Выдержки из деревенской корреспонденции, идущей в Красную Армию. Февраль 1929 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1929.02
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 839-843
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 597. Л. 31—34. Машинописная копия.

№ 326

Предпринятый по линии ЦК просмотр 100% корреспонденции, идущей в Красную Армию (распоряжение тов. Ягода)155, показал, что кампания по усилению хлебозаготовок привлекла серьезное внимание деревни. В большинстве писем, касающихся хлебозаготовок, имеются указания на принудительное изъятие хлеба, «реквизицию» и введение продразверстки.

 

30, 31 января и 1 февраля

2, 3 и 4 февраля

Просмотрено писем

4237

4243

Сделано выписок

172

198

В % к числу просмотренных

4,1

4,7

Ежедневно конфискуется от 30 до 40 писем с явно контрреволюционным содержанием, идущих в Красную Армию.

«Москва.

За последнее время что-то кажется нехорошо в смысле вот этой заготовки хлеба. Что-то как-то страшно становится с их заготовкой. Они говорят, что хлебозаготовка обязательно нам нужна. Николай 2-й имел запасы на 12 лет. У нас в настоящее время запаса ничего нет. Мы хотим сделать лет на 6, но только плохо тем, так по-моему заготовку не делают, сначала вызывают в совет и говорят, сколько ты можешь вывезти хлеба, конечно, тех людей вызывают, зажиточных и надежных, но как говорить, если сказать мало, они тогда говорят, ну хорошо, если у тебя мало хлеба, то мы придем сами посмотрим, а если ты нам соврал, то все заберем и тебя отправим, как ты думаешь, законно это или нет. Если добровольно, то добровольно, но не надо так запугивать граждан. Где же у нас теперь власть рабочих и крестьян. До нас еще не касались, не знаю, срок говорят этого самообложения продлен до февраля. Постановили собрать сначала деньгами по 35 коп. с рубля. Не знаю, сколько положат хлебом. Не пишу точно, т.к. не был на собрании. Вообще жизнь было наладилась, а теперь пугает, как бы с этой заготовкой не пришлось голодать, как в 21 г. Мне кажется городским жителям лучше, чем сельским, до них это наверное не касается. Теперь кредитное т[оварищест]во что-то проделывает, кто из членов брал долгосрочный кредит на 2—3 года, берут сейчас, денег нет, продают скотину, смотря кто сколько брал. Вот как посадили, что даже курам смешно делается. Каждый надеялся что-либо себе сделать на деньги, а получилось что хуже нечего и быть, ведь тут похоже на темную игру в карты, кто кого обыграет, кто же после этого будет писаться в члены, брать эти деньги, ты посуди сам. Где же лозунг кооперации в смысле помощи крестьянству по возможности во всех отношениях.

1 февраля. Грязи Тамбовской губ.».

«Москва.

У нас есть на селе новости — реквизируют хлеб, а у кого есть излишки хлеба, принуждают вывозить, а если у кого много и не везет, то арестовывают хозяина и вешают казенный замок.

30 января. Сталинград».

«Москва.

У нас в настоящее время настроение крестьян какое-то напряженное, именно потому, что за с/х налог некоторых стариков подтягивают по всем правилам за просрочку налога берут хлеб, скотину и проч[ее] барахло. При том в настоящее время идет хлебозаготовка. В кооперации некоторые товары дают только на хлеб. На базаре уже не увидишь частного закупщика хлеба. Как чуть появилось немного мешков, так и гонят их в кооперацию. Дальше начинают делать самообложение, покупка займа по укреплению крестьянского хозяйства. Конечно, хотя на все указанное недовольна несознательная часть населения, но между прочим, немного тяжеловато малоземельному крестьянину. Между прочим все это неважно, хотя и трудновато, но надо строить социалистическое хозяйство Республики. В культурном отношении деревня понемногу растет, переходит на многополье. Применяют травосеяние и т.п.

30 января с.г. с. Шетуховка Курской губернии».

«Москва.

