Докладная записка начальника СибЛАГа ОГПУ об устройстве спецпереселенцев Запсиблестреста. 18 июня 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.06.18
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 223-228
Архив: 
ГАНО. Ф. 3-П. Оп. 2. Д. 361. Л. 82—84. Подлинник

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Запсибкрайкому ВКП(б) т. Р.Эйхе

Запсибкрайисполкому Полномочному представителю ОГПУ по Запсибкраю

Главному управлению исправительно-трудовых лагерей ОГПУ т.Берману

О безобразиях в устройстве спецпереселенцев Запсиблестреста

Несмотря на наличие организационных выводов в отношении руководства бывшего Запсиблестреста, новое руководство в лице представителя Наркомлеса не только не принимает реальных мер к улучшению освоения спецпереселенцев, но [и] не считает нужным детально познакомиться с исключительно неблагоприятными условиями устройства и трудового их использования69.

Никакого плана мероприятий представительство Наркомлеса по улучшению использования спецпереселенцев не имеет.

Поступающие с мест донесения комендантов рисуют картину полного развала работы, в результате помимо массовых побегов целыми семьями не исключаются неотвратимые политические эксцессы на почве голода.

Такое положение создано бывшим руководством Запсиблестреста и новым представительством Наркомлеса в результате полного игнорирования установок центральных и краевых директивных органов и неправильного использования не по назначению средств.

Руководство работой по освоению спецпереселенцев и их использование благодаря частой смене лиц не чувствует ответственности. К тому же текучесть и малочисленность сектора севера не обеспечивает планомерности [в] работе и [создания] действительного представления о положении дел.

В кратких чертах по материалам, полученным из комендатур, картина устройства и использования спецпереселенцев представляется в настоящее время в следующем виде:

Заработная плата и соблюдение Кодекса Законов о труде

Благодаря полному отсутствию руководства, неправильному, нецелесообразному использованию и расстановке рабсилы, выработка спецпереселенцев не обеспечивает даже выкупа пайка.

Помимо низкого заработка отмечается систематическая задержка зарплаты. Имеются случаи задержки зарплаты за 1930—1931 гг. За строительство и сплав 1931 г. и теску шпал, несмотря на требования комендатуры (Ново-Кусковская, доклад от 29.05), расчеты не произведены до сих пор.

Еще хуже положение людей, потерявших трудоспособность на работах леспромхоза (Зыряновский), а также семей, главы которых получили смерть на производстве.

Пример: спецпереселенцы Киселев, Первышин, Перервин и ряд других (Зыряновский ЛПХ), потерявшие трудоспособность на производстве, не получают никакой помощи от ЛПХ, никаких мер содействия к выплате страхкассой ЛПХ не принимает. Положение таких семейств и рабочих усугубляется тем, что ЛПХ их снимает со снабжения.

В Черемошниках начисление и выплата зарплаты производится группам сразу по 60-100 чел., что создает полную уравниловку. Расчетных книжек нет. Сверхурочные оплачиваются как и обычные.

Безалаберное использование рабсилы, срывая производственные задания, снижает заработок спецпереселенцев и стимул к лучшим показателям в работе.

Состояние снабжения

Создавшееся положение еще более усугубляется крайне обостренным состоянием продовольствия в ЛПХ.

По донесениям всех наших комендатур, спецпереселенцы, работающие в ЛПХ, в массе своей голодают. В отдельных случаях (Нарымский, Ново-Кусковский, Могочинский ЛПХ) дело доходит до того, что спецпереселенцы едят коренья и дикорастущие травы, что вызывает отравление и пр. Невыдача продовольствия вызывает массовые побеги. Сведения об уходе спецпереселенцев с работы в ЛПХ имеются почти от всех комендатур. В Ново-Кусковском ЛПХ в акте от 9.05 с.г., подписанном и представителями ЛПХ, указывается, что 37 семейств убежало к моменту составления акта, и что угрожает опасность побега всех остальных. Совершенно открыто спецпереселенцы готовят плоты к отъезду. В отдельных ЛПХ невыдача продовольствия доводит до открытых угроз разгрома ларьков и даже до самовольного изъятия муки из ларьков (Могочинская комендатура).

