Спецсообщение УНКВД по Западно-Сибирскому краю об отрицательных настроениях колхозников в неурожайных районах края, по данным на 7 января 1936 г. 17 января 1936 г.
№ 72
Засыпка семфонда
По данным крайЗУ, на 1 января 1936 г. план засыпки семян по краю выполнен на 55,5 %. Из 107 районов полностью выполнили план засыпки семян 6 районов, от 90 до 99 % — 11 районов, от 80 до 89 % — 12 районов, от 70 до 79 % — 11 районов, от 60 до 69 % — 11 районов, от 50 до 59 % — 6 районов, от 40 до 49 % — 10 районов, от 30 до 39 % — 9 районов, от 20 до 29 % — 12 районов и ниже 20 % — 19.
Особенно отстающими являются: Белоглазовский район, выполнивший план засыпки семян на 1,1 %, Тальменский — 2 %, Шипуновский — 2,5 %, Мамонтовский — 3,7 %, Калманский — 6,4 %, Ребрихинский — 8 %, Курьинский — 8 % и Парфеновский — 8,6 %. Для районов, не имеющих своих семян, разрешен отпуск семенной ссуды в количестве 2187,3 тыс. ц. Из этого количества на 1 января 1936 г. колхозами было завезено только 736,6 тыс. ц, или 33,7 %. Совершенно не приступили к завозу семссуды 22 района.
Распределение доходов в колхозах
Распределение доходов в колхозах Западной Сибири затягивается. По имеющимся в краевом управлении НКВД данным от 31 района, распределение доходов закончено только в 1048 колхозах, что составляет лишь 32 % к общему количеству колхозов в этих районах. В неблагополучных по урожайности районах колхозники получают на трудодень не свыше 500-1000 г зерна, а в некоторых колхозах ничего не получают.
В Панкрушихинском районе имеется 58 колхозов, из них в 10 колхозах колхозники получают на трудодень 500 г, в 20 колхозах — до 1 кг, в 23 колхозах — до 2 кг и в остальных 5 колхозах — от 2 до 3 кг зерна.
В Лагостаевском районе во многих колхозах натурой ничего не получают, за исключением взятых ранее авансов (по 600-700 г на трудодень).
В Мамонтовском районе ввиду отсутствия хлеба в большинстве колхозов распределение доходов натурой не производится.
В Учпристанском районе распределение доходов натурой еще не закончено. В ряде колхозов подлежащий выдаче на трудодни хлеб уже забран в порядке авансовых выдач, не превышающих 500-700 г на трудодень. Таково положение и в других неблагополучных по урожайности районах, особенно в южных и в части центральных районов.
Деятельность к.-р. элемента в колхозах
Неудовлетворительное положение с засыпкой семян и низкая натуральная оплата трудодня в неурожайных районах широко используется социально чуждым и прочим к.-р. элементом в агитации против Советской власти и колхозного строительства. Указанные элементы, заметно активизировавшиеся в последнее время, распространяют к.-р. агитацию о том, что «во всем виновата Советская власть, если бы не было Советской власти, колхозники не сидели бы голодными». В ряде районов кулаки провоцируют колхозников либо требовать перехода на денежный расчет без натуральной оплаты, либо уходить из колхозов, «иначе, заявляют кулаки, вы все погибнете, как мухи». «Советская власть довела крестьян до нищеты, остались все голодные и раздетые, а все гонят — вези, выполняй» (кулак Некрасов, Шипуновский район). «Хлеба нет, все отобрали и увезли за границу, колхозникам осталась одна трава. Надо сейчас же ставить вопрос о переходе на денежный оклад или разбегаться кто куда, а то все вы погибнете, как мухи в воде, власть доведет вас до гибели!» (кулак Соколовский, Учпристанский район). Бригадир колхоза «Красный победитель» Учпристанского района Гришин, зажиточный, говорит: «Нас кругом ограбили, хлеб отобрали и оставили колхозников голодными. Надо сказать колхозникам, чтобы разбегались и жили кто как умеет, иначе все погибнем с голоду». Колхозник из колхоза «Новый путь» Крапивинского района Жеребцов, зажиточный, говорит: «До 1928 г. жить было хорошо, а теперь в этих колхозах сидим голодными». В этом же колхозе бригадир Черданцев заявил: «Все равно уйду из колхоза, а здесь работать не буду, мы три года боремся, и ничего не выходит». Со стороны проникших в колхозы кулаков и прочего социально чуждого элемента имели место открытые к.-р. выступления на общих собраниях колхозников.
В Парфеновском районе в декабре в колхозе «Знамя труда» на общем колхозном собрании по вопросу о вручении акта на вечное пользование землей выступил кулак Филипских: «Этот акт нам не нужен, т.к. нам дали одни соленцы, земля не родит, наш колхоз хорошо жить не будет, и колхозники будут голодать». Далее Филипских заявил: «Нам здесь говорят, что надо иметь агрономов и трактора, но все это ерунда, т.к. агрономы и трактора только губят нашу землю. Также нужно отказаться от норм, т.к. они губят наш колхоз, каждый старается выполнить нормы, и чтобы лучше сделать, никто не стремится. Мы раньше жили без норм и ели хлеб, а теперь с нормами сидим голодными». После того как это выступление было встречено аплодисментами, Филипских встал перед собранием на колени и просил простить его за все сказанное. Филипских арестован.
В Каменском районе в колхозе «Путь колхозника» в декабре 1935 г. проводилось общее собрание колхозников по вопросу о хлебозакупке. На собрании выступил колхозник Павлов, зажиточный: «Хлеб не дадим, никто не имеет права взять наш хлеб, а правление старается сдать хлеб, чтобы получить красные значки». Его поддержал колхозник Бабкин: «Дать 50 ц и хватит им глотку заткнуть, а то они каждый год обманывают, заставляют нас сидеть голодными». Собрание было сорвано.
