Спецсообщение СПО ГУГБ НКВД СССР о настроениях трудпоселенцев по материалам Северной, Оренбургской, Ленинградской обл., Западной и Восточной Сибири, Узбекской ССР, Якутской АССР. 13 марта 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.03.13
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 430-433
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 4. Д. 1954. Л. 21-26. Заверенная копия.

№ 167

т. Ежову

т. Агранову

т. Берману

т. Бельскому

Утверждение новой Конституции Союза по-прежнему вызывает большое оживление среди трудпоселенцев. Значительная часть трудпоселенцев отнеслась к новой Конституции положительно, о чем свидетельствует сокращение побегов из трудпоселков.

Из трудпоселков Северной обл. за 11 мес. 1936 г. бежали 5135 чел., в декабре — 123 чел. и в январе текущего года — 78 чел., а из числа ранее восстановленных в декабре бежали 52 чел. и в январе — 16.

Из трудпоселков Узбекистана за 11 мес. 1936 г. бежали 813 чел., в декабре — 31 чел. Из трудпоселков Западной Сибири в октябре прошлого года бежали 554 чел., в декабре — 388 чел. Об этом свидетельствует также намерение части трудпоселенцев окончательно закрепиться на работе в месте поселения.

В Якутской АССР, например, из 1015 чел. кулаков, восстановленных ранее в избирательных правах, выехали лишь 146 чел., остальные восстановленные закрепились на работе в Алданском районе.

В 5 районах Восточной Сибири из 2719 чел. трудпоселенцев, восстановленных в правах, 2330 чел. закрепились на производстве. Стремление выехать на родину проявляют главным образом старики и не имеющие в трудпоселке семьи.

Трудпоселенцы, одобряя в основном утвержденную Конституцию, высказывают пожелание, чтобы «скорее были опубликованы окончательные разъяснения о спецпереселенцах».

Однако из ряда районов Восточной и Западной Сибири, Узбекской ССР, Северной, Ленинградской обл. и Якутской АССР сообщают о том, что многие трудпоселенцы намерены покинуть трудпоселки, как только это будет разрешено.

Ленинградская обл. Спецпоселенец Зицман: «Наконец-то мы дождались восстановления в правах. Теперь нужно как можно скорее получить паспорт. Как получу паспорт, уеду к себе в деревню» (Мглинский район). «Если разрешат уехать из спецпоселка, то я не останусь даже на день. Все, что у меня есть, продам и уеду» (спецпереселенец Ларин, Тернберкский район Мурманского округа).

Узбекская ССР. «После освобождения надо уезжать в свои районы, там будем сами себе хозяева». «Прошло уже много времени после утверждения новой Конституции. Однако в отношении нас, трудпоселенцев, никаких изменений не произошло. Очевидно, этих изменений мы не дождемся, поэтому надо самим бежать» (трудпоселок-совхоз «Баяут»).

В Буртинском районе Оренбургской обл. 24 хозяйства спецпоселка открыто заявили коменданту поселка: «Мы теперь считаем себя равными со всеми колхозниками, оставаться и работать в спецпоселке больше не будем».

Узбекская ССР. «По новой Конституции кулаков нет, все равны. Поэтому подчиняться коменданту трудпоселка не следует» (совхоз Хазарбак»), «Теперь мы сами себе хозяева, никто нас не имеет права заставить работать. Комендант и руководство совхоза для нас больше не начальство» (совхоз «Баяут», трудпоселенец Джалдиров).

Якутия. «Ни в коем случае нас, трудпоселенцев, не восстановят в избирательных правах в массовом порядке, потому что от этого пострадает золотодобыча» (трудпоселенец Каниленко). «Если только нас, трудпоселенцев, согласно новой Конституции не освободят, то всем трудпоселенцам надо бросить выполнять задания и никому не подчиняться, путь хоть к стенке ставят нас и стреляют из пулеметов» (трудпоселенец Павлов).

В Западной Сибири зафиксированы факты, когда даже отдельные стахановцы и ударники из трудпоселенцев, а также и некоторые мастера угля (Кузнецкий угольный бассейн) высказывают намерение бросить работу в шахтах и уехать на родину.

Стахановец-забойщик шахты им. Эйхе (Прокопьевский рудник) Кравченко явился в шахтуправление и потребовал расчет, заявив при этом: «Надоело мне в шахте работать. Согласно новой Конституции я свободный гражданин, где захочу, там и буду работать. Я сейчас ничего общего с комендатурой не имею и ей не подчиняюсь». Мастер угля шахты им. Кагановича Силантьев (зарабатывает до 2000 руб. в месяц) говорил: «Пока живой и не убило — из шахты надо выбираться и уезжать. По новой Конституции мы стали свободными и можем уехать куда захочется».

К.-р. часть трудпоселенцев проводит активную деятельность по организации трудпоселенцев на бегство из Северной обл. В Няндомском, Плесецком, Тотемском, Пинежском, Архангельском районах Северной обл. выявлены к.-р. группы трудпоселенцев, провоцирующих массовые побеги из трудпоселков.

