Глава 4. Внешнеэкономические связи СССР

4.1. РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Во внешнеэкономических связях СССР отражались, как в зеркале, экономическое положение СССР, особенности его экономической системы, характер его внешней политики, положение в мировой экономике.

Начну с последнего. 1960-1965 годы стали периодом успешного развития капиталистического мирового хозяйства. Особенно в развитых капиталистических странах, где производилась б(зльшая часть продукции мировой экономики. Кейнсианские методы стимулирования экономического роста вполне успешно функционировали и обеспечивали быстрый экономический рост с небольшой инфляцией и ограниченной безработицей в развитых капиталистических странах. Гораздо хуже положение было в развивающихся странах, где царила нищета основной части населения, но и здесь наблюдался экономический рост - и в целом, и на душу населения, хотя и незначительный.

Энергетический и сырьевой секторы не создавали препятствия для роста экономики развитой группы капиталистических стран. Бурно разворачивалась в этот период научно-техническая революция, улучшалась организация производства - все это создавало материальные и организационные условия для быстрого экономического роста на ин-тенсивной основе. Страны же социалистического лагеря столкнулись в этот период с гораздо б(зльшими проблемами экономического и политического характера. Многие из них, как и СССР, переживали резкое замедление, а в отдельные годы и прекращение экономического роста.

Научно-технический прогресс и особенно внедрение его достижений шли медленно. Экономическое развитие носило во многом экстенсивный характер. Серьезное влияние на развитие экономики многих социалистических стран Европы оказали советско-китайский политический конфликт и экономический кризис в Китае, вызванный крахом политики «большого скачка», который привел к сворачиванию экономических связей с Китаем.

С точки зрения положения в мировой экономике в этот период условия для развития советской экономики были благоприятными, спрос мирового рынка на продукцию ряда отраслей советской экономики рос, особенно в развитых капиталистических странах, которые способны были поставлять и многие виды продукции, необходимые для развития советской экономики, предоставлять ей, при определенных условиях, финансовые ресурсы и научно-технический опыт.

Между тем географическая структура внешней торговли СССР складывалась в полном противоречии с состоянием мировой экономики. На социалистические страны, концентрировавшие, при объективном подсчете, не более 15 % мировой продукции, приходилось до 70 % внешнеторговых связей СССР. Даже с учетом географической близости многих из социалистических стран Европы к СССР эта доля представляется крайне завышенной с точки зрения экономических условий. Очевидно, что в этом факте огромную роль играли не экономические, а политические соображения. СССР был ведущей силой социалистического лагеря. Его сохранение, при признании ведущей роли СССР, казалось, было и в идеологических, и в геополитических интересах СССР. Развивавшиеся по советской экономической мод ели, при большой разнице объективных условий, социалистические страны Европы не создали стабильной и устойчивой экономики. Их экономическая и социальная стабильность в этих условиях возможна была только при разнообразной помощи СССР в виде льготных кредитов, бесплатной проектной и технической документации, при заниженных ценах на сырье, низких требованиях к качеству покупаемой продукции обрабатывающей промышленности этих стран, бесперебойной поставке им необходимого сырья, малой тяжести военных расходов и т.д. Стоило только СССР предъявить, например, обычные требования к зачастую наспех созданной в этих странах обрабатывающей промышленности, и экономика этих стран просто рухнула бы. Эти страны не нашли бы покупателей на свою продукцию и на мировом капиталистическом рынке, что было бы необходимо для получения сырья и материалов, многих видов предметов потребления. Правда, отдельные отрасли промышленности социалистических стран, хотя и отставали от западных по качеству продукции, но превосходили аналогичные советские отрасли, и с этой точки зрения торговля по этим отраслям могла казаться выгодной для СССР (речь идет о некоторых отраслях продукции машиностроения ГДР и Чехословакии, легкой и пищевой промышленности некоторых из этих стран). Тепличные условия, создаваемые СССР для своих союзников во внешнеэкономических связях, очевидно, в долгосрочном плане оказывали им (и СССР) плохую услугу, ослабляя их усилия по совершенствованию своей экономики.

Преимущественно политическими соображениями диктовалось и налаживание экономических отношений со многими развивающимися странами. В первую очередь отношения строились со странами так называемой социалистической ориентации, которым предоставлялись фактически непогашаемые кредиты, возводились на эти кредиты многочисленные производственные и непроизводственные объекты.

Советские внешнеэкономические связи в минимальной степени (и это было их самой негативной стороной) выявляли (в отличие от рыночной экономики) реальную эффективность советской экономики в целом и отдельных ее отраслей и предприятий. Подобная цель никогда не ставилась перед советской внешней торговлей. Такое положение, конечно, прежде всего определялось монополией внешней торговли, которая отгораживала внешний и внутренний рынок, производство и торговлю. Но даже в рамках государственного руководства экономикой можно было, по-видимому, найти способы большей увязки деятельности предприятий с успехами или неуспехами на внешнем рынке. Такие деятели внешней торговли, как заместитель министра внешней торговли СССР Н.С. Смеляков, подталкивали к этому советское руководство, но безуспешно.

