Глава 7. Состояние финансовой и денежной систем

Растущие трудности в развитии советской экономики в первой Р половине 60-х годов не могли не сказаться на состоянии кредитно-финансовой системы и денежного обращения в СССР. Несмотря на официальный и скрытый рост розничных и оптовых цен, медленным оказался прирост доходов государственного бюджета (при том, что доля средств, остающихся у предприятий, не изменилась): соответственно 21 и 25 млрд р. за шестую и седьмую пятилетки, а в относительном выражении снизился с 34 до 32 % за пятилетку [1]. Хотя формально сохранялся бездефицитный бюджет, но эта бездефицитность в отличие от прошлых послевоенных лет была достигнута с большим трудом: пришлось пойти на такую болезненную «операцию», как повышение розничных цен на животноводческие продукты для уменьшения размера субсидий сельскому хозяйству; пришлось сократить и военные расходы. Как отмечает хорошо знавший «кухню» советского бюджета В.К. Ситнин: «уже в начале 60-х годов появились первые симптомы бюджетного дефицита» [2]. И это, как отмечает Ситнин, создало дополнительное напряжение в денежном обращении, ослабило контроль за эмиссионной директивой. Тут надо бросить упрек и

А.Н. Косыгину. Лично руководя Минфином и Госбанком, он не мог не знать о складывавшихся там трудностях, но никаких мер к пресечению «либерализма» в финансовой политике не предпринимал [3]. В связи с превышением роста денежных доходов населения над расходами выросли «ножницы» между ними, которые, по оценкам известного советско-американского экономиста И. Бирмана, составили в 1960 году 2 млрд р., а в 1965 году - уже 4 млрд [4]. Сумма вкладов населения в сберегательные кассы и Госбанк СССР в этот период выросли в 1,8 раза (намного быстрее роста денежных доходов), а в абсолютном выражении - лишь на 1 млрд р. меньше, чем за предыдущие 10 лет [5]. Можно сказать, что в этот период в СССР началась инфляция. Она лишь в небольшой степени коснулась прейскурантных цен, которые выросли в этот период всего только на 1 % (вместо их падения в целом в предыдущие 13 послевоенных лет), но поднялись на нерегулируемом колхозном рынке на 13 % [6]. Еще вроде не очень много, но лиха беда начало. Довольно быстрым был скрытый рост розничных и оптовых цен, с которым почти перестали бороться. Многочисленные примеры скрытого роста розничных и оптовых цен в этот период приводит О. Антонов в своей книге «Для всех и для себя», о которой я уже упо-минал. По моим расчетам, оптовые цены в этот период выросли в целом по народному хозяйству на 11,5 %, в том числе скрытый их рост составил 8 %, на уровне предыдущей пятилетки [7].

Прорывы в финансовом хозяйстве предприятий в этот период все шире стали покрываться кредитами Госбанка СССР, получившего дополнительные ресурсы за счет выросшей денежной эмиссии. За эту пятилетку краткосрочные кредиты Госбанка выросли почти так же, как за предыдущие 10 лет [8]. Старые кредиты зачастую покрывались предприятиями за счет новых.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Плышевский Б. П. Национальный доход СССР за 20 лет / Б. П. Плышевский. - М., 1964. - С. 101, 148; Народное хозяйство СССР в 1967 году. - М., 1968. - С. 886.

2. Ситнин В. К. Из опыта финансово-кредитных реформ в СССР / В. К. Ситнин // Проблемы прогнозирования. - 1994. - № 6 . - С. 47.

3. Там же.

4. Бирман И. Экономика недостач / И. Бирман. - N.Y., 1983. - С. 74.

5. Народное хозяйство в 1967 году. - М., 1968. - С. 699.

6. Торговля СССР. - М., 1987. - С. 74, 341.

7. Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР / Г. И. Ханин. - Новосибирск, 1991. - С. 214.

8. Денежно-кредитная система СССР. - М., 1967. - С. 310.