№ 59. Объяснительная записка начальника Артиллерийского управления РККА Г. И. Кулика к сведениям о выполнении плана заказов по артиллерийскому вооружению за 1938 г. — 16 января 1939 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1939.01.16
Источник: 
Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938 — июнь 1941). М.: Книжный Клуб Книговек, Москва, 2015. Стр. 262-266.
Архив: 
РГВА. Ф. 4. Оп. 19. Д. 59. Л. 125-133. Подлинник.

№ 59. Объяснительная записка начальника Артиллерийского управления РККА Г. И. Кулика к сведениям о выполнении плана заказов по артиллерийскому вооружению за 1938 г.

16 января 1939 г.

Совершенно секретно.

В 1938 г. на реализацию плана заказов артвооружения израсходовано 2850 млн. руб., т. е. 66,3% сметных назначений. По сравнению с 1937 г. расход увеличился в 2 раза. По отдельным видам вооружения план заказов выполнен (по денежным показателям): материальная часть артиллерии — 71,2%; боеприпасы артиллерии — 60,8%; материальная часть стрелкового вооружения — 93,7%; винтпатроны и гранаты — 61%; военные приборы — 73,8%.

Распределение поставки не только по месяцам, но даже по кварталам неравномерно, что еще раз подчеркивает неправильное планирование производства и вредную установку промышленности при определении договорных сроков — оттянуть поставку на последний квартал.

В процентах по годовому расходу: I квартал — 10,4; II квартал — 16; III квартал — 16; IV квартал — 23,9. Внутри кварталов и месяцев систематически повторяется штурмовщина в конце их при недогрузке в начале.

По некоторым заводам, производящим материальную часть артиллерии и стрелкового вооружения, в 1938 г. была введена частичная конвейерная система — завод № 8 (45‑мм танковая пушка), завод № 92 (76‑мм пушка Ф‑22), завод № 172 (152‑мм гаубица МЛ‑20), заводы № 180 и 173 (винтовки). Тем не менее обеспечение равномерности нарастающего выпуска остается важнейшей задачей промышленности на 1939 г.

Итоговые показатели выполнения плана по отдельным номенклатурам и заводам-изготовителям даны в прилагаемых ведомостях[1].

Выезды на места, донесения военпредов и анализ отчетных данных убеждают в том, что процент выполнения плана мог бы быть значительно выше. Позднее утверждение плана, затягивание подписи договоров, стремление снизить программу сказались на чрезвычайно низких показателях I квартала и на темпе развертывания производства.

В 1938 г. были практически втянуты в производство артвооружения 7 новых заводов.

Несмотря на все имеющиеся недочеты, в результате 1938 г. создана твердая база для обеспечения программы 1939 г. при условии нормального развертывания работы с первого же месяца.

По отдельным видам артвооружения считаю необходимым подчеркнуть:

Материальная часть артиллерии

Из 13 766 систем по плану выполнено 12 360, или 90%, в том числе мелкокалиберные системы и зенитные выполнены полностью. Наибольшее отставание — по системам АРГК и частично по войсковой и корпусной артиллерии. За 1938 г. освоены в производстве новые образцы и создана производственная база для массового изготовления в 1939 г. по 76‑мм горной пушке, 76‑мм танковой пушке (Л‑10); модернизованы 45‑мм танковая и противотанковая пушки[2]; устранены  конструктивные недостатки в системе Ф‑22 и 122‑мм корпусной пушки (А‑19); испытаны и подготовлены для серийного производства новая 152‑мм дивизионная гаубица М‑10 и 50‑мм ротный миномет; заканчивается отработкой новая 122‑мм дивизионная гаубица и др. Заводы № 92 (по системе Ф‑22), № 393 (по ремонту и модернизации), № 232 (по системе Б‑4) годовую программу выполнили.

Наряду с достижениями следует отметить: 1) резкое отставание в изготовлении передков и зарядных ящиков для артиллерийских систем (завод № 7, № 13, “Красный Профинтерн”, “Ростсельмаш”, Уралмашзавод); в результате плохой работы этих заводов допущена некомплектная поставка 76‑мм полковых пушек, 122‑мм гаубиц и 45‑мм противотанковых пушек; 2) не разрешена достаточно четко проблема колес для артиллерии и зарядных ящиков; 3) не уделено достаточного внимания вопросам чертежного хозяйства и технологии; нет надлежащей борьбы за оснащение технологических процессов, работа ведется кустарно, на глазок, что снижает качество изготовляемых изделий и приводит сплошь и рядом к потере взаимозаменяемости; 4) новым заводам, впервые привлеченным к изготовлению материальной части артиллерии, не было уделено достаточного внимания, они не были обеспечены специальным оборудованием (орудийные, нарезательные и расточные станки) и не были обеспечены кадрами.