4.2. ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Перейду от преимущественно теоретических соображений к практическому состоянию внешнеэкономических отношений СССР в этот период. Начать надо с того, что объем внешней торговли СССР не соответствовал его экономическому потенциалу. Являясь в это время второй страной в мире по величине ВВП и объему промышленной продукции, СССР занимал лишь седьмое место в мире по величине внешнеторгового оборота [1]. Это, помимо огромного внутреннего рынка, определялось проводившейся многие годы политики максимального ограничения внешнеторговых связей для обеспечения технико-экономической независимости от капиталистического мира.

В целом данный период как раз характеризовался интенсивным развитием внешнеэкономических связей СССР. Их объем вырос в текущих ценах с 10,08 млрд инвалютных рублей в 1960 году до 14,6 млрд в 1965 году [2], т.е. примерно на 45 %. С учетом довольно медленной инфляции в этот период рост составил немногим более 40 %. Иными словами, он был заметно выше, чем рост ВВП в СССР в эти годы, и примерно таким же, как рост экспорта в капиталистическом мировом хозяйстве в тот же период [3]. Вместе с тем этот рост был значительно меньшим, чем в предыдущем пятилетии, когда он составил в текущих ценах 72 % [4]. В этом резком сокращении динамики внешнеэкономических связей отразилось резкое замедление экономического развития СССР и его основных внешнеэкономических партнеров в этот период. Не удалось СССР в эти годы продемонстрировать в этой области, опять-таки в отличие от предыдущего периода, и преимущества в темпах роста по сравнению со странами капиталистической системы. Число стран, с которыми осуществлялись внешнеэкономические связи, выросло за этот период с 80 до 97 [5], в основном в связи с образованием в эти годы на месте колоний независимых государств, преимущественно в Африке.

Географическая структура внешней торговли за данный период изменилась незначительно. Пожалуй, самым заметным изменением явился рост удельного веса развивающихся стран с менее 8 % в 1960 году до 12 % в 1965 году, преимущественно за счет роста экспорта в эту группу стран почти в 3 раза при росте импорта лишь в 1,5 раза [6]. Очевидно, что этот рост был связан с увеличением поставок в эти страны на условиях кредита комплектных предприятий и оружия. В качестве коммерческих успехов в связях с этой группой стран можно указать на быстрый рост торговли с Аргентиной, которая увеличилась почти в 3 раза, и Бразилией (более чем в 2 раза), поскольку политические соображения в торговле с этими странами не играли, по-видимому, большой роли, хотя в этих странах в исследуемый период и возникли левые правительства.

Товарная структура экспорта почти не изменилась за эти годы. Она оставалась преимущественно сырьевой направленности и соответствовала скорее высокоразвитой развивающейся стране (типа Мексики или Бразилии), чем супердержаве, претендовавшей на мировое лидерство и победу в экономическом соревновании с капитализмом. Правда, в отличие от развивающихся стран, в структуре советского экспорта не преобладали продукты сельского хозяйства или продукция транснациональных корпораций. Сложное производство нефти - одной из главных статей советского экспорта в этот период - осуществлялось за счет продукции национального производства. То же самое можно сказать о продукции черной и цветной металлургии. Вообще, преобладание в экспорте продукции тяжелой промышленности говорило, конечно, об относительной развитости советской экономики. Самой слабой чертой структуры советского экспорта явилась относительно небольшая доля машин и оборудования в нем (лишь немногим более 20 %, включая и военную технику). Особенно унизительной была ничтожная доля машин и оборудования в экспорте в развитые капиталистические страны, где ее нередко оказывалось менее 1 %. Такой низкий удельный вес говорил, конечно, прежде всего об остром дефиците конкурентоспособной продукции. Вместе с тем вряд ли эта структура полностью соответствовала структуре советской экономики в те годы. В развитые капиталистические страны был запрещен вывоз наиболее развитой части советской экономики - средств военной техники. По балансовым соображениям, которые играли ключевую роль в формировании структуры экспорта, ограничивался экспорт конкурентоспособной продукции, например, часов, воздушных судов, комплектных предприятий. По тем же соображениям, а также из-за инертности хозяйственных организаций ничтожн^1м был экспорт наукоемкой продукции, которая в этот период имелась в СССР в значительном объеме и не уступала по качеству или по соотношению цена-качество западной. На научной конференции, посвященной результатам внешнеэкономического развития за годы советской власти, один из выступавших сетовал на неиспользованные возможности экспорта продукции таких отраслей советской промышленности, как атомное энергетическое машиностроение, космическая и авиационная техника[7].