Во многих ЛПХ продукты питания на складах вовсе отсутствуют (Ново-Кусковский, Зырянский, Сусловский, Чулымский заводы, Томская выгрузочная комендатура и др.). В некоторых ЛПХ спецпереселенцам, занятым на работах, выдаются в качестве продуктов питания овес и отруби, но чаще всего люди попросту голодают, причем голодают не только иждивенцы, но и работающие главы семей. Положение не улучшается до настоящего времени.

Телеграфные донесения из Ново-Кусковской комендатуры, полученные нами 8.06 с.г., говорят о продолжающемся катастрофическом продовольственном состоянии и о массовых побегах с работ, и нам придется в силу необходимости перебросить часть рабочих на посевную кампанию.

Состояние строительства

Люди, находящиеся в таких условиях, в то же самое время поставлены перед фактом полной беспомощности Сиблестреста в области проведения строительства. Жилищное строительство идет крайне медленно по всем леспромхозам, при этом особенно плохо в местах нового расселения (Сусловский ЛПХ). Надлежащего надзора за строительством нет. Календарные сроки строительства на местах не указаны. Строительными материалами леспромхозы не обеспечены.

До сих пор спецпереселенцам не предоставлены установленные нормы жилищной площади. Во многих леспромхозах норма эта колеблется от 1,5 до 2 м.

Практикуются постоянные переброски людей из помещений в помещение (Томская выгрузочная контора), что чрезвычайно нервирует людей.

Больничное и школьное строительство почти совершенно приостановилось. Учета медицинской сети лестрест не ведет. Задания СибЛага и крайздрава по этому вопросу не выполнены. Качественное состояние имеющихся школ лестресту вовсе неизвестно.

Медико-санитарное обслуживание

Положение еще более усугубляется общим состоянием медико-санитарного дела. Медицинская помощь в большинстве случаев не оказывается. Во многих ЛПХ нет даже необходимых аптечек, не оказывается первая помощь. В Новокусковском ЛПХ до 50% рабочих больны малярией, в Томской выгрузочной конторе инфекционные больные находятся в общих помещениях; для перевозки больных не предоставляется лошадей; заболевшие и увечные снимаются с пайка. Семьи умерших от увечий абсолютно не обеспечиваются. Не принимается никаких мер по охране труда.

Сельскохозяйственное устройство. Посевная кампания

Особенно существенным обстоятельством является в настоящее время срыв лестрестом весенней посевной кампании.

Раскорчевано 3% от планового задания; семенами огородных культур, считая в том числе и находящиеся в пути, леспромхозы обеспечены в размере 53% от плана, картофелем только в размере 3%. Это общие цифры для всех леспромхозов.

Частности рисуют еще более безотрадную картину. В Новокусковском ЛПХ из-за отсутствия продовольствия был съеден посевной материал, заготовленный комендатурой из урожая 1931 г.; Томской выгрузочной конторой не предоставлено даже необходимой земельной площади под огороды и т.д.

Трудовое использование рабочей силы

Совершенно естественно, что в результате создавшегося положения использование рабочей силы крайне низко. Это положение усугубляется еще более крайне плохой организацией труда в ЛПХ. Обследование, произведенное СибЛагом в марте с.г., и донесения комендатур показывают, что рабочая сила используется без всякого плана, часто перебрасываются с одного вида работ на другой, бригады организованы только формально и т.д. Статистические данные о трудовом использовании спецпереселенцев не отражают фактического положения вещей в виду того, что они составляются лишь на один последний день месяца и поэтому не представляется возможным установить точный процент использования рабсилы. Однако и эти данные свидетельствуют об очень низком коэффициенте использования рабсилы.

Финансовое хозяйство

Не менее безотрадно положение и в области финансового хозяйства. Подробный доклад по этому вопросу нами послан в Запсибкрайисполком и ПП ОГПУ по Запсибкраю 2.06 с.г. № КП 764.