Сейчас я только получил твое письмо. Отвечаю и немедленно уезжаю на село, качать налог, страхплатежи, хлебозаготовительную кампанию. Проводить кооперирование и все такое. Мобилизовали какие только были силы на селе. Бешенная горячка особенно с самообложением и хлебозаготовкой. Из этого сужу, что положение страны скверное. А посмотрел бы ты какой сейчас политический кризис в деревне. Ужаснулся бы. Серьезно и без преувеличения говорю, что-то невероятное, контрреволюция и духовенство подняли голову. Вместо изб-читален — церкви переполнены крестьянами, первые пустые (проповеди, чтение исподтишка), контрреволюц[ионное] гадание на сходках собрания, когда начнешь говорить, все общество почти затыкает глотку, драться прямо лезут. Массовые протесты против намеченной партией и правительством политики самообложения. Конечно, взгляд мне кажется крестьян неправильный, на попа дают, на школу нет. Влияние контрреволюции огромное. Она (контрреволюция) сумела настроить на 90—100% крестьян против партии. Не говорю, что по всем селам такое положение, есть лучше, но незаметно. Я обслуживаю 18 больших сел и почти в каждом одинаковое положение с маленькой разницей. Политпросветработы почти никакой нет. Беда. Что делать? Все партийные и комсомольские силы брошены на деревню и все-таки мало удается сделать. Сегодня я получил новое назначение в село (12 верст от дома). Нужно ехать надрывать глотку, агитировать за самообложение, которое раз сорвано, сняли того и назначили меня — поручили выполнить задачу. Ты не можешь себе представить, как это тяжело будет бороться одному, против нескольких сот человек. Тяжело работать. Снова начал я худеть немного. Сейчас у меня есть бешенное желание (дурацкое) я бы с удовольствием стрелял попов, если бы возможно, сколько они портят дела. И еще плохо — заготовляют хлеб, все куда-то отправляют, крестьяне хотят покупать — нет. По мельницам, кооперативам нигде нет.

31 января. Кожанка, Б.Церковский окр.».

«Москва.

С хлебозаготовками у нас дело обстоит весьма скверно. Мы сейчас уже применяем всевозможные методы по хлебозаготовкам вплоть до методов военного коммунизма (имей в виду, что я тебе пишу партсекрет) и результаты все же плачевные. Проклятое кулачество имеет по 3—4 тыс. пудов и ни фунта не сдают, чего-то выжидают. Я лично думаю, что они именно выжидают применения к ним больше подобного военному коммунизму и я лично, пожалуй, на это согласился, раз оно не считается с положением страны. Но мы пока что нажимаем на задолженность за ними, а по магазинам воспретили всякую продажу товаров за деньги, даем мануфактуру только за хлеб, т.е. тому, кто сдает хлеб. Нужно все же тебе сказать, что с казачества трудно выполнить директиву партии, но мы люди бывалые и надеемся линию партии выполнить.

31 января, Константиновская, Дон».

«Москва.

У нас в настоящее время в Рассказово у мужиков на базаре хлеб стали отбирать по 84 коп. за пуд, а рожь по 72 коп. Это стали отбирать в кооперацию и ссыпные пункты, стали брать по твердой цене у мужичка, а то говорят, что он очень дорого торгует по 1 руб. — 1 руб. 05 коп. Мужик теперь хлеб никакой не возит на базар и ссыпные пункты, потому что ему в кооперации деньги не платят, а дают талон за его хлеб по талону ему можно брать мануфактуру, но не на все деньги ему нужна мануфактура, а кому и не нужна, ему нужны другие вещи, а в кооперации этого нет, ему может нужна корова или лошадь или еще что-нибудь, а в кооперации того нет. Вот поэтому и ничего не везут. Прошлый базар разогнали и отбирали по экетной цене, а теперь он не везет никакого хлеба, в рабкоопах стали продавать по книжкам муку по 1 руб. 16 коп. белую муку на книжке по 3 фунта, а у кого книжки нет, тому приходится брать у частного торговца по 15 коп. за фунт. По книжке все в очереди и жди в очереди, а мужик теперь обозлился и скажет полтора, а то и два рубля пуд хлеба, что-то стало время хуже, строжее и злее.

1 февраля. Рассказово Тамбов[ской] губ.».

«Москва.

Последнюю треть налога платить 1 февраля, но на нас сделали такой нажим, что должны были платить 15 января, а кто не успел того передали суду. Суд присудил в два раза больше, а если не платить, то сейчас опись имущества, а с торгов весь скот пошел за полцены. Мы думали, что кое как выплатили налог и слава богу, но не тут то было. Приезжает из Кургана член исполкома Алексеев и дает нам задание хлеба из 3 деревень 6000 пуд., а когда сказали, что хлеба нет, то он сказал, что мы [для] вас сделаем 21 год пойдем по амбарам и выгребем. Ну что ж нам делать? Согласились и не скажу, что даром, не по ценам ржи принимали и вывезли свое задание, что ж ты думаешь не успели довезти как приезжает из Варгашинского РИКа Т.М. и объявляет, чтобы сделали самообложение в 3 000 и облигации 2 500 руб., ты не думай, что когда делалось собр[ание], то проводилось по — советски, нет это делалось с обманом. Не объясняют, что такое самообложение и облигации, вы знаете из газет. В селе Саломатном обманули и на хозяйство пришлось по 500 руб., 300, 200, 100 и самое малое 50 руб. Крепко нам наказано, что они нас не бросают и до тех пор нас мучают, пока не согласишься, вот какая жизнь. Если возможно, то узнай, кум, как там относятся к этому.

1 февраля». Штампа и подписи нет.

«Москва.

