Спецсообщение УНКВД по Татарской АССР о деятельности кулацких и прочих к.-р. элементов в связи с выдачей колхозам актов на вечное пользование землей. 28 января 1936 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1936.01.28
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 220-221
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 3. Д. 60. Л. 160-164. Заверенная копия.

№ 75

Спецсообщение УНКВД по Татарской АССР о деятельности кулацких и прочих к.-р. элементов в связи с выдачей колхозам актов на вечное пользование землей41

ЦК ВКП(б) т. Поскребышеву (для т. Сталина)

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Ежову

СНК СССР т. Могильному (для т. Молотова)

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Кагановичу

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Андрееву 

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Жданову 

Сельхозотдел ЦК ВКП(б) т. Яковлеву

Вручение колхозам государственных актов на вечное пользование землей в ряде мест Татарской АССР вызвало значительную активизацию кулацких и прочих антисоветских элементов, распространяющих среди сельского населения всевозможные слухи.

Пестречинский район. В колхозе «Кр[асный] пахарь» дер. Уланово кулак Корочкин вел среди колхозников агитацию о том, что «с вручением актов на вечное пользование землей колхозники навечно закрепляются к земле, никуда не смогут уйти, и жизнь будет в колхозе хуже крепостного права. На собрание не ходите и не принимайте акт». В результате его агитации на собрание по вопросу о распределении доходов колхозники, несмотря на трехкратное их оповещение, не явились, боясь, что на собрании будут ставить вопрос о госакте на землю. Под его же влиянием колхозницы Липатова и Игнатьева вели среди колхозниц агитацию: «Пришло время, стали колхозников закреплять навечно к земле, теперь никуда не уйдете и нигде на работу не примут. Умные люди не закрепляются и уходят из колхозов в город, поступают там на работы, а мы, дураки, будем весь век маяться в колхозе, работать поневоле. Единоличники живут лучше нас, колхозников, сами себе хозяева». В с. Пестрецех колхозница Евстигнеева Ксения говорила женщинам: «Работали целый год, а толку нет, дети обносились. Говорят, что нас хотят закрепить к земле навечно. Вот тебе и коммуна будет. Бежать-то некуда, так и придется всю жизнь маяться».

Казанский район. В колхозе «Голубое озеро» Кадышевского сельсовета группа колхозников распространила слухи о том, что «с вручением акта колхозу на вечное пользование землей колхозники сами себя закабаляют навечно в колхоз. Пока не поздно, надо из колхоза уходить». Под влиянием агитации два колхозника подали заявления о выходе из колхоза. В последнее время значительно усилился приток заявлений в правление колхоза с требованием выдать справки на выезд в город на заработки (в неорганизованном порядке). В колхозе «Пионер» Шигалинского сельсовета на собрании по вопросу о вручении акта колхозу на вечное пользование землей кулачка Егорова Ксения заявила: «Государственный акт на вечное пользование землей колхозам выдают для того, чтобы зажать трудовое крестьянство, чтобы они вечно работали, у колхозников последние гроши отбирают». После Егоровой выступил быв. торговец мясом Шипалев Иван: «Я не верю будущей хорошей жизни, это просто обман крестьянства. Не верю, что колхозникам придет хорошая жизнь. Государственный акт на вечное пользование землей есть только обман для молодежи, а нас, стариков, не обманешь, мы знаем, как раньше жили. При старом режиме мы хлеба имели вдоволь, а при соввласти голодаем, теперь жить становится труднее и труднее».

Особенно широко распространилась антисоветская агитация в связи с выдачей колхозам госактов на вечное пользование землей в Чистопольском и Кзыл-Армейском районах. Классовый враг широко использовал в своей контрреволюционной агитации сделанное председателем ТЦИК т. Байчуриным предложение о том, чтобы под надземными межевыми столбами закопать соответствующие постановления РИКов (в стеклянной посуде) с указанием в них, что здесь кончается землепользование того или иного колхоза. Это мероприятие т. Байчуриным обосновано тем, что в случае утери наземных межевых знаков, во избежание последующих земельных споров между колхозами можно было бы путем раскопок отыскать действительную границу землепользования. Кулацкие элементы распространяют в связи с этим провокационные измышления о том, что «в бутылках под столбы зарывают списки колхозников, закрепляют их этим самым навечно к земле, а в случае переворота Советской власти эти списки будут извлечены и переданы новой власти, которая будет знать, с кем расправляться». В татарском колхозе им. Вахитова Исляйкинского сельсовета колхозница Валеева убедила женщин не выходить на собрание при закладке межи своего столба, заявив при этом: «Нечего нам ходить — бутылку хоронить, это насмешка и какая-то не нужная никому религиозная обрядность». В колхозе «Активист» Михайловского сельсовета демонстрация колхозников, направляющаяся к межевой грани, была осмеяна деревенскими подростками, которые кричали: «Бутылку пошли хоронить». Активные кулацкие элементы репрессированы. Сообщено обкому ВКП(б).

Веверс

41    Постановление СНК СССР «О выдаче сельхозартелям государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей от 7 июля 1935 г. обязывало НКЗем провести необходимые землеустроительные работы для уничтожения чересполосицы, дальнеземелья и прочих недостатков. В государственном акте должны были точно указываться размеры и внешние границы земли, закрепленной за колхозом. Была издана инструкция НКЗема «О порядке составления и выдачи с/х артелям госактов на бессрочное, вечное пользование землей». К 1937 г. 88 % колхозов получили такие государственные акты (см.: История советского крестьянства. Т. 2. М., 1986).