По имеющимся в СибЛаге данным, предположительно около 2 млн руб., предназначенных на хозобстраивание и сельскохозяйственное устройство спецпереселенцев, т.е. около 40% всех полученных средств, лестрест использовал не по назначению, в то время как настоятельные потребности спецпереселенцев оставались неудовлетворенными. Расходование средств производится нерационально. Стоимость строительства выше, чем в других хозорганах. Плановая работа поставлена крайне плохо. Отчетность с мест чрезвычайно отстает. С января текущего года с мест отчеты не поступали. Руководство работой периферии отсутствует. В настоящее время в связи с реорганизацией лестреста имеются намерения распылить работу по хозобстраиванию и сельхозустройству спецпереселенцев между различными трестами и тем самым еще более ослабить руководство этой работой.

Само собой разумеется, что в таких условиях представляется совершенно естественной и та напряженная обстановка, которая создалась на местах и которая ежедневно угрожает вылиться в совершенно нежелательные последствия.

Попытки СибЛага установить действительную деловую связь с новым руководством лесной промышленности Запсибкрая, а также найти совместно с ним какой-либо исход из создавшегося положения, наметить какие-либо мероприятия не увенчались успехом.

Уполнаркомлеса тов. Барышков отказался даже присутствовать на совещании в СибЛаге, которое созывалось с целью совместно разработать план необходимых мероприятий.

Поскольку обычные меры воздействия на аппарат лесной промышленности Запсибкрая исчерпаны, и какая-либо дальнейшая переписка в настоящих условиях представляется абсолютно бесполезной, необходимо самым резким образом ставить вопрос о применении исключительных срочных мер.

Аппарат лесной промышленности оказался совершенно несостоятельным, неспособным и совершенно неподготовленным к использованию предоставленных ему трудовых ресурсов.

Наконец, в настоящих условиях, когда в других отраслях хозяйства ощущается острый недостаток в рабочей силе, который станет еще более чувствительным в результате переброски 3000 семей в распоряжение Кузбассугля, СибЛаг считал бы целесообразным поставить вопрос о том, чтобы часть рабочей силы лестреста, не используемой на лесозаготовках, была бы направлена в другие отрасли хозяйства.

Начальник СибЛага ОГПУ БИКСОН

69 В мае 1932 г. правление Запсиблестреста во главе с Горнштейном было распущено (см. с. 313 настоящего издания). Руководство трестом принял уполномоченный Наркомата лесной промышленности Барышков, также вскоре смещенный за слабое руководство. С лета 1932г. в Западной Сибири работала постоянно действовавшая особая группа при уполномоченном Наркомлеса по решению вопросов размещения и использования труда спецпереселенцев.

Несмотря на постановление объединенного заседания президиума краевой контрольной комиссии ВКП(б) и Коллегии РКИ от 14 мая 1932г. (наказание бывших руководителей Запсиблестреста — от выговоров до привлечения к судебной ответственности), положение спецпереселенцев в леспромхозах существенно не изменилось. Об этом свидетельствуют и данные ИСО СибЛага ОГПУ на сентябрь 1932 г. о делах, находившихся в производстве ПП ОГПУ: «Томским оперсектором привлекается к ответственности более 20 человек администрации Томской погрузочно-выгрузочной конторы Нижоблеса за срыв строительства и другие злоупотребления. Большинство обвиняемых содержится под стражей.

Колпашевским оперсектором привлекается к ответственности дирекция Нарымского ЛПХ за разбазаривание продфондов, предназначенных для снабжения спецпереселенцев».

Кроме того, районным прокурорам были переданы дела по обвинению администрации Кривошеинского ЛПХ «в нерегулярном снабжении спецпереселенцев», Крапивинского ЛПХ — «в грубом обращении и избиении спецпереселенцев» и т.д. — ГАНО, ф. 288, оп. 5, д. 7, л. 115об.—116.