Стрелковое вооружение

По материальной части стрелкового вооружения годовая программа почти полностью выполнена.

Частичное недовыполнение по винтовкам и пулеметам целиком вызвано все еще не совсем удовлетворительной работой заводов № 180 и 173. На этих заводах плохо организовано планирование (на заводе № 180 имеется 20 тыс. винтовок, не сданных из-за отсутствия затворов), отмечается плохое оснащение производства режущим и мерительным инструментом и перебои в снабжении металлом.

По винтпатронам план резко недовыполнен, причем особое отставание отмечается по патронам со спецпулями, неплакированными гильзами и с неоржавляющими капсюлями. В основном причиной срыва является недовыполнение плана строительства на заводах № 46 и 188, неосвоение новых станков, неподача Миньярским заводом металла и заводами № 5 и 15 неоржавляющих капсюлей.

Почти полный срыв программы по винтовочным и ручным гранатам объясняется отсутствием основных материалов в течение первого и частично второго квартала и длительным освоением процессов производства по ряду предприятий, втянутых в изготовление деталей к гранатам. За срыв поставки ружейной гранаты в первую очередь отвечает Первомайский завод, систематически  поставлявший недоброкачественные детали.

Военные приборы

По оптико-механическим приборам план выполнен на 89%. Из заводов оптико-механической промышленности следует отметить заметное улучшение в работе Особого завода НКВД и завода ГОМЗ. Продолжают отставать в результате неудовлетворительного руководства, недостаточной отработки технологического процесса и низкого качества чертежного хозяйства заводы ЗОМЗ и № 217.

В качестве положительного фактора необходимо отметить рост выпуска стерео-дальномеров 2‑ и 4‑метровой базы (1937 г. — 131, 1938 г. — 411), орудийных панорам (1569 — 5987 соответственно). Значительно недовыполнена программа по биноклям.

По электромеханическим приборам план выполнен на 90%. Завод № 205 (основной завод по этим приборам) до сих пор не работает еще на полную свою мощность и не наладил в должной мере свое чертежное хозяйство.

Прожекторный завод им. Кагановича, являясь единственным заводом по прожекторостроению, перегружен другими заданиями и план АУ не выполняет.

По приборам инструментальной разведки из года в год повторяется недовыполнение плана заводом № 209 по выпуску звукометрических станций. Только невниманием к этому производству со стороны 20‑го главка и дирекции завода можно объяснить этот срыв по заводу, который в целом свой план перевыполняет.

Боеприпасы

В течение 1938 г. промышленность освоила изготовление 45‑мм и 76‑мм снарядов и программу перевыполнила.

В изготовлении же снарядов крупного калибра, начиная от 107‑мм и выше, наблюдается недопустимое отставание (программа выполнена только на 47%). Учитывая, что заводы были обеспечены всем необходимым для выполнения заказа, причиной срыва следует считать слабое руководство заводами со стороны наркоматов и главков. Особенно это относится к Наркоммашу, заводы которого, главным образом, повинны в невыполнении программы. Так, Златоустовский завод, будучи обеспечен всем необходимым оборудованием, инструментом, сырьем и кадрами, по 107‑мм корпусам выполнил лишь 10,4% годового задания, а по 122‑мм корпусам — 0%.

Так же слабо идет освоение снарядов из сталистого чугуна. Завод “Серп и молот” (г. Харьков) по 122‑мм корпусам выполнил программу на 40%, а завод “Коммунар” — на 33%.

Совершенно не выполнен заказ на 50‑мм мины, несмотря на специальное правительственное постановление, в основном, по вине Наркоммаша, лишь в конце декабря выделившего заводы для освоения производства мин и взрывателей к ним.

Чрезвычайно плохо идет изготовление орудийных гильз. Завод № 176, являющийся единственным  поставщиком латунных гильз от калибра  107 мм и выше, программу выполнил только на 47%. Завод № 187 до сего времени полностью не пущен в эксплуатацию. Производство гильз является и в настоящее время самым узким местом, и АУ РККА вынуждено было в конце года принять 1,7 млн. выстрелов без гильз.

Выполнение заказа по боеприпасам задерживалось также слабо развернутой работой снаряжательных заводов, на которых к концу года скопилось значительное количество неснаряженных корпусов.