Самым заметным изменением в советском экспорте в этот период явилось резкое возрастание экспорта нефти и нефтепродуктов (особенно нефти): с 17,8 млн т в 1960 году до 43 млн в 1965 году [8], почти в одинаковом объеме и в социалистические, и в развитые, и в развивающиеся страны. Этот рост опирался на стремительный рост производства нефти в СССР за счет освоения месторождений Поволжья - нефть являлась относительно легкодоступной статьей советского экспорта. Однако он все же требовал немалых капиталовложений и в добычу, и в переработку нефти, что вызывало растущую озабоченность советских хозяйственников, которые начали требовать финансового участия социалистических стран в добыче, переработке и транспортировке нефти [9]. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что экспорт нефти и нефтепродуктов в социалистические страны намного превосходил темпы роста экономики этих стран, их автопарка, нефтехимического производства. Можно полагать, что часть таких поставок некоторые из этих стран затем перепродавали по более высоким ценам на свободную конвертируемую валюту, которой им тогда остро не хватало, на мировом капиталистическом рынке и этим путем также эксплуатировали советскую экономику.

Импорт из социалистических и развитых капиталистических стран играл немаловажную роль в развитии советской экономики и удовлетворении потребностей населения в более качественных потребительских товарах, чем производимые советской промышленностью. Вследствие того, что советская судостроительная промышленность была сориентирована на военное кораблестроение, потребности в морских судах гражданского назначения преимущественно обеспечивались за счет импорта из социалистических (ГДР, Польша) и некоторых капиталистических стран. Импорт обеспечивал также значительную часть внутренних потребностей в железнодорожном подвижном составе (локомотивы, пассажирские вагоны), в других видах машин и оборудования, производство которых в СССР было слабо налажено (пищевое, полиграфическое оборудование и т.д.). Наиболее спорным моментом в политике импорта было решение об удовлетворении основной части потребностей в быстро развивающейся химической промышленности за счет импорта, притом преимущественно из капиталистических стран, где оно, конечно, было наиболее развитым. Тем самым СССР и другие социалистические страны впервые в послевоенной истории расписались в своей неспособности решить самостоятельно важную народнохозяйственную проблему. Это было началом той «импортной чумы», которая впоследствии поразила всю советскую экономику. В отличие от периода классической командной экономики, когда при появлении сложной проблемы мобилизовывались все внутренние ресурсы для ее решения, сейчас пошли по самому легкому, но и демобилизующему пути: решать проблемы за счет импорта из капиталистических стран. Другим новым моментом в советском импорте в этот период были массовые закупки зерна в капиталистических странах после катастрофического неурожая 1963 года. Это было еще одно проявление слабости советской экономики и растущей зависимости ее от внешнего мира, преимущественно капиталистического. Массовые закупки зерна и оборудования для химической промышленности сигнализировали о растущей неспособности советской экономики одновременно решать задачи повышения уровня жизни населения, наращивания производственного и научного потенциала и военной мощи. Одной из этих задач приходилось жертвовать. Как мы увидим далее, такой задачей стало расширение военного потенциала, но сдерживание его производилось в явно недостаточном объеме.

В результате интенсивного использования импорта из капиталистических стран для решения внутриэкономических проблем, а также слабости экспортной базы для расширения торговли с этими странами СССР был вынужден резко сократить свои огромные для страны с небольшим объемом внешней торговли с капиталистическим миром золотовалютные резервы, которые он многие десятилетия берег на случай ухудшения международной обстановки или войны. По расчетам западных экономистов, в результате крупных продаж золота, которые составляли тогда основу советских золотовалютных резервов, они сократились с 2,5 млрд долларов в конце 1960 года до 1,5 млрд долларов в конце 1964 года, т.е. на 40 % [10]. В результате отношение этих резервов к импорту из стран с твердой валютой снизилось с 2,5 в конце 1960 года до единицы в конце 1964 года [11]. И хотя этот резерв по международным нормам все еще оставался большим, но с учетом осо-бенностей положения советского государства в мире и выявившейся тенденции валютно-финансовое положение СССР впервые после войны оказалось довольно уязвимым.

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Внешнеэкономические связи СССР за 50 лет. - М., 1967. - С. 9.

2. Экспортные цены в 1965 году выросли по сравнению с 1960 годом лишь на 3 % (Капиталистические и развивающиеся страны. - М., 1973. - С. 242).

3. Капиталистические и развивающиеся страны. - М., 1973. - С. 234.

4. Внешнеэкономические связи СССР за 50 лет. - М., 1967. - С. 9.

5. Внешняя торговля СССР. Статистический справочник. - М., 1987. - С. 6.

6. Там же. - С. 63.

7. Внешнеэкономические связи СССР за 50 лет. - М., 1967. - С. 149.

8. Там же. - С. 66.

9. Там же. - С. 66.

10. Hanson P. The rise and fall of the soviet economy / P. Hanson. - L., 2003. - P. 84.

11. Ibid.