Понес, а они уехали, подходит отец в сельсовет, дает эти 2 руб. секретарю, которые они велели принести. Секретарь у нас Варяка, а он их не берет, принести ему все, потом принял эти 2 руб. 20 коп. и говорит давай все, отец говорит, у меня сейчас нет, пойду достану и принесу, а он знать ничего не хочет давай сейчас, отец говорит где ж я тебе сейчас возьму, а Варяка серьезно исполняет запрягает лошадь и едет насыпать у него ржи, отец говорит лучше не езди я принесу сейчас деньги и пошел домой, не успел взойти в избу, а они идут опять. Начальник милиции, М. Манин и В. Васильечев. Милиционер рассердился на отца, ты почему не принес налог, а отец — я несу сейчас, а они — теперь опоздал, срок истек, теперь нам нужна рожь, а отец говорит — рожь не трогайте я понесу деньги, а они без всякого разговора принесли меру и начали насыпать рожь, а отец им говорит не троньте, а они не обращают внимания, отец тут пошел в сельсовет для того, чтобы опередить их и отдать деньги, а потом вернуть их с рожью обратно, они начали насыпать пока с успехом, мать вышла и сказала не троньте рожь, ведь понесли деньги, а начальник милиции на мать — иди туда, а куда это не твое дело, а ей свое жалко, она еще раз повторила, он на нее как крикнет тебе сказал иди, а куда идти, мать вошла в избу, а они насыпали неизвестно сколько и уехали, обогнали отца и приехали прямо в сельсовет, приходит и отец туда и говорит верните рожь, а деньги нате, а они на него замолчи, ты арестован, пришлось молчать и поехали они ссыпали и взвесили может быть там 20 пуд., а они приходят и говорят, что ржи вышло 13 пуд. 30 фунт., 1 руб. 70 коп. отдали будто бы отцу лишних, когда отдавали отцу эти деньги, и квитанцию отец не хотел брать, а они говорят, если не возьмешь, то ответишь, посадим в тюрьму, взяли отца на испуг и вручили ему деньги и квитанцию и так нам было обидно, что и сказать нельзя.

30 января. Большая1*...»

«Москва.

Как у вас обстоит дело с продовольствием, хлеб у нас похоже реквизируют, приезжают агенты и просят добровольно, кто привезет хлеб, тот получает мануфактуру, эта картина кажется очень неблагоприятна для крестьян, потому что крестьяне все недовольны, ты знаешь какой у нас урожай, через пять лет получаем средний урожай, а тут ставят вопрос так — хлеба нет и мануфактуры нет.

30 января. Сталинградская губ.».

«Москва.

У нас сейчас идет сбор недоимок за семенную ссуду, собирают так — все начисто. У кого нет денег, то продают последнюю корову и курицу, даже снимают пиджаки и все продают за недоимки.

Курдюм Саратовской губ.».

«Москва, Овчинниковская набережная, д. № 8. М.В.Хрипченкову.

Тут отбирают хлеб и так отбирают — предпишут сколько привезти пудов, а если не привезешь, то сажают и отбирают пшеницу, но вы наверное ничего не знаете, я читал в газете, где пишут, что крестьяне будто хлеб везут добровольно, но вот тут-то такая лавочка, так что крестьянам жизнь ни к черту».

«Москва.

У нас в деревне стало плохо. Крестьяне недовольны своим правлением за большие налоги, денег взять негде, а им ни почем. Давай последний хлеб и гони скотину на базар, продавай, а давай.

Ряжск Рязанской губ.».

«Москва.

У нас большая нужда. Пропал хлеб и реквизируют. Хлеб весь вытащили из закрома и вывозят в элеватор.

Мордово Тамбовской губ.».

«Москва.

Хлеб забирают, оставляя на душу 11/2 пуда.

Усть-Медведицк Сталингр[адской]губ.».

«Москва.

Во всех станицах Кубани у населения идет опись всего наличия зерна. Оставляют только на посев и прокормление, остальное заставляют вывозить — применяется полнейшее насилие. Под давлением Легоньки было принято постановление о самообложении 35% с налоговой суммы и был назначен срок выполнения трехдневный. При сельсовете постоянно находится пост милиции. Настроение у всех тревожное.

Владикавказ, 8-й полк связи». 

1* Далее в тексте пропуск.

155    Шифртелеграмма № 3409 от 24 января 1928 г была направлена за подписью зампреда ОГПУ Ягоды и заместителя начальника ОО ОГПУ Я.К.Ольского начальникам Особых отделов САБО, СибВО и ЗакВО. В ней констатировалось, что меры по усилению хлебозаготовок повлекли жалобы крестьян на «нажим» властей и деревенские письма насыщены высказываниями о восстановлении продразверстки и требованиями о создании крестьянских союзов. Помимо информирования центра о реагировании красноармейцев на хлебозаготовительную кампанию военные контрразведчики совместно с политорганами и командованием обязывались активизировать разъяснительную работу в армейской среде (ЦА ФСБ РФ. Ф.2. Оп. 6. Д. 982).