Наряду с плохой работой заводов Наркоммаша необходимо отметить хорошую работу завода “Красная звезда”, выполнившего программу по 45‑мм снарядам на 110% и успешно освоившего производство 82‑мм мин. Из заводов НКОП, перевыполнивших программу, следует отметить завод № 68 — 104%, № 70 — 106% и № 62 — 114%.

Исходя из опыта 1938 г. и отмечая  неблагоприятные показатели развертывания договорной кампании  1939 г., считаю необходимым:

1. Обязать наркоматы в декадный срок закончить заключение договоров с АУ РККА по утвержденной программе, не дожидаясь оформления плана заказов НКО в целом. Персональная ответственность за выполнение этого обязательства должна быть возложена на народных комиссаров, особенно по новым наркоматам оборонной промышленности, где организационная  перестройка может затормозить заключение договоров.

Установить следующее обязательное для заводов распределение поставки по заводам: I квартал — 20%, II квартал — 25%, III квартал — 27%, IV квартал — 28%.

Обязать начальников главков лично проследить за оформлением междузаводских заказов, связанных с выполнением артиллерийских заказов, и организовать контроль за их выполнением наряду с непосредственными заказами НКО.

2. Ускорить решение вопроса о капиталовложениях по предприятиям оборонной промышленности и Наркоммаша, чтобы обеспечить своевременный и нормальный разворот строительных работ.

В пределах представленной в ВПК заявки обеспечить поставку станочного оборудования заводам, начиная с I квартала.

Разрешить импорт оборудования для артиллерийских заводов, в первую очередь специальных и универсальных станков и мощных прессов для гильзовых заводов.

3. Обязать начальников главков и директоров заводов обеспечить систематическую равномерную сдачу месячного выпуска продукции. Предупредить все наркоматы об усилении внимания ежеквартальному выпуску запасных частей и отдельных элементов выстрела (для перекомплектации старых запасов) пропорционально годовому заданию. За срыв выпуска запасных частей установить повышенные тарифные санкции. По итогам I квартала начальникам главков изучить допущенные отклонения и принять необходимые меры к их устранению.

4. Обязать главных инженеров главков в двухмесячный срок проверить наличие и качественное состояние разработанных заводами технологических процессов и состояние чертежного и инструментального хозяйства заводов. Результаты проверки и конкретные предложения сообщить в ВПК не позднее 1 апреля с. г.

5. Предложить народному комиссару боеприпасов уделить особое внимание отстающим снаряжательным заводам, ставшим тормозом для выпуска боеприпасов.

Разработать конкретный план внедрения в производство: винтпатрон с железной гильзой, корпусов снарядов из сталистого чугуна, железных гильз для артиллерийских выстрелов и корпусов с черной каморой. План представить на утверждение КО не позднее 1 марта 1939 г.

Обязать Наркомлес обеспечить своевременную поставку укупорки для боеприпасов снарядным заводам.

Начальник АУ РККА, командарм 2-го ранга Кулик

Военный комиссар АУ РККА, комбриг Савченко

Примечания:

[1] Приложения не публикуются (см. там же, Л. 134‑144).

[2] 76‑мм горная пушка была разработана конструкторским бюро завода № 7 под руководством Л. И. Горлицкого для вооружения горнострелковых частей Красной армии на основе 76‑мм горной пушки С‑5 фирмы “Шкода” в 1937‑1938 гг. 5 мая 1939 г. орудие приняли на вооружение под официальным названием “76‑мм горная пушка образца 1938 г.” В 1941 г. заводской индекс орудия изменили на Е‑2.

76-мм танковая пушка (Л-10) была разработана в СКБ‑4 конструктором И. А. Махановым. Пушки серийно устанавливались на танки Т‑28 и бронепоезда.

45-мм танковая пушка образца 1932 г. (20К) была создана на заводе № 8 группой конструкторов, которые перепроектировали полевую пушку 19К для установки ее в танк. За годы существования пушки 20К неоднократно были модифицированы: в 1934 г. их оборудовали устройством полуавтоматики, противооткатных систем и подъемным механизмом, а в 1938 г.  ввели электроспуск и прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости.

45-мм противотанковая пушка образца 1937 г (53‑К) была создана группой конструкторов завода № 8 под руководством М. Н. Логинова путем наложения 45-мм ствола на лафет 37‑мм противотанковой пушки образца 1931 г. В начале 1938 г. пушка 53‑К прошла войсковые испытания, 24 апреля  1938 г. она была принята на вооружение под названием 45‑мм противотанковая пушка образца 1937 г., а 6 июня 1938 г. запущена на серийное производство. Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника.

РГВА. Ф. 4. Оп. 19. Д. 59. Л. 125-133. Подлинник.