Сводка донесений заместителей начальников политотделов МТС по работе ОГПУ о положении в деревне. Не ранее 9 июня 1934 г.
№ 221
Украина
Елановская МТС Донецкой области. В сс. Еленовка и Александринка в последнее время значительно усилилась к/p агитация местных попов. Попы провоцируют колхозников на устройство молебнов и крестных ходов на колхозные поля. (Донесение заместителя нач[альника] ПО МТС т. Фадеева от 9 июня.)
Какуновская МТС Одесской области. В артели «Заповит Ильича» колхозницы пытались организовать молебствие о дожде. С этой целью собирались продукты. В колхозе «Красный яр» месяц тому назад явились попы из с. Арбузники и начали поголовное крещение детей до 5—6 лет. Под влиянием этих же попов две колхозницы святили колодезь и собирали деньги для организации молебна на поле. В колхозе «Призыв Ильича» колхозницы выкопали гроб самоубийцы и полили его водой, а так как на следующий день пошел дождь, то колхозницы стали проводить агитацию религиозного характера. (Донесение заместителя нач[альника] ПО МТС т. Катеринич от 7 июня.)
МТС им. Хатаевича Днепропетровской области. В с. Новое Запорожье имеется группа сектантов-«трясунов», в составе 6 кулаков и лишенцев, которые занимаются к/p агитацией. Сектанты под видом молений собирают колхозников и обрабатывают их в к/p духе, критикуя все мероприятия соввласти и партии. Особенно резкие выступления против раскулачивания и коллективизации, против хлебопоставок. Отмечается ослабление трудовой дисциплины в колхозах. (Донесение заместителя нач[альника] ПО МТС т. Штеллер от 9 июня.)
Северный Кавказ
Нагорная МТС. В с. Светловодск[ом] существует группа баптистов, члены которой систематически собираются и обсуждают под видом молений мероприятия Советской власти. В числе членов группы состоит также учитель местной школы крестьянской молодежи, в 1930 г. осужденный за сектантскую работу среди учащихся и пионеров на 3 года ссылки. В колхозе «Красный комбайн» в с. Ватех появился известный кабардинский лектор Зулкармей, который писал колхозникам молитвы и запрещал им работать, приказывая носить молитву защитой на груди. Колхозники отказывались от работы, заявляя: «Если выйду на работу, аллах нашлет на меня холеру, и я умру». В том же колхозе председатель Дауров (кандидат ВКП(б)) и председатель сельсовета — быв. мулла, на колхозные средства отремонтировали межгет: на следующий день их жены организовали «черный курман», во время которого председателя сельсовета обливали водой, «чтобы пошел дождь». (Донесение заместителя начальника ПО МТС т. Саватеева от 4 июня.)
Терновская МТС. В с. Терновском группа из 5 сыновей кулаков ведет к/p агитацию, часто религиозного характера: «По откровению Иоанна, люди, забывшие Бога и не исполняющие заветов его, будут наказаны, Бог пошлет им голод и смерть. Партийные закрыли церковь, не дают свободно молиться, а там, где церкви открыты, ссыпают зерно. Это такая насмешка, за которую Бог карает нас. Дождя нет и не будет. Колхозы — это путь к коммуне, а коммуна антихристова выдумка». (Донесение заместителя нач[альника] ПО МТС т. Вигента от 7 июня.)
В селах Верхний и Нижний Шир-Юрт группа колхозников организовала жертвоприношение, для чего собирались продукты. Та же группа занимается к/p антиколхозной агитацией: «Бог разгневался на колхозников и не дает дождя, если бы не было колхозов, то был бы дождь». (Донесение зам[естителя] нач[альника] ПО МТС т. Аршубекова от 3 июня.)
Азово-Черноморский край
Бесскорбненская МТС. В с. Бесскоробненском быв. монашки Максименкова и Орехова, раскулаченные, организовали молебен. Монашки агитируют среди колхозниц: «Конец века, приходил странник, который принес из пещер письмо, написанное золотыми буквами; в письме было написано, что если колхозы не разбегутся, если люди не покаются, и не станут ходить в церковь, то всех сожгут огнем». (Донесение заместителя нач[альника] ПО МТС т. Королева от 2 июня.)