Спецсообщение УНКВД по Куйбышевской обл. о продовольственных затруднениях в некоторых районах. 13 марта 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.03.13
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 429-430
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 4. Д. 1954. Л. 11-13. Заверенная копия.

№ 166

ЦК ВКП(б) т. Поскребышеву (для т. Сталина)

СНК СССР т. Могильному (для т. Молотова)

Продзатруднениями охвачено 60 районов (из 87). В 36 районах имеет место употребление в пищу суррогатов и падали. В 25 районах отмечены случаи опухания и в 7    районах зарегистрировано 40 случаев смерти на почве голода. Особо тяжелое положение в дер. Донынино Поимского района с числом жителей около 500 чел.

В связи с неурожаем в 1936 г. большинство семей, живущих в этой деревне, никаких запасов продуктов питания не имеют. Употребление в пищу суррогатов началось еще с начала зимы. На почве истощения у значительной части населения обострилась малярия. Всего в этой деревне за январь-февраль 1937 г. умерли 60 чел., из них 27 чел. на почве голода. 22 случая смерти падают на семьи единоличников. Семья единоличника Кинякина. Сам Кинякин умер в декабре 1936 г. В январе умерли: жена его 36 лет, дочь 15 лет и сын 13 лет. Семья единоличника Потемкина. Сам Потемкин выехал на заработки, в деревне осталась жена с 6 детьми, из них в январе 4 умерли, а остальные опухли. Семья единоличника Любаева состоит из 3 чел. Умерла дочь 17 лет, сам Любаев, жена и остальные дети опухли. Семья единоличника Ведясова состояла из 4 чел. (жена 37 лет, дочь 15 лет и сын 8 лет), все умерли.

В семье колхозника Захаркина умерли 2 чел., оставшиеся члены семьи все опухли. В семье колхозника Саушкина Михаила умерли 2 детей. У колхозницы Абузовой умер сын. Все 6 членов семьи питаются суррогатами. Опухания выявлены еще в 6 семьях (Рузаев — колхозник, 8 чел.; Ларин — 2 чел. и др.). Многие колхозники и единоличники дер. Доньшино продают свой скот и дома. 6 семей, продав дома, выехали совсем из района на заработки.

Случаи опухания отдельных членов семей и целых семей имеют место в дер. Киселевке (7 семей) и Невежкино (3 семьи). В др. селениях Поимского района положение значительно лучше.

Райорганы при распределении продссуды не дифференцировали селения и колхозы и своевременно не реагировали на положение в дер. Доньшино, несмотря на то что она расположена всего в 12 км от районного центра.

В с. Троицком Башмаковского района на почве голода умерла жена единоличника Горячева, 28 лет. В этом же селе умерло 3 детей в возрасте от 3 до 6 месяцев в связи с истощением матерей. В с. Воробьевка Шемышейского района умер от истощения колхозный сторож Шаронов. Длительное время он питался мясом павших лошадей. В дер. Исаевке Чембарекого района умер от голода колхозник Костин. Колхоз не имел возможности помочь ему, т.к. полученная продссуда была израсходована. В с. Красная Поляна Барышского района вследствие недоедания умерла Мясникова, 35 лет. Проверкой установлено, что на почве недоедания у нее развилось малокровие и обострился процесс в легких. Семья Мясниковой состоит из 5 чел., муж ее единоличник, один сын служит в Красной Армии. Сельсовет этой семье прислал извещение на уплату налога в сумме 700 руб. и за невзнос этой суммы изъял скот. В с. Погорелый Чирчим Неверкинского района у единоличника Бикмометова умерли 2 сына 4 и 6 лет от истощения на почве длительного недоедания. Сам Бикмометов выехал на заработки, взяв с собой 12-летнего сына, а жена осталась с 4 детьми без продуктов питания и денег. В с. Донгузлей того же района единоличник Калмыков с семьей 5 чел. голодает, сам опух. В с. Демино выявлены опухания в 3 семьях колхозников. Дети в этих семьях перестали ходить в школу. Случаи опухания в семьях колхозников выявлены в с. Алеево (3 семьи), в с. Могилки (10 чел. в 3 семьях), в с. План (5 семей), в с. Бик-Массевка (6 семей) и с. Елшанка (в 2 семьях). Информирован крайком ВКП(б).

В Поимский район командирован оперативный работник УНКВД. № 833.

Попашенко