запросов на крестьянскую рабсилу. Стремление хозяйственников получить наиболее трудоспособную часть выселяемых (мужчин-одиночек в возрасте от 16 до 50 лет) входило в противоречие с жизненной ситуацией, когда выселению подвергались преимущественно средние и большие крестьянские семьи, часто имевшие лишь одного—двух трудоспособных взрослых, а то и вовсе их не имевших. В течение двух лет велась затяжная борьба между хозорганами и ОГПУ: хозяйственники становились на путь прямой дискриминации спецпереселенцев, отказывая в снабжении нетрудоспособным членам семей. В свою очередь, работники комендатур стремились принудить руководство приисков снабжать все население спецпоселков. Компромисс был найден только весной - летом 1933 г. Согласно правительственному постановлению от 26 апреля 1933 г. «О работе золотой промышленности по объединению «Востокзолото» был намечен ряд мер «по коренному улучшению золотодобычи», в том числе «изъятие» из приисков «балласта» в лице нетрудоспособных спецпереселенцев. Совместно с управлением Главзолото ОГПУ поручалось создать в территориальных управлениях спецколонии для помещения туда «изъятого» контингента. - ГАРФ, ф.Р-5446, оп.57, д.24, л.36. Одна из таких колоний (Можарская) была в спешном порядке создана в Курагинском районе Западной Сибири.
По данным ГУЛага на 10 октября 1933 г., постановление СТО было выполнено: количество «изъятых» из системы золотопромышленности нетрудоспособных спецпереселенцев составило 4792 чел. ГУЛаг указал на превышение «нормы» трестом Запсибзолото, допустившим дополнительное «изъятие» почти 700 чел., к приему которых Можарская спецколония оказалась в то время неподготовленной. - Там же, л.1.