Спецсообщение УНКВД по Северо-Кавказскому краю о реагировании к.-р. и кулацкого элемента края на проект новой Конституции. 27 июля 1936 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.07.27
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 285-287
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 3. Д. 60. Л. 369-374. Заверенная копия.

№ 102

Начальнику СПО ГУГБ Г. А. Молчанову

Опубликование проекта новой Конституции вызвало значительное обактивление к.-р. элемента — кулаков, попов, мулл, сектантов и др. В ряд сельсоветов, РИКов поступают заявления от лишенцев с требованием восстановить их в правах голоса. В Воронцово-Александровский сельсовет явилась группа лишенцев в 12 чел., которая потребовала «возвратить им голоса» и «проработать с ними проект Конституции».

Отмечены массовые факты возвращения быв. кулаков и лишенцев в родные аулы, села и станицы, а также попытки возвращения с места прежнего жительства спецпереселенцев. В Спицевском районе выявлены факты, когда кулаки, находящиеся в спецпоселках, шлют своим родственникам письма с просьбой предупредить тех, кто живет в отобранных у них домах о том, что «к осени пусть убираются, будем возвращаться». В станице Сторожевой (Черкесия) за последнее время имел место ряд случаев самовольного захвата быв. кулаками отобранных у них домов.

Наряду с этим кулаки в ряде мест усиленно распространяют провокационные слухи о «роспуске колхозов», возвращении из ссылки всех высланных, «скором падении Советской власти» и т.д. Большую активность проявляют попы, муллы и сектанты. В ряде мест Ставрополя попы стали появляться в селах в «облачении», надели рясы, на проповедях открыто обсуждают вопрос об открытии церквей. В национальных областях (Дагестан, Чечня, Карачай) муллы распространяют слухи о том, что «государство возьмет на свое иждивение всех мулл и будет строить на свой счет мечети и арабские школы». Под влиянием этих слухов в ряде мест (Ачхой-Мартан) имеют место случаи открытия бездействующих мечетей. Баптисты под видом молений устраивают нелегальные собрания по вопросу об открытии молитвенных домов. В Пятигорске в конце июня состоялось собрание группы баптистов, на котором в связи с проектом конституции обсуждался вопрос об открытии молитвенного дома.

Оживленно обсуждается проект новой конституции и среди контрреволюционно настроенной интеллигенции. При обсуждении проекта Конституции в группе специалистов крайЗУ были внесены такие предложения: «в статью 131-ю в абзац — “лица, покушавшиеся на общественную социалистическую собственность, являются врагами народа” — внести после слова “социалистическую” — и “личную”»; «в статье 144-й добавить, что “выдвигать кандидатуры в советы предоставляется право также отдельным трудящимся”»; «оговорить в Конституции право на пользование землей единоличниками. Надо единоличнику дать жить, пока он не стал колхозником».

Среди националистически настроенной интеллигенции (особенно в Дагестане, Северной Осетии и в Чечне) обсуждается вопрос о необходимости: а) «изгнания всех русских из национальных областей; б) выхода автономных республик и областей из Русского Северо-Кавказского края и организации в них федерации наподобие Закавказской; в) возвращение всех сосланных и осужденных; г) предоставление большей автономии в управлении и т.д.». В кругах североосетинских националистов обсуждается вопрос о необходимости объединения с Южной Осетией.

Необходимость выхода из СКК и «большей автономии» к.-р. националистически настроенные элементы мотивируют тем, что «у нас во главе руководства стоят русские, которые не любят и притесняют горцев, сгоняют их в колхозы и душат налогами. Мы должны прогнать русских и вершить свою судьбу собственными руками».

Под влиянием агитации к.-р. элемента и вследствие слабой массово-разъяснительной работы отмечены отрицательные высказывания о проекте конституции со стороны колхозников и факты невыхода на работы. В отдельных селах Ставрополя среди части колхозников отмечены разговоры о том, что «конституция будет проводиться только в городах, а у нас местные коммунисты не допустят»; «на Советскую власть нажала заграница, вот и конституцию дали, потом отберут; конституцию дали из-за скорой войны; теперь будет свобода, и на работу может выходить тот, кто хочет, насильно заставить нас работать никто не имеет права». В некоторых колхозах Ставрополя и Черкесии группы колхозников, лодыри и рвачи, пытаются уклониться от колхозной работы.

В с. Зрсакон (Черкесия) группа колхозников, в 20-х числах июля работавшая по дорожному строительству, организованно бросила работу и разошлась по домам. На вопрос председателя колхоза о причине ухода с работы колхозники заявили: «Теперь уже нет такого закона, когда вы заставляли нас работать так, как вам хотелось, теперь мы будем работать так, как хотим мы сами». Местные руководящие работники не только не ведут разъяснительной работы по проекту конституции, но во многих случаях сами слабо разбираются в вопросах новой конституции и в ряде случаев грубо искажают отдельные ее пункты.

В с. Серафимовском Бурлацкого района председатель колхоза и парторг дали колхозникам такое объяснение: «Если республика захочет выйти из Союза, то она может даже установить у себя монархию и заключить договоры с буржуазными государствами» или «у нас будет как во Франции — две палаты, одна социалистическая, другая примиряющая». В с. Бурлацком в одном из колхозов парторг созвал собрание, зачитал конституцию, но предупредил, «чтобы вопросов не задавали, ибо я и сам плохо разбираюсь». В одной из немецких колоний в Ставрополе парторг отказался объяснять конституцию на немецком языке. После настойчивых требований колхозников парторг стал их ругать, называя «фашистами».

Характерно толкование проекта конституции одного из докладчиков на собрании в Кабарде: «Классовый враг уже полностью ликвидирован, кулаков теперь нет, а есть граждане, и теперь только головотяпы или ничего не понимающие люди могут говорить, что у нас есть еще классовый враг и есть еще классовая борьба. Кулак ликвидирован, и никакой борьбы быть теперь не может. Если теперь кто-либо посмеет говорить о наличии классового врага, то мы его будем бить как следует». № 2-3088/3.

Дагин