Спецсообщение УНКВД по Северо-Кавказскому краю об отрицательных проявлениях в связи с недородом в некоторых районах, по данным на 1 сентября 1936 г. 4 сентября 1936 г.
№ 109
ЦК ВКП(б) т. Поскребышеву (для т. Сталина)
СНК СССР т. Могильному (для т. Молотова)
Секретарю ЦК ВКП(б) т. Ежову
Секретарю ЦК ВКП(б) т. Кагановичу
Секретарю ЦК ВКП(б) т. Андрееву
Секретарю ЦК ВКП(б) т. Жданову
Сельхозотдел ЦК ВКП(б) т. Яковлеву
В результате длительного суховея в мае-июне на Ставрополье и в ряде быв. Кубанских районов отмечается значительное повреждение озимых и яровых посевов. Во многих колхозах погибло до 50 % всех посевных площадей. Особенно сильно пострадали от весенней засухи Благодарненский, Бурлацкий, Гофицкий, Ипатовский, Арзгирский, Левокумский, Старо-Марьевский, Невинномысский и Либкнехтовский районы. Низкий урожай получен также значительным числом колхозов Спицевского, Ставропольского, Петровского, Новоселедкого, Евдокимовского, Левокумского и, частично, Александровского районов. Из быв. Кубанских районов к моменту уборки урожай колосовых оценивался в 4-7 ц с га. Но в связи с большими потерями, допущенными во время уборки, фактический сбор урожая еще больше снизился.
Арзгирский район. По последним данным райЗО, урожай колосовых по колхозам таков: озимая пшеница — 4-7 ц с га, ячмень — 3,5 ц с га, просо — 3,9 ц с га, овес — 5,5 ц с га. Фактический обмолот дает еще меньше. По большинству колхозов выход проса не превышает 2 ц с га.
Благодарненский район. После майских и июньских дождей хлеба выправились и колосовые обещали дать 10-12 ц с га. В момент созревания хлебов (между 1 и 7 июля) подул восточный суховей, который в 5-6 дней совершенно изменил положение с урожаем: пшеница частично погибла совсем, зерно стало щуплое, просо почти все выгорело. В период уборки считали, что колосовые дадут 5-6 ц с га, фактический же обмолот дает по значительной части колхозов 3-4 (и даже меньше) ц с га (колхозы «Кр[асный] Октябрь», «Диктатура пролетариата» и др.).
Спицевский район. Колхозы «Знамя Сталина», «Культурный труд», «Новая жизнь», им. Тельмана наиболее пострадали от засухи. Значительная часть посевов погибла (в колхозе им. Тельмана — 335 га, в колхозе «Культурный труд» из 374 га колосовых погибло 295 га), а оставшиеся колосовые дают 1-2 ц с га.
Старо-Марьевский район. Комиссия по определению урожайности последний раз перед началом уборки урожая установила среднюю урожайность колосовых по району — 6 ц с га. Фактический обмолот дает не больше 4 ц с га.
Аналогичное положение во всех недородных районах и колхозах. В результате бездождья и летних суховеев в этих районах также сильно понизилась урожайность пропашных и технических культур. Значительная часть пропашных (в ряде колхозов почти полностью) погибла совершенно. Сильно пострадали огороды, как колхозов, так и индивидуального пользования.
Петровский район. К настоящему времени посевы кукурузы на 50 % полностью погибли, а подсолнух дает в среднем 3-5 ц с га.
Невинномысский район. Площадь посева кукурузы 7900 га, из них в результате засухи погибло 2900 га. Несколько сот гектар кукурузы накануне гибели.
Левокумский район. В пяти колхозах (им. Сталина, «Гигант», «Коммунар» и др.) полностью погиб хлопок на площади 2700 га.
Посевы хлопка также выгорели и в Арзгирском районе (из 4021 га погибло 3508 га). В Евдокимовском районе погибло 50-70 % проса, а также значительная часть подсолнуха и кукурузы. В Александровском районе кукуруза выгорела почти полностью. В результате подавляющее большинство колхозов этих районов заканчивает хозяйственный год с дефицитом хлебного баланса.
Часть колхозов не в состоянии выполнить даже обязательств по хлебопоставкам и натуроплате, не говоря уже о задолженности по продовольственной и семенной ссуде (некоторыми колхозами ссуда не возвращается уже в течение ряда лет). Также не остается зерна на семена. К выдаче на трудодни колхозникам в ряде мест хлеба совершенно не остается или же будет выдано незначительное количество.
В Ново-Александровском районе из общего количества 40 колхозов не хватает семян в 21 колхозе. Приходится к выдаче зерна всех культур: в 15 колхозах — от 200 до 400 г на трудодень, в 9 колхозах — 500-800 г, в 9 колхозах — не свыше 1800 г.
В Благодарненском районе будет выдано не свыше 900 г в 16 колхозах (из 21 колхоза, обслуживаемого тремя МТС). Все 5 колхозов Мирненской МТС на трудодни не могут выдать ни одного грамма. Обязательств по поставкам, натуроплате и ссудам колхозы также выполнить не смогут. В 14 колхозах Бурлацкого района недостает для возврата ссуд государству 18 024 ц. По колхозам, обслуживаемым 3 МТС Ипатовского района, на трудодни будет выдано от 1 до 1,5 кг хлеба. В колхозах Кевсалинской МТС на трудодни хлеба не будет выдано вовсе. По Евдокимовскому району уже окончательно определилось, что не менее 7 колхозов будут нуждаться в продссуде.
Предварительные данные хлебного баланса по 8 колхозам Невинномысского района:
Название колхозов |
Валовой доход хлеба (в ц) |
Нужно вывезти по обязательствам и ссудам |
Недостает |
«Победа социализма» |
5496 |
11 129 |
5633 |
Им. тов. Сталина |
4380 |
6411 |
2031 |
«9-го января» |
2008 |
4659 |
2651 |
Им. тов. Кирова |
2492 |
8716 |
6224 |
«Чонгарец» |
8536 |
12 214 |
3678 |
Им. Штейнград |
4784 |
6897 |
2113 |
«Путь коммун» |
4648 |
8276 |
3628 |
Им. КИМ |
3372 |
5962 |
2590 |
Таким образом, значительная часть недородных колхозов Ставрополья и быв. Кубани не только не может выполнить всех обязательств перед государством, но нуждается в этом году в семенной и продовольственной ссуде.
Весенняя и летняя засуха поставила также под большую угрозу и животноводство в этих районах (нужно иметь в виду, что животноводство в ряде этих районов является ведущей отраслью хозяйства). В результате бездождья и суховея весной в большинстве мест весенний укос травы не только не производился, но даже выгорели и подножные корма. Для спасения скотопоголовья крайкомом были проведены мероприятия по перегону скота из наиболее засушливых районов на пастбища в Дагестан и Калмыцкую обл.
Дожди в конце мая и начале июня несколько выправили состояние сенокосов и пастбищ. Некоторые колхозы успели заготовить небольшое количество сена и силоса. Однако наступившая затем длительная (продолжающаяся в ряде районов и до сих пор) летняя засуха вновь поставила скот под угрозу бескормицы. Пастбища выгорели, перспектив на заготовку сена нет. Положение усугубилось еще и недостатком воды (реки, пруды, а в некоторых местах даже и колодцы высохли).
В результате уже сейчас часть скота находится в истощенном состоянии. Недостаток кормов и воды, а также ослабление в целом ряде районов внимания к уходу за скотом привели к развитию эпизоотии, особенно пироплазмоза, бруцеллеза, а в некоторых местах чумы и даже сибирской язвы. Есть случаи падежа скота.
Положение животноводства в отдельных недородных районах характеризуется следующим данными.
Бурлацкий район. Всего имеется 31 014 голов скота. В связи с бескормицей, безводьем, а также при перегонах скота в поисках пастбищ начались болезни и падеж. В этом году, по неполным данным, пало 2152 головы, в том числе 1355 овец, 570 свиней, крупного рогатого скота — 128 голов, лошадей — 99 голов. Сейчас падеж почти прекратился, но эпизоотия продолжается. Кормами на зиму скот не обеспечен. Заготовлено всего 15 тыс. ц сена и 9 тыс. ц силоса. Грубых кормов будет мало (хлеб был очень низкорослый).
Невынномысский район. За 8 месяцев этого года общее количество скота увеличилось (например, крупного рогатого скота на 8000 голов). В то же время имелся падеж. За это время пало 1170 голов, в том числе 242 головы крупного рогатого скота и 69 лошадей. Падеж овец и свиней происходил в результате эпизоотии, чесотки, бруцеллеза, а также плохого ухода. В значительной части колхозов скот не обеспечен кормами. Например, колхоз им. Сталина, где имеется 299 голов скота, не имеет ни одного центнера сена. Колхоз им. Буденного также кормов почти не имеет. Решительных мер к изысканию кормовых ресурсов не принимается.
Евдокимовский район имеет 89 животноводческих ферм, в которых насчитывается 13 343 головы скота. Из потребного количества сена в 12 840 т заготовлено 4735 т, силоса вместо 8500 т заготовлено 2706 т. Помещением на зиму скот также не обеспечен.
Такое же положение и в других районах. Например, колхоз «Знамя Сталина» Спицевского района вместо потребных 3000 ц грубых кормов имеет лишь 1500 ц, концентратов совсем нет. Колхозам Арзгирского района нужно на зиму заготовить 355 тыс. ц сена и 12 тыс. ц силоса, а заготовлено всего 19 тыс. ц сена и 368 ц силоса. В Старо-Марьевском районе потребность в сене обеспечивается лишь на 47 % и силоса — на 35 %. Особенно плохо везде, в результате недорода хлебов, с концентрированными кормами, но и гуменных кормов также недостаточно, в связи с тем, что колосовые в этом году были очень низкорослы.
Колхозы и районные организации не проявляют достаточной инициативы и настойчивости в изыскании кормовых ресурсов на зиму. Уже в период начала уборки в недородных районах фиксировались упадочнические настроения среди колхозников, беспокойства о зиме, разговоры о необходимости «искать хлеб на стороне». Окончательно определившаяся низкая урожайность колосовых, а также гибель значительной части пропашных и технических культур усилили беспокойство колхозников.
Ниже приводятся наиболее характерные высказывания колхозников. «Опять остаемся без хлеба, все труды пропали даром. Все погорело. Надвигается голодная зима, на государственную помощь особо рассчитывать не приходится, не вечно же государство будет хлебом кормить. Я уже раз пухнул от голода, теперь придется самому думать как спасаться. Один выход — ехать на заработки» (Гофицкий район). «Хлеб выдуло и засушило, работа пропала даром. Видно, будем, как и в 1933 г., пропадать, а на помощь рассчитывать трудно. Наплодили скота много, а выходит, что и самим кушать нечего. Придется кочевать» (Арзгирский район). «Вся охота пропадет работать дальше, когда видишь, что трудишься напрасно. Труд и здоровье угоняешь, а толку никакого. Если выжили в 1933 г., то теперь придется протягивать ноги, т.к. неурожай по всему Союзу, и надеяться на государство нельзя» (Невинномысский район). «Жить здесь дальше нельзя. Из года в год работаем, а хлеба никогда не хватает, и всегда думаешь о куске хлеба. Сейчас опять неурожай, продавать больше нечего, придется бежать из села» (Бурлацкий район).
Таких заявлений и жалоб много. Причину низкого урожая в этом году часть колхозников видит не только в недороде, но и в допущенных больших потерях из-за низкокачественной в ряде мест работы комбайнов. Некоторые колхозники считают, что оставление для уборки комбайнами перестоявших хлебов «было вредительством». «Были у нас и неплохие хлеба, если бы их косили лобогрейками, то были бы сыты, а комбайны нам все попортили, половина зерна осыпалась в поле. Намолотили только для государства, а сами будем голодные. Это вредительство» (Н.-Александровский район). «Говорят, что хотели облегчить труд колхозников, понагнали комбайнов, которые попортили весь хлеб. А колхозник теперь отдувайся желудком. Вот взял бы и разбил все эти комбайны» (Спицевский район).
Эти антикомбайновые настроения вылились в ряде мест в предъявления дирекциям МТС гражданских исков за допущенные потери урожая (колхозы Гофицкого района предъявили Буйволинской МТС иск на несколько десятков тысяч рублей). Отрицательные настроения колхозников в недородных районах проявляются также в упадке производственной дисциплины и особенно в росте с каждым днем тенденции к выезду в урожайные места.
В отдельных районах выезды колхозников происходят в организованном порядке. Так, например, в Бурлацком районе колхозы создали бригады, которые посылают в отходничество. В настоящее время в организованном отходничестве находится 872 колхозника с 250 подводами и 523 лошадьми. Однако в большинстве случаев выезды колхозников из недородных районов происходят неорганизованно, без разрешений правлений колхозов.
Наиболее широкие размеры приняли неорганизованные выезды колхозников из Бурлацкого района. На 20 августа из района выехали 1000 колхозников, в том числе из колхозов Высоцкого сельсовета выехало 429 чел., с. Донская Балка — 334 чел. и с. Сухая Буйвола -198 чел. Имеются случаи, когда из колхозов уходят целые бригады вместе с бригадирами, учетчиками и даже комсоргом (колхоз им. Штейнгарта). Из колхоза им. Сталина самовольно ушел бригадир Верховенко, после чего выехала вся бригада. За активную работу по созданию настроений к бегству из колхозов арестовано 2 чел.
В Егорлыцком районе за последние дни тенденции к выездам начали проявляться не только среди колхозников, но даже среди трактористов. 17 августа из тракторной бригады № 4 работающей в колхозе «Красная звезда», бросив работу, самовольно выехали на заработки в г. Махачкалу учетчик бригады Тищенко и трактористы Букреев, Богданов, Евдокимов. Букреев и Богданов бросили свои трактора в разобранном виде. Настроения к выезду имеются и среди других трактористов, заявляющих: «Чего мы будем работать, колхозы деньгами и хлебом не обеспечивают, не хотим быть дальше голодными, раздетыми и разутыми». Факты неорганизованных выездов имеются в Арзгирском, Ипатовском, Благодарненском и других районах.
В Бурлацком, Гофицком, Благодарненском, Ипатовском и других районах за последние дни увеличились случаи продажи колхозниками коров, свиней и птицы индивидуального пользования. Есть также случаи продажи колхозниками домашних вещей и одежды в целях приобретения хлебопродуктов.
Передовые колхозники засушливых районов Ставрополья с нетерпением ожидают осуществления намеченных мероприятий по обводнению, выражают беспокойство по поводу недостаточности темпов обводнительных работ.
В ряде населенных пунктов Ставрополья (особенно пораженных эсеровским влиянием) среди отсталых групп колхозников проявляются антиколхозные настроения («Единоличникам лучше жить, они свободны, конституция даст им права, нужно выходить из колхоза»).
В недородных районах за последнее время фиксируется значительное оживление деятельности кулацкого, эсеровского и к.-р. церковно-сектантского элемента, в первую очередь идущей по линии распространения а/с провокационных слухов о роспуске колхозов в связи с опубликованием новой конституции; о необходимости выходить из колхозов по мотивам: «выдают акты, чтобы сделать колхозников вечными рабами», «единоличникам теперь жить свободнее»; «о надвигающемся голоде», о необходимости бросать колхозы и бежать на Кубань.
Наряду с провокационной работой в районах Ставрополья вскрыт и ликвидирован ряд к.-р. кулацко-сектантских и эсеровских групп, проводивших организованную к.-р. работу, направленную на развал колхозов.
В Петровском районе ликвидированы за последнее время: 1) к.-р. сектантская группа, охватившая своей деятельностью, кроме Петровского, также и Евдокимовский район; 2) к.-р. группа из казаков — вселенцев с Кубани, пробравшаяся на Петровский элеватор и проводившая повстанческую деятельность, распространявшая провокационные слухи о скорой войне и гибели Советской власти; 3) к.-р. группа в с. Петровском, во главе с быв. эсером Сосновым, ведшая среди рабочих Птицекомбината и колхозников организованную а/с и антиколхозную работу.
Помимо этого намечена к ликвидации в ближайшие дни к.-р. группа, возглавлявшаяся кулаком Скоморощенко. В группу входит ряд кулаков к.-р. вселенцев с Кубани. Участники группы обсуждают необходимость «готовиться на случай войны, чтобы выступить против власти в тылу». В колхозе им. Евдокимова Спицевского района выявлена и арестована а/с группа, разлагавшая бригаду и организовавшая травлю стахановцев (предано суду 3 чел.).
Аналогичная к.-р. группа вскрыта в колхозе ст. Темнолесской Ворошиловского района. Обращает на себя внимание оживление среди быв. эсеров и эсерствующих элементов на Ставрополье. После опубликования проекта новой конституции среди эсеров усилились тенденции к группированию, к завязыванию связей, к пропаганде эсеровских «идей». Характерные высказывания быв. эсеров: «Как только будет принята эта новая конституция, так епархия большевиков провалится, ибо никто большевиками недоволен. Наши ребята социалисты-революционеры есть и сейчас, но только все попрятались, а сейчас они вылазят и еще покажут себя» (быв. эсер Крашеница, с. Ипатовское). «Одна партия, которая понимает крестьян и защищает их интересы и самая близкая к крестьянам — это эсеры, а вы смотрите, что делают коммунисты, колхозников своих заставляют голодать» (Полвинкин, Спицевский район).
В Ворошиловском, Шпаковском, Платовском и Спицевском районах вскрыты и разрабатываются эсеровские группировки, ведущие к.-р. работу. Участники эсеровской группы в Ворошиловском районе (с. Михайловское) ведут такие разговоры: «У нас в селе народ только и говорит, что о войне. Крестьянство все настроено против Советской власти. Пусть будет война, и мы скорее свергнем эту власть. Может быть, нам будет и хуже, но лишь бы не было власти большевиков. Они нас разграбили, пусть запомнят, что пощады им никакой не будет». В Шпаковском районе (с. Тугулук) группа быв. эсеров на своих сборищах сходится на том, что: «О колхозном строе теперь, пожалуй, рассуждать не приходится, т.к. другого строя теперь выдумать трудно. Жить по новому уставу артели можно, нужно только, чтобы у руководства были свои люди, дабы уставы и законы повернуть в свою пользу. Закрытые выборы дадут возможность выдвигать и проводить своих людей».
В связи с судебным процессом над троцкистско-зиновьевским террористическим центром50 в районах Ставрополья имеет место ряд активных к.-р. вылазок а/с кулацкого элемента. В Бурлацком районе быв. белогвардеец Коровянский, у которого брат быв. белогвардейский офицер, и Слинко (быв. организатор антиколхозных волынок) на собраниях колхозников выступили с к.-р. заявлениями в защиту Троцкого и Зиновьева, высказывали открыто террористические настроения в отношении вождя партии и других руководителей партии и правительства. Коровянский и Слинко арестованы.
В Петровском районе арестованы быв. эсер Сухотько Т.М., выступавший с наглой к.-р. пропагандой в защиту троцкистов. В Новоселецком районе 2 быв. кулака призывали к терактам над руководителями партии. Информирован крайком ВКП(б). № 2-3161/3.
Дагин
50 По делу «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра» по обвинению в террористической вредительской и шпионской деятельности и причастности к убийству С.М. Кирова были привлечены к суду 16 чел. (в их числе Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Л.Н. Смирнов, Г.Е. Евдокимов и др.). Процесс проходил 19-23 августа 1936 г. Все главные обвиняемые были приговорены к расстрелу.