Управление НКВД по Северному краю в Коми АССР вскрыта группа резко враждебно настроенных трудпоселенцев, к.-р. деятельность которых была направлена на организацию бегства трудпоселенцев из места поселения. Участники к.-р. группы, кроме того, призывали трудпоселенцев саботировать государственные и внутрипоселковые работы, пропагандировали пораженческие взгляды. Арестовано по этому делу 6 чел.

В г. Архангельске на лесозаводе № 25 выявлена к.-р. группировка, руководители которой подстрекали трудпоселенцев подать коллективное заявление с требованием разрешить право свободного выезда из мест поселения. Вскрытые группировки ликвидируются. В Коношском районе Северной обл. арестован трудпоселенец Книгин, распространявший среди рабочих, занятых на погрузке леса, к.-р. листовки с призывом к забастовке. Книгин вел среди трудпоселенцев агитацию за бегство из Северной обл. Выявлен ряд фактов к.-р. террористической и повстанческой агитации трудпоселенцев.

Северная обл. В Устьвымском районе один из работающих на Веслянском механизированном лесопункте трудпоселенцев в беседе о Конституции в группе трудпоселенцев заявил: «Теперь мы все равно уедем отсюда. Я знаю, что нам жить здесь осталось немного. В случае войны я, быв. фельдфебель, соберу тысячи две своих людей и двину отсюда в тыл, оружие мы достанем — будут винтовки, пулеметы и даже пушки».

Сысольский район. Трудпоселенец из трудпоселка «Работ» говорил, что «дома мы можем быть когда убежим или когда зиновьевцы свергнут советскую власть и дадут нам свободу, а пока есть советская власть, нечего ждать облегчения и пощады».

Пинежский район. Трудопоселенец из трудпоселка «Пинега» Романенко в разговоре с трудпоселенцами заявил: «У меня душа радуется успехам фашистов в Испании, они скоро возьмут в свои руки всю Испанию. У нас что, смотрят на большевиков? Не начинают их бить? Я бы с удовольствием поддержал такую кампанию. Нам надо пробраться из Пинеги во внутрь страны и не ждать, когда нам дадут обещаемые права, а добиваться их другим путем».

Ленинградская обл. «Нас хотя и восстановят в правах, но ограничивают передвижение. В нашем положении ничего не изменится, т.к. выезжать из спецпоселков нельзя. Нужно брать камень и держать его до поры до времени за пазухой. Скоро будет война, и этот камень пригодится» (спецпоселенец Кузьмин в группе спецпоселенцев). «Теперь хотят дело представить так, что советская власть нам оказывает милость, восстанавливая в избирательных правах. Думают, что мы дураки и не понимаем, что нас напрасно лишали прав и невинно наказывали. Никакого перевоспитания мы не получили и останемся такими же, как были. Наше сознание не изменится, если будут держать в спецпоселках не только пять, но и двадцать пять лет. Разве можно забыть то, что я имел хорошее хозяйство и этого хозяйства меня лишили без всяких на то оснований» (спецпоселенец Парц, Мгинский район). «Я кубанский казак, мне надоело жить в Кировске. Мне бы очень хотелось воевать. Во время войны мы, казаки, добились бы своей конституции. Новая Конституция ничего хорошего не дает. В правах нас восстановят, но выехать отсюда не разрешат, поэтому нас не может радовать изменение нашего положения» (спецпоселенец Зинченко, Кировский район).

Западная Сибирь. «Конституция — это обман, она ничего не дает, нас, спецпереселенцев, освободит только война, фашисты скоро заберут Россию, и тогда будет свобода» (спецпереселенец Язин, Кузнецкая комендатура). «Утвердили Конституцию, теперь нас освободят и придется взяться за дело, поехать на прежнее место жительства и душить активистов, которые нас выселяли» (спецпереселенец Степаненко, Анжерская комендатура).

Управление НКВД по Оренбургской обл. сообщает о ряде фактов возвращения на родину бежавших из спецпоселков кулаков. Возвратившись на место прежнего жительства, они требуют возвращения изъятого у них при раскулачивании имущества. Такие факты имели место в Халиловском, Матвеевском, Покровском, Ташлинском, Кичкасском и Буртинском районах. В селах появились также репрессированные ранее и отбывшие наказание кулаки, которые подают заявления о возвращении им имущества и принятии их в члены колхоза, мотивируя тем, что «теперь они равноправные».

Оренбургская обл. В Покровском районе возвратившиеся из ссылки кулаки Бакаев, Шнякин и Акашев распространили среди колхозников слух, что «скоро все высланные кулаки возвратятся и получат из колхоза все свои имущество. Шнякин открыто заявил колхозникам: «Довольно повластвовали, теперь наша очередь пришла. По новому закону мы в пятикратном размере взыщем с колхоза стоимость отобранного у нас». Группа арестована за к.-р. агитацию. № 239537.

Нач. 5 отд. 4 отдела cm. лейтенант госуд. безопасности Голубев