Отрицательные настроения среди колхозников
В ряде неурожайных районов все это обусловило отрицательные настроения части колхозников. Имеют место заявления о том, что «семян нет, сеять будет нечем, хлеба тоже нет, не знаем, как будем дальше жить». «Сколько живем, и ничего хорошего от колхозов не видим, отбываем принудиловку. Только и знаем, что работаем на государство». «Раньше отработаешь по найму и за свой труд получишь, а сейчас день и ночь работаешь, а с колхоза ничего не получаешь».
В Мамонтовском районе колхозница Татьянкина явилась в сельсовет и потребовала: «Я и моя семья голодные, пришла с мешком просить у вас хлеба. Вы знаете, что мы за работу в колхозе не получили ни одной копейки, а поэтому я никаких займов вам платить не буду».
В Тальменском районе в колхозе «Трудовики» многие колхозники не посещают собраний. Колхозник Малышев заявил: «Колхозники не идут на собрания, т.к. они знают, что на голодное брюхо будут говорить сказки». В связи с продовольственными затруднениями в ряде районов колхозники забивают скот, находящийся в личном пользовании.
В Здвинском районе за 3 месяца продано колхозниками крупного рогатого скота 396 голов, овец — 1100, свиней — 549. Продажа производится преимущественно в селах В.-Урюм, Старо-Горностали, Лянино, Барлакуль, Верх-Каргат и Ново-Щербаки.
В Тяжинском районе во многих селах колхозники забивают скот, продают мясо на базаре, а деньги несут в кооперацию с просьбой «достать им хлеба». Отдельные колхозники забивают коров, оставаясь совершенно без скота. В большинстве неурожайных районов и колхозов трудовая дисциплина на чрезвычайно низком уровне. Многие колхозники не выходят на работу. В колхозе «Заря» Панкрушихинского района колхозники на 50 % не выходят на работу, заявляя: «Хлеба нет, на работу не пойдем». С большим трудом правление собирает колхозников для производства неотложных работ (кормежка скота и пр.). В колхозе им. Куйбышева Здвинского района из 45 колхозников, работающих на животноводческой ферме, не выходит на работу 18 чел. Мотивы невыхода — отсутствие хлеба. В колхозе им. Куйбышева Учпристанского района половина колхозников не выходит на работу, заявляя: «Сколько ни работай, все равно нам ничего не достанется, нужно бросать работу и уезжать на производство».
В Тальменском районе в колхозе им. Блюхера большинство колхозников не выходят на работу. Часть колхозников просит справки с тем, чтобы уйти на производство. В последнее время по ряду районов наблюдается массовая подача заявлений о выходе из колхозов: «Чем жить в колхозе и работать день и ночь, а на хлеб продавать свой скот, лучше продать все имущество и уйти на производство». Многие колхозники намерены уйти совсем из колхозов под видом отходничества.
В Родинском районе многие колхозники берут из колхозов и сельсоветов справки о том, что они якобы уходят на отходничество. С этими справками они группами являются в райотделение НКВД с просьбой выдать им разрешение на право въезда в погранполосу, преимущественно в г. Хабаровск, заявляя: «Едем на постоянное жительство вместе с семьями, здесь нет хлеба». Ссылаются при этом на то, что «в Хабаровске у них есть знакомые и родственники». Всем им в выдаче разрешений отказано. В колхозе им. Буденного Солтонского района подано 22 заявления об уходе на отходничество. Кроме того, ушло без разрешения правления на разные работы 25 колхозников.
В Мамонтповском районе за последние три месяца из колхозов выехало на производство и в совхозы до 200 колхозников вместе с семьями.
В Тальменском районе за декабрь колхозниками выбрано 146 паспортов для ухода в город.
В колхозе им. Сталина Тяжинского района после объявления колхозникам о том, что на трудодни ничего не остается, 22 колхозника тут же подали заявления о выходе из колхоза.
Подготовка к севу единоличников
Полученные из отдельных районов материалы о подготовке единоличников к севу сигнализируют о том, что многие единоличники к севу не готовятся и к весне намереваются с постоянного места жительства выехать. Многие единоличники выезжают уже сейчас.
В Панкрушихинском районе за последнее время выехало неизвестно куда 165 единоличников. Почти во всех селах из единоличников остались только женщины и старики. Оставшиеся кое-где трудоспособные единоличники в ответ на предложения вступить в колхозы заявляют: «Лучше уйдем на производство, в колхозах сидим голодные».
В Мошковском районе единоличник Скубилов говорит: «Этот год надо сделать так, чтобы избежать посева, все равно весь хлеб государство заберет. Я думаю оставить семью дома, а самому к весне уехать на производство».
В Солтонском районе большинство единоличников заявляет о том, что «сеять не будем», и выбирают паспорта для выезда на производство. По данным паспортного стола, единоличниками ежемесячно выбирается по 200-300 паспортов. Выезжают преимущественно в Сталинск, Прокопьевск и на Спасские прииски Горно-Шорского района. Имеется ряд фактов, когда единоличники хранят свое имущество в одном населенном пункте, а сами живут в другом селе.
В Тальменском районе за декабрь 1935 г. единоличниками выбрано 370 паспортов. Все они выехали неизвестно куда. В декабре органами НКВД ликвидировано 10 к.-р. кулацких группировок (привлечено по ним 32 чел.), срывавших подготовку к весеннему севу. Сообщено в краевые партсоворганы. № 30094.